СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование современных икт на начальном этапе обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа посвящена исследованию специфики влияния информационно коммуникативных технологий на уроках иностранного языка находящихся на начальном этапе обучения.

Просмотр содержимого документа
«Использование современных икт на начальном этапе обучения»





ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИКТ

НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ




Данная работа посвящена исследованию специфики влияния информационно коммуникативных технологий на уроках иностранного языка находящихся на начальном этапе обучения.



ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

    1. Психолого-педагогические особенности начального этапа образования

В отечественной (Л.С. Выготский, С.И. Рубинштейн) и зарубежной психологии (Б. Уайт, Дж. Брунер, Т. Элиот) существует мнение о том, что ребенок наиболее приспособлен к изучению иностранного языка, чем взрослый. Физиологи полагают, что ребенок на начальном этапе обучения является специалистом в овладении речью т.к. биологические часы мозга у детей наиболее активны. Мозг имеет специализированную способность к иностранному языку, которая сокращается с возрастом [20, с. 186].

Начальный этап изучения иностранного языка, в частности с первые по четвертые классы общеобразовательных учреждений, позволяет заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые для дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения предмета.

Раннее обучение иностранным языкам способствует:

1) стимуляции речевого и общего развития, повышению общеобразовательной ценности начального обучения;

2) формированию общечеловеческого сознания;

3) формированию исходной базы для овладения иностранным языком;

4) возможности преждевременного завершения изучения первого иностранного языка и подключение второго;

5) совершенствованию общих и специальных учебных умений [22, с. 165].

Английский методист Г. Пальмер придавал особое значение начальному этапу изучения иностранного языка. По его словам, начальный этап обучения закладывает основы владения языком [18, с. 54].

Следует отметить, что на начальном этапе реализуется методическая система, положенная в основу обучения и позволяющая учителю осуществлять учебно-воспитательный процесс в соответствии с основными положениями. В связи с этим считаем наиболее уместным, прежде всего, рассмотреть психологические особенности учащихся на начальном этапе обучения иностранного языка.

К преимуществам дошкольного и младшего школьного возраста относим действующую у детей игровую мотивацию, которая в свою очередь позволяет организовать такое обучение иностранным языкам, при котором учебный процесс максимально приближен к естественному. Так с помощью специально организованных игр у младших школьников повышается способность к общению на новом языке за счет эффективности взаимодействия мотивации и интереса к обучению.

Как известно, каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности. Под ведущей деятельностью понимаем такую деятельность, развитие которой обусловливает изменения как психических, так и психологических сторон ребенка на данной стадии. Согласно А.Н. Леонтьеву ведущая деятельность подготавливает переход ребенка к высшей ступени развития [15, с. 345-357].

Так для шестилетнего возраста характерен переход от игровой деятельности к учебной. Следует отметить, что игра сохраняет ведущую роль. С одной стороны, у детей появляется активный интерес к новой учебной деятельности, а с другой - игровая потребность не ослабевает вплоть до 9-10 летнего возраста [17, с. 97].

Касаясь таких психических процессов как память, внимание и восприятие, то у детей они произвольны. При восприятии нового материала дети склонны обращать внимание на яркую подачу материала и эмоциональную окраску. Не смотря на это, детское внимание на начальном этапе обучения отличается неустойчивостью т.к. им трудно воспринимать монологические объяснения учителя, следовательно, урок целесообразно строить в форме беседы. Следует отметить, что дети импульсивны, им трудно сдерживать себя, свое поведение, поэтому они быстро утомляются. Спад работоспособности наступает уже через 10 минут после начала урока.

Воображение ученика достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. В свою очередь, развитие мышления идет от наглядно-действенного к наглядно-образному. Наглядно-образное логическое мышление развивает следующие умения детей:

- анализировать языковые явления, опираясь на речевой опыт в родном языке;

- выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи;

- сознательно применять знания и усвоенные способы действий в самостоятельной иноязычно-речевой деятельности [8, с. 178].

Обучение иностранному языку в раннем возрасте является комплексной задачей преподавателя т.к. существуют методические отличия при работе с младшими школьниками, обусловленные их психологическими особенностями. Выделяется проблема подготовки учителей иностранного языка для начальной школы.

Процесс изучения иностранного языка у детей 7-10 лет происходит опосредованно и подсознательно. Дети понимают ситуацию быстрее, чем само высказывание по данной теме на иностранном языке. Следует отметить, что у младших школьников хорошо развита долговременная память, а самым лучшим стимулом для дальнейшего обучения для учащихся 1-4 классов является чувство успеха [4, с. 5-15].

Итак, согласно исследованиям детям младшего школьного возраста присущие следующие качества:

  1. низкая концентрация внимания;

  2. предрасположенность к кинестетическим формам работы;

  3. предпочтение изучать целое, а не частное;

  4. концентрация внимания происходит здесь и сейчас;

  5. понимание ситуации опережает понимание использования ИЯ;

  6. быстрое запоминание сопровождается быстрым забыванием;

  7. механическая память преобладает над логической;

  8. отсутствие сдерживающих факторов при говорении.

Оперируя суждениями исследователей-методистов по возрастным особенностям младшего возраста, можно сделать вывод, что к основным видам учебной деятельности, способствующим созданию благоприятной эмоциональной среды во время урока по иностранному языку, являются:

А. Игровая,

Б. Музыкальная

В. Театральная.

Они помогают детям раскрепоститься, выплеснуть свои эмоции и тем самым реализовать себя как творческую личность.


    1. Определение понятия и история создания «информационно коммуникативных технологий»

На сегодняшний день Информационно коммуникативные технологии (далее ИКТ) являются многокомпонентной разнородной, динамично развивающейся системой, и единственного и общепринятого определения понятия ИКТ и ее структуре не существует.

Исследуемое понятие представляет собой настолько сложный многокомпонентный феномен, что как правомерно, на наш взгляд, замечает Е. Хвилон, что ИКТ является обобщающим термином трех определений:

А. Информатика;

Б. Технология информатики;

С. Информационные и коммуникативные технологии

Тем самым подразумевая, что использование информационно коммуникативных технологий и их включение в профессиональную и учебную деятельность основано на концепциях и методах информатики [26].

Существует различие подходы к определению исследуемого понятия. Однако независимо от того, в русле какого исследовательского направления проведено исследование, всегда подчеркивается новизна информационно коммуникативных технологий. Например, словарь методических терминов и понятий трактует ИКТ как «совокупность методов, процессов и программно-технических средств (выделено нами – Ю.Ющенко), интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации» [1, с. 90]. Согласно П.В. Сысоеву ИКТ обозначает информационные каналы и программные средства (выделено нами – Ю.Ющенко) [23, с. 120-133].

Согласно стандартам ЕС в области статистики и торговли ИКТ – это информационные технологии (выделено нами – Ю.Ющенко), рассматриваемые совместно с телекоммуникационным оборудованием и телекоммуникационными услугами [2, с. 24].

Считается, что история создания ИКТ непосредственно связанна с созданием интернета и интернет-коммуникации, которые в свою очередь получили глобальное распространение в современном мире.

Первым документальным описанием социального взаимодействия, возможным благодаря сети, была серия заметок, написанных Дж. Ликлайдером из Массачусетского технологического института в 1962 г. Автор предвидел создание глобальной сети взаимосвязанных компьютеров, с помощью которой каждый сможет быстро получать доступ к данным и программам, расположенным на любом компьютере [16].

В марте 1989 г. Британский ученый Сэр Тимоти Джон Бернерс-Ли предложил руководству подразделения CERN идею World Wide Web. В основу легла программа Enquire: идея состояла в обмене научной информацией при помощи протокола передачи данных. К 1989 г. им стали пользоваться в коммерческих целях, для обмена почтой, чтения новостных групп и общения в реальном времени. Работа над основными стандартами была закончена весной 1991 г., а 6 августа 1991 г. было объявлено о создании WWW. В 1993 г. благодаря усилиям бельгийца Роберта Кайо и Бернерса-Ли вся концепция WWW стала бесплатной и общедоступной [27].

6 августа 1991 г. был запущен первый веб-сайт по адресу: info.cern.ch. На сайте были описаны принципы установки и работы веб-серверов и веб-браузеров. Это стал и первым в мире интернет-каталогом [25]. Самым первым социально-сетевым ресурсом считается сеть Classmates.com, созданная Рэнди Конрадсом в 1995 г. Сайт предоставлял пользователям возможность восстановить связь с бывшими одноклассниками, однокурсниками и т.д. [3].

Появление компьютеров, а после глобальной сети интернет, повлекло за собой информатизацию общества и создание информационно-коммуникационных технологий, которые широко стали применяться в сфере образования, и в частности в изучении иностранных языков [13, с. 33-36].

Считаем, несмотря на то, что история существования информационно-коммуникационных технологий насчитывает не очень много лет, и их применение в образовании, особенно в России, является экспериментальным, формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего, с помощью и при посредстве средств ИКТ. Следовательно, применение ИКТ становится неотъемлемой частью в образовательном процессе: идет процесс накопления опыта, ведется поиск путей повышения качества обучения и новых форм использования ИКТ в различных образовательных процессах.


    1. Роль и виды ИКТ в образовательном процессе

Анализ теоретического материала по теме исследования показал, что в настоящее время Российская система образования ориентирована на внедрение современных информационных технологий. В свою очередь это приводит к существенным изменениям в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Современные информационные технологии превратились в мощный инструмент изучения окружающего мира.

Вопрос о роли современных информационных и коммуникационных технологий в процессе совершенствования и модернизации сложившейся образовательной системы остается актуальным на протяжении последних двух десятилетий. Однако наибольшую остроту он получил в ходе внедрения в практику учебного процесса персональных компьютеров, что определяется рядом факторов:

А. Внедрение ИКТ значительно ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта;

Б. Современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям;

В. Активное и эффективное внедрение ИКТ технологий является важным фактором создания системы образования, отвечающей современным требованиям и процессу реформирования традиционной системы образования, не соответствующей нынешним ГОС стандартам [29, с. 32-37].

Согласно результатам исследований, внедрение ИКТ в систему образования показало огромные возможности для ее развития. Вместе с тем возникли трудности, которые требуется преодолеть для повсеместного их применения в образовательных учреждениях.

Прежде всего, это высокая стоимость организации обучения, что связано с необходимостью использования большого количества технических и программных средств, а также с подготовкой дополнительных организационно-методических пособий, новых учебников и учебных пособий [11].

Трудности освоения ИКТ в образовании возникают из-за отсутствия методической базы и методологии разработки ИКТ для образования, что заставляет педагога ориентироваться только на опыт и умение эмпирически искать пути эффективного применения информационных технологий. ИКТ подразделяются на две группы (См. Приложение Таблицы 1).

Роль ИКТ в образовательном процессе на раннем этапе обучения особенно велика т.к. существует целый ряд характеристик, присущий исключительно для компьютерного вида обучения:

1) интерактивность;

2) мультимедийность;

3) моделинг;

4) коммуникативность;

5) производительность [6, с. 176-185].

Выделяют следующие преимущества использование ИКТ в изучении иностранного языка на начальном этапе обучения:

1) активизация познавательной деятельности учащихся на высоком эстетическом уровне;

2) организация индивидуального подхода к ученикам;

3) повышение качество обучения, способствуя развитию ребёнка как творческой личности;

4) осуществление дифференцированного подхода к учащимся;

5) овладение практическими способами работы с информацией;

6) осуществляется переход от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному [7, с. 82].

Кроме того, использование младшими школьниками в своей деятельности компьютера оказывает существенное влияние на различные стороны психологического развития. Возникает целый ряд новых видов деятельности, тесно связанных с использованием компьютеров: компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, игры-воображения и т.д.

Ознакомившись с трудами таких исследователей как Е. С. Полат [21] и Е. Н. Бондаренко [5], пришли к выводу, что общепринятой организованной классификации ИКТ не существует.

В настоящее время наиболее распространённые современные средства информационных и коммуникационных технологий в образовании разделяют на аппаратные и программные.

А. Программные средства:

1. Обучающие – с их помощью учащимся сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень обучения;

2. Тренажеры – предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения и закрепления пройденного материала. Важно, чтоб тренажер был нацелен на какие-то знания, вопросы и коррекцию (программа проверяет, дает анализ и снова тренирует необходимые участки знаний);

3. Информационно-поисковые и справочные – сообщают сведения, формируют знания и навыки по систематизации информации;

4. Демонстрационные – визуализируют изучаемые объекты и явления;

5. Имитационные – представляют определенный аспект реальности для изучения его структурных или функциональных характеристик;

6. Моделирующие – позволяют моделировать объекты, явления, процессы;

7. Учебно-игровые – предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме.

Б. Аппаратные средства:

1. Компьютер;

2. Принтер;

3. Проектор;

4. Телекоммуникационный блок – предоставляет доступ к информационным ресурсам;

5. Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами;

6. Устройства для записи визуальной и звуковой информации;

7. Устройства регистрации данных – расширяют класс определенных процессов, включаемых в образование при сокращении учебного времени, затрачиваемого на рутинную обработку данных;

8. Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся различных уровней способностей освоить принципы и технологии автоматического управления;

9. Внутриклассная и внутришкольная сети;

10. Аудио-видео средства – обеспечивают эффективную коммуникативную среду для воспитательной работы и массовых мероприятий.

Применение современных средств информационных и коммуникационных технологий в образовании заметно облегчает труд педагога в процессе обучения школьников на всех его этапах. Средства ИКТ помогают совершенствовать организацию преподавания, повышают индивидуализацию обучения, а так же повышают продуктивность самоподготовки учащихся, благодаря средствам ИКТ увеличивается мотивация к обучению, активизируется возможность привлечения учащихся к творческой, поисковой и исследовательской деятельности. Для успешной реализации программы модернизации образования потребуется не только современное техническое оснащение учебных заведений, но и соответствующая подготовка педагогов и организаторов системы образования [12, с. 131].

ПРАГМАТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

2.1 Применение ИКТ на начальном этапе обучения иностранному языку

Согласно закону об образовании, важнейшей стратегической задачей развития российской школы, в частности начальной, является внедрение в педагогическую практику информационно коммуникативных технологий. Тем самым информатизация образования ставит перед учителем новые задачи:

1) овладеть навыками работы с компьютерной техникой и методикой применения компьютера как средства обучения;

2) ориентироваться в возросшем потоке информации;

3) уметь находить, перерабатывать и использовать информацию с помощью ИКТ.

Основными целями использования информационно коммуникационных технологий на начальном этапе обучения являются:

1) интеллектуальное развитие младшего школьника;

2) формирование познавательной деятельности, знаний, умений, навыков;

3) реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.

Как пишет Е.М. Ганичева, учитель для организации учебно-воспитательного процесса может использовать цифровые образовательные ресурсы, как разработанные им индивидуально, так и стандартные [9, с. 53].

Электронные материалы реализуют три компонента учебного процесса, активизирующие учебно-познавательную деятельность учащихся:

А. Получение информации;

Б. Практическое применение информации;

В. Проверка полученных знаний.

Доктор педагогических наук А.В. Хуторской пишет, что электронное учебное пособие дополняет обычное и особенно эффективно в тех случаях, когда оно: обеспечивает мгновенную обратную связь, существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям, рассказывает и моделирует, а также позволяет быстро проверить знания по определенной теме [28, с. 64].

Следует отметить, что использование цифровых ресурсов и презентаций уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока:

1. В начале урока, создавая проблемную ситуацию;

2. При повторении пройденного материала и быстрой проверки знаний;

3. На этапе объяснения нового материала используются изображения, видеофрагменты, звуковое сопровождение, а также рисунки детей;

4. На этапе закрепления можно определить уровень усвоения темы.

5. В качестве контроля.

В своей статье Л.Ф. Крюкова отмечает, что интернет ресурсы помогают найти необходимый материал для проведения урока с ИКТ [14, с. 17-19].

Важно отметить, что учителю при использовании компьютера на уроке отводится ключевая роль. Использование компьютера позволяет переложить часть работы учителя на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным. Подбор компьютерных материалов и составление из них урока зависит, прежде всего, от проходимого текущего учебного материала и уровня подготовки обучаемых.

Компьютер в состоянии улучшить уровень знаний в школе. Мультимедийные учебные программы позволяют непосредственно без участия преподавателя ставить и отрабатывать произношение, осваивать грамматику, а также слушать "носителей языка". Школьные учителя, овладевшие компьютером, имеют возможность получить много полезных материалов из учебных центров через сеть интернет (См. Приложение Таблицы 2).

Следует отметить, что в младших классах у учащихся происходит смена ведущей деятельности с игровой на учебную. Использование ИКТ в сочетании с учебным материалом, позволяет сделать этот процесс более плавным. Кроме того, использование ИКТ позволяет частично разрядить характерную высокую эмоциональность у младших школьников и вцелом оживить учебный процесс.

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её и запомнить. Считаем, что ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.

Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована, следовательно, применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Особое значение использование ИКТ на начальном этапе возникает на уроке иностранного языка. Регулярное использование информационно коммуникативных технологий на уроках делает процесс обучения иностранному языку увлекательным, так как учащиеся получают неограниченный доступ к страноведческим материалам, учащиеся расширяют свой словарный запас, обиходную лексику, улучшают орфографию.

Труды таких российских и зарубежных ученых как В.А. Трайнев и И.В. Трайнев [24], И.Г. Захарова [12] внесли большой вклад в решение проблем применения ИКТ на уроках иностранного языка.

Основная цель изучения иностранного языка - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию.

Общаясь в языковой среде, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга задач, школьники обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами. Внимание учащихся концентрируется больше на использовании форм, нежели на них самих, и обучение грамматике осуществляется косвенным образом, в непосредственном общении, исключая чистое изучение грамматических правил.

По словам Т.М. Глызунковой, одним из наиболее положительных факторов в использовании ИКТ на уроках в школе является информативность и доступность, и также велика его роль в повышении мотивации обучения.

Для уроков с использованием ИКТ характерны самостоятельность учеников в выборе материала, их активность и заинтересованность. Компьютер - это учитель, который терпеливо исправляет ошибки учащихся. Например, используя сеть интернет, можно воспользоваться любыми банками данных и разными энциклопедиями, непосредственно общаться через любые расстояния с носителями языка [10, с. 38].

Весь материал, находящий в Интернете, обладает рядом особенностей, о которых нельзя не указать.

1) Если в традиционном учебнике материал статичен, то в компьютере он подаётся с помощью аудио, видео и анимации, следует учесть, что тексты в интернете аутентичны;

2) Упражнения в электронных учебных пособиях подходят для самостоятельной работы учащихся. Упражнения дополняются акустическими и анимационными эффектами, что делает их наглядными и привлекательными;

3) Ученики могут работать в подходящем для них режиме. Компьютер проводит дифференцированный анализ ошибок и объективно оценивает сделанные упражнения [19, с. 91].

Таким образом, применение ИКТ в изучении иностранного языка, несомненно, имеет большое практическое значение. Помимо этого, внедрение в практику работы школы инновационных технологий, призванных формировать поликультурную языковую личность, готовую к плодотворной межкультурной коммуникации, имеет решающее значение в повышении качества владения младшим школьниками иностранным языком.

Считаем, что использование информационно коммуникативных технологий на уроках иностранного языка способствует тому, чтобы:

1. Найти пути включения каждого ученика в процесс урока, используя его индивидуальные способности;

2. Создать положительную творческую атмосферу на уроке;

3. Находить наиболее эффективные пути усвоения знаний;

4. Раскрыть и реализовать личностные особенности и ученика и учителя.


2.1 Проведение и анализ исследования по использованию современных ИКТ на начальном этапе обучения

Возникновению информационных социальных отношений, построенных на применении информации и различных подходов к ее доступу, хранению и распределению, способствовало бурное развитие ИКТ и компьютерной техники. Технические возможности ИКТ обеспечили интерактивное взаимодействие индивидов во всем мире.

В связи с этим, обучение младших школьников иностранному языку является основной задачей развития современного информационного общества т.к. с их способностями связано будущее страны. По этой причине одной из приоритетных задач считаем информатизацию образования и возможности применения ИКТ в обучении иностранному языку на начальном этапе обучения.

Как показывает практика, преподаватель может рационально использовать функциональные возможности компьютерной техники при включении ее в учебный процесс, что, в частности, зависит от правильной организации учебного процесса.

Создание искусственной иноязычной среды в процессе обучения иностранным языкам младших школьников — один из важных проблемных вопросов современной методики. С ним в первую очередь связана реализация массового обучения основных видов деятельности: аудированию, говорению, чтению и письму.

Проведенное нами исследование позволило выявить основную роль использования ИКТ на начальном этапе обучения английскому языку. Нами были исследованы учащиеся Детского образовательного центра СГУ им. Н.Г. Чернышевского «Алиса» в возрасте от 7 до 9 лет, общей численностью 35 человек в малых группах по 5-7 человек. Согласно результатам исследования были выявлены следующие закономерности:

А. Изменение психологических характеристик учащихся;

B. Повышение качества успеваемости;

C. Увеличение темпа урока.

Рассмотрим каждую из выявленных особенностей подробнее.

А. Изменение психологических характеристик учащихся.

В ходе исследования было проведен комплекс занятий по английскому языку с использованием современных ИКТ на тему «Numerals». За основу были взяты мультимедийные презентации, интерактивная доска и работа за компьютером. Детям было предложено использовать ИКТ на разных этапах урока: в начале занятий, для закрепления и повторения материала и в качестве самостоятельной работы.

По итогам занятий и после проведенного наблюдения за детьми были выявлены основные изменения в характере учащихся. Во-первых, т.к. в начальной школе происходит смена ведущей деятельности с игровой на учебную, то использование игровых возможностей ИКТ в сочетании с дидактическим материалом позволило сделать этот процесс более плавным.

Во-вторых, занятия на компьютере позволили частично разрядить высокую эмоциональную напряженность младших школьников и оживить учебный процесс. Работая за интерактивной доской или компьютером, учащиеся имели возможность сбросить свой негатив. Как утверждают психологи, в процессе творческого подхода в обучении иностранному языку дети переносят своё внутреннее состояние на компьютерную страничку. У ребёнка есть возможность изменять в рисунке цвет, форму, размер и т.д., тем самым, улучшая внутреннее состояние.

В-третьих, широкое использование графики, анимации, в том числе интерактивных, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включение  видеофрагментов способствует развитию воображения, тем самым это позволило раскрыть творческий потенциал как минимум у 80% детей от общего количества учащихся согласно результатам общего опроса, проведенного нами в конце темы.

Следующий положительный момент, который был отслежен и проанализирован на уроках иностранного языка с применением ИКТ. Обучающиеся, которые боялись отвечать на уроках, даже если хорошо знали ответ, как правило, намного быстрее справлялись с заданиями и проявляли большую активность, чем остальные обучающиеся в группе. Это можно объяснить тем, что работая за компьютером, они эмоционально свободны и не тратят время на внутренние переживания, а спокойно концентрируют внимание на работе, а значит, чувствуют себя комфортно и успешно при выполнении заданий, что существенно влияет на формирование положительной внутренней эмоциональной атмосфера обучающихся на уроках иностранного языка.

B. Повышение качества успеваемости.

Касаясь качества успеваемости учащихся в обучении иностранному языку, следует отметить, что у младших школьников окончательно не сформированы учебные интересы, слабая мотивация, снижено внимание и память. В работе педагога возникает необходимость искать новые методы, приёмы и средства, чтобы сформировать заинтересованное отношение учащихся к процессу овладения знаниями, развивать познавательный интерес у учащихся.

Следует отметить, что вцелом мультимедийные курсы, применяемые при проведении учебных занятий, в том числе и по иностранному языку, позволяют представить учебную информацию наиболее оптимально для обучающихся с различными видами модальностей: аудиалов, визуалов и кинестетиков. При проведении исследования нами были отмечены довольно разные группы: в одних среди обучающихся преобладали визуалы, в других – аудиалы; в третьих – кинестетики. Помимо этого, выделялась группа, где примерно одинаковое соотношение обучающихся со всеми видами модальностей.

Зная индивидуальные особенности каждого ребенка, нами было решено использовать наушники в тех классах, где преобладают аудиалы. Для групп, где больше кинестетиков, подготавливались задания, для выполнения которых необходима «мышка». Таким образом, мультимедийные курсы позволили учесть индивидуальные психологические особенности обучающихся и воспринимать предлагаемую им учебную информацию с помощью всех каналов восприятия.

Не менее важна для ученика начальной школы постоянная смена деятельности на уроке и красочная наглядность материала. Используя компьютерные игры и отрывки фильмов, нами было отмечено, что у детей значительно быстрее произошло формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, словесно-логического мышления, по сравнению с теми группами, где применение современных ИКТ на уроке иностранного языка отсутствовали. Считаем, что это связанно с тем, что уроки с применением ИКТ вцелом вызывают у учащихся познавательный интерес к предмету, происходит активация мыслительной деятельности, что способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению творческих способностей ребёнка.

Для этой возрастной группы характерна быстрая утомляемость обучающихся при выполнении одного вида деятельности, поэтому в процессе урока осуществлялась периодическая смена деятельности школьников: помимо изучения нового материала, работы в тетрадях, физминуток, игр на закрепление материала мы добавили выполнение практических работ и контролирующих упражнений на компьютере, работу с тренажерами, на карточках, с интерактивной доской и др.

В результате такой работы младшие школьники научились понимать роль компьютера и информационных технологий для себя и в целом для общества, что сформировало у обучающихся потребность нового типа социального осознания учебы и мира.

Анализ данных указывает на заметное повышение уровня познавательной активности и мотивации к обучению в тех малых группах, где уроки проводились с применением мультимедийных средств. При совместном анализе проведённых уроков мы дали возможность высказаться учащимся. Для наглядности приведём некоторые ответы.

  1. Андрей 6 лет: Я не очень люблю занятия по-иностранному, но когда мы начали работать за компьютером, мне все понравилось и я хорошо понял новый материал. На следующее занятие получил пятерку)))

(Гимназия N.1)

  1. Виктория 8 лет: Последние уроки по английскому были самыми лучшими для меня, можно было работать у интерактивной доски, были красивые картинки и много музыки. Когда я пришла домой, я с легкостью выполнила домашнее задание.

(Школа N. 24)

  1. Кирилл 7 лет: Я не люблю математику и когда узнал, что будем проходить тему «Numerals» был в ужасе, но все оказалось не так плохо, я легко запомнил новые слова с помощью песенки, которую мы выучили на уроке и даже благодаря компьютерной игре решил пару примеров.

(Лицей N. 2)

  1. Кристина 6 лет: Мне и ребятам все понравилось, на переменках мы часто повторяем новые слова и думаем, какие же будут задания на следующих уроках.

(Гимназия N.2)

Практически все высказывания сводятся к тому, что при разнообразных формах работы с использованием ИКТ ими легче усваивается тема урока, более скромные, пассивные ребята на таких уроках имеют возможность показать себя, а учащиеся со средними и слабыми способностями раскрываются и учатся работать самостоятельно. Вцелом осознанно воспринимают информацию, производят ее анализ, выступают в роли докладчиков, спикеров, оценивают себя и других. В ходе проведения уроков было замечено, что многим учащимся стало комфортнее работать в паре или в группе. Дети с большой ответственностью стали подходить к защите групповых работ.

Полученные данные позволяют сделать вывод, что использование ИКТ в начальной школе позволяет:

  1. Повысить мотивации к изучению языка;

  2. Развить речевую компетенцию: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;

  3. Увеличить объем лингвистических знаний;

  4. Расширить объем знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;

  5. Развить способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.

С. Увеличение темпа урока.

Применение ИКТ является чрезвычайно эффективным, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является недостаточно продуктивным. С помощью анкетирования мы выяснили, что дети с большим желанием работают за компьютером. Это можно объяснить тем, что компьютер, в отличие от других средств обучения, способен реагировать на действия ученика. Ребёнок получает ощущение, что он сам управляет своей деятельностью. Таким образом, хочется отметить большую роль компьютерных технологий в работе за счет высокого уровня качества наглядности, игровых технологий, индивидуализации процесса обучения и возможности осуществлять учебную деятельность по-новому.

Постоянное присутствие в малых группах компьютера, на котором по мере необходимости работали все учащиеся, привело к выстраиванию этого редкого для младших школьников средства обучения в разряд обычных. Таким образом, применение компьютерных обучающих систем в начальной школе представляется перспективным, а предполагаемая эффективность их использования достаточно высокой.

Другим ключевым моментом является интерактивная доска. Ее применение на уроке способствовало изменению в качестве уроков, в объеме понимаемого учениками материала. Использованием интерактивной доски помогло преподнести больше информации за меньшее время, и при этом ученики активно работали на уроке и лучше понимали сложный материал. Все записи на интерактивной доске могут быть сохранены на компьютере и вновь открыты при повторении пройденного материала или переданы ученику, который пропустил урок по болезни. Учитель может выводить на экран заранее приготовленные материалы, и время урока будет использовано только на решение поставленных задач.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С введением новых технологий произошли радикальные изменения в системе образования, и центром ее стал не учитель, а ученик. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.

Использование информационно коммуникационных технологий позволяет учителям повысить эффективность учебного процесса, достичь лучшего результата в обучении иностранного языка, повысить познавательный интерес к предмету.

Таким образом, задача учителя организовать учебную деятельность так, чтобы полученные знания учащихся на уроке были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность. И именно инновационные технологии позволяют учителям построить свои уроки таким образом, чтобы учить учащихся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий и делать соответствующие выводы.

Современная жизнь поставила перед учителем задачу сформировать личность мыслящую, творческую, активную, здоровую, саморазвивающуюся с гибкими, осознанными знаниями.

Таким образом, использование ИКТ на уроке позволяет:

  1. Активизировать познавательную деятельность учащихся;

  2. Обеспечить высокую степень дифференциации обучения при личностно-ориентированном подходе;

  3. Повысить объем выполняемой работы на занятии;

  4. Улучшить контроль знаний.






СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г.Азимов, А.Н. Щукин. М. : ИКАР, 2009. 448 с.

  2. Андреев, В. Е. Международный информационный бизнес : учеб. пособие / В.Е. Андреев Ярославль. : Ремдер, 2012. 100 с.

  3. Балтага, И. История возникновения социальных сетей. Кто был первым? [Электронный ресурс] / И. Балтага // Vsetke.ru: соц. сеть URL: http://vsetke.ru/post/20447276 (дата обращения: 06.04.2015) Загл. с экрана. Яз. рус.

  4. Бех, И. Д. Педагогика успеха: воспитательные потери и их преодоления / И. Д. Бех // Педагогика и психология. 2004. N 4. С. 5-15.

  5. Бондаренко, Е. А. Технические средства обучения в современной школе / Е.А. Бондаренко, А.А. Журин, И.А. Милютина / под ред. А.А. Журина. М. : Ювенс, 2014. 416 с.

  6. Современная учебная книга: подготовка и издание / под ред. А.А. Вахрушевой, С.Г. Антоновой, А.В. Осина. М. : МГУП, 2008. 224 с.

  7. Воробьёва, О. Я. Коммуникативные технологии обучения / О.Я. Воробьёва. Волгоград : Учитель, 2008. 141 с.

  8. Гальскова, Н. Д. Теория и практика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова, З.Н Никитенко. М. : Айрис-пресс, 2009. 239 с.

  9. Ганичева, Е. М. Повышение качества подготовки школьников с применением информационных технологий / Е.М. Ганичева. M. : Просвещение, 2008. 53 с.

  10. Глызункова, Т. М. Компьютеры в школах / Т.М. Глызункова. М. : Просвещение, 2008. 143 с.

  11. Желватых, Л. А. Использование цифровых образовательных ресурсов в обучении иностранным языкам в средней школе [Электронный ресурс] / Л. А. Желватых // URL: http://cor.edu.27.ru/dlrstore/137eb914-5ac3-40b1-91a8-9def9b951eb6/um9_konspekt_lekcii.html (дата обращения: 06.10.2015) Загл. с экрана. Яз. рус.

  12. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / И.Г. Захарова . М. : Издательский центр «Академия», 2003. 192 с.

  13. Койшыбекова, А. К. Цели и задачи использования ИКТ в образовании / А. К. Койшыбекова // APRIORI. 2015. N 2. С. 33-36.

  14. Крюкова, Л. Ф. Компьютерные технологии в преподавании / Л. Ф. Крюкова // Высшая школа. М.: Наука, 2015. N 1. C. 17-19.

  15. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. / А.Н. Леонтьев. М. : Педагогика, 1983. 594 с.

  16. Licklider, J. C. R. On-Line Man Computer Communication [Электронный ресурс] / J. C. R. Licklider, W. Clark // Краткий курс истории Интернет. 1962. August. URL: http://www.graphicon.ru/oldgr/courses/wp_el00/Internet/internet_history.html (дата обращения 17.11.2015) Загл. с экрана. Яз. англ.

  17. Логинова, Л. И. Как помочь ребенку заговорить по-английски / Л.И. Логинова. М. : ВЛАДОС, 2012. 210 с.

  18. Пальмер, Г. Устный метод обучения иностранным языкам / Г. Палмер. М. : Просвещение, 1960. 164 c.

  19. Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении / С. В. Панюкова М. : Педагогика-Пресс, 2010. 203 с.

  20. Пенфильд, В. Речь и мозговые механизмы / В. Пенфильд ; Л. Робертс. Л. : Медицина, 1964. 217 с.

  21. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М. В.Моисеева, А.Е. Петров. М. : Академия, 2010. 272 с.

  22. Рогова, Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. М. : Просвещение, 2010. 232 с.

  23. Сысоев, П. В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства функции / П. В. Сысоев // Иностранные языки в школе. М.: Просвещение, 2012. N 6. С. 120-133.

  24. Трайнев, В. А., Трайнев, И. В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации) : учеб. пособие / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. М. : Дашков и К°, 2009. 280 с.

  25. Труханов, А. В. Вебу исполнилось 20 лет [Электронный ресурс] / А. В. Труханов // CNews Conferences. URL: http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2011/08/08/450176 (дата обращения 08.10.2015) Загл. с экрана. Яз. рус.

  26. Хвилон, Е. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : учебные планы для средней школы и программы подготовки преподавателя / Е. Хвилон, М. Пэтру ; пер. А. Семенов. М. : Изд-во Института новых технологий, 2005. 165 с.

  27. Herring, S. C. Computer-mediated communication on the Internet. [Электронный ресурс] // Annual Review of Information Science and Technology. 2002. № 36. P. 109–168. URL: http://ella.slis.indiana.edu/~herring/arist.2002.pdf (дата обращения: 17.11.2015) Загл. с экрана. Яз. англ.

  28. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание / А.В. Хуторской. М. : Изд-во УНЦ ДО, 2005. 101 с.

  29. Яковлев, А. И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании / А. И. Яковлев // Информационное общество.  М.: МИА, 2011. Вып. II. С. 32–37.




ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1

«Структура ИКТ»


Таблица 2

«Перечень полезных материалов в сети интернет для учителей иностранного языка»

1. Песни

http://www.solnet.ee/sol/003/p_000.html

http://mults.spb.ru/forum/viewtopic.php?f=8&t=1727&view=next

http://www.cln.org/themes/songs.html - Songs for Children Theme Page

http://www.falsefriends.ru/kids_songs.htm

http://www.englishforkids.ru/archive.shtml

http://detkam.e-papa.ru/mp/

2. Тесты

Self-Study Quizzes for ESL Students

The Quiz-Zone

Vocabulary with Pictures

A Spelling Test

Easy Vocabulary Quizzes with Pictures

Interactive Tests and Quizzes for Learners of English

3. Игры

Interesting Things for ESL Students

Anagram Insanity

Can you Beat the Hangman?

Caroline's ESL Web Site

Child's Play

English Vocabulary Generator

A Base for English Word Games

A Game A Day

A Base for ESL Games

4. Словари английского языка

http://www.merriam-webster.com/dictionary.htm

http://www.thefreedictionary.com/

http://www.1911encyclopedia.org/Main_Page

http://www.lingvo.ru/lingvo/

http://www.westegg.com/cliche/

http://www.owlnet.rice.edu/~ling215/NewWords/index.html

http://www.yourdictionary.com/languages/ge...ic.html#english

http://www.onelook.com/

http://www.dioo.ru/planirovanie-rabotyi.html

http://www.langinfo.ru/index.php?sect_id=2792#

http://www.englishteachers.ru/

http://pedsovet.org/

http://www.posobiya.ru/NACH_SKOOL/INOSTR/index.html

5. Ресурсы с готовыми разработками и планами уроков

http://www.tolerance.org/teach/ 

http://www.crede.org/ 

http://www.diversityweb.org/ 

http://www.geocities.com/world_of_websites...ive/change.html 

http://www.splcenter.org/ 

http://www.amnesty-volunteer.org/usa/education/educate.html  http://www.ncela.gwu.edu/practice/tolerance/3_stereotypes.htm 

http://www.crf-usa.org/network/net9_1.htm 

http://www.edchange.org/multicultural/ 
http://www.education.gsw.edu/johnson/MulticulturalEducation.htm  http://home.att.net/~rmmwms/geography.html   







28



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!