Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №28
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
по теме
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выполнила: учитель начальных классов
Луценко Наталья Александрова
Темрюкский район, ст.Тамань
Объект исследования: современный образовательный процесс.
Предмет исследования: педагогические условия использования современных информационных технологий в современном образовательном процессе.
Цель исследования: теоретически обосновать педагогические условия эффективного использования современных информационных технологий для активизации учебной деятельности
Задачи исследования:
изучить использование современных информационных технологий в учебном процессе для активизации учебной деятельности
определить понятие информационные технологии
Актуальность исследования
Поскольку информатизация пространства начинает занимать ведущую позицию во всех сферах жизни человека, перед нами встает необходимость в освоении и применении новых технологий в образовательном процессе.
Актуальность исследования
В данный момент в нашей стране идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. В ходе данного процесса появляются существенные изменения в содержание технологий обучения, которые должны соответствовать современным техническим возможностям, и способствовать активному вхождению подрастающего поколения в информационное общество.
Общее понятие «память»
Слово технология (от греч. techne- искусство , logos-учение.) в самом общем понимании означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления.
(Пахомова Н.Ю. )
На образовательном портале «Сеть творческих учителей Rusedu» дается такое объяснение понятию информационные технологии: «Информационные технологии - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединённых в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижение трудоёмкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надёжности и оперативности».
Использование современных информационных технологий в учебном процессе для активизации учебной деятельности
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Поэтому, уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства.
Информатизация образования должна помогать решению двух основных задач школы: образование - для всех и новое качество образования - каждому. Использование информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ) на уроках позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Использование ИКТ на уроках
Использование ИКТ в начальной школе позволяет:
-активизировать познавательную деятельность учащихся;
-проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
-индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребёнка XXI века. Отсюда следуют цели использования ИКТ:
- повысить мотивацию обучения;
- повысить эффективность процесса обучения;
- способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;
- совершенствовать методики проведения уроков;
- своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;
- планировать и систематизировать свою работу;
- использовать, как средство самообразования;
- качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).
Какие же возможности ИКТ помогут преподавателю создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала.
Выделим основные:
1) создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
2) создание презентаций на определённую тему по учебному материалу;
3) использование готовых программных продуктов;
4) поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке урока, внеклассного мероприятия, самообразования;
5) создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
6) создание тестовых работ;
7) обобщение методического опыта в электронном виде.
Перечень упражнений направленных на развитие определенного вида памяти
Развитие слуховой памяти:
- упражнение «Выбор»
- упражнение «Художник — иллюстратор»
Пример (художник-иллюстратор):
На этапе первичного закрепления знаний, детям предлагаются картинки–раскраски, на которых изображены предметы, связанные с изучаемым произведением, и лишние предметы. Задачей обучающихся является раскрасить только те предметы, которые связаны с содержанием произведения. Проверка осуществляется в ходе фронтального опроса, дети называют по одному элементу, который раскрасили, и пытаются найти его в тексте.
Данное упражнение способствует развитию слуховой и долговременной памяти детей, и активизации процесса запоминания.
Перечень упражнений направленных на развитие определенного вида памяти
Развитие словесно-логической памяти:
- упражнение «Выделяем основное»
- упражнение «Раздели на группы и запомни»
Пример (раздели на груаппы изапомни):
Детям предоставляется набор слов, которые можно разбить на 2 группы (например, название произведений и герои произведений), но какие это группы, обучающиеся должны определить самостоятельно, записывая полученные варианты на листе. После этого, детям предлагается запомнить группы, которые у них получились, перевернуть листы текстом вниз и по памяти сформировать группы, устно называя ответ.
Характер воспроизведения свидетельствует о том, насколько сформирована у обучающихся способность обобщать, которая лежит в основе логической памяти
Перечень упражнений направленных на развитие определенного вида памяти
Развитие зрительной памяти:
- упражнение «Опиши картинку»
- Составление «Интеллект-карт»
Пример (интеллект-карта):
Использование в ходе урока при работе с текстом метода интеллект-карт способствует активному развитию процессов воспроизведения и запоминания обучающихся.
Учащимся предлагается самостоятельное составление интеллект-карт по определенному произведению, с содержанием которого обучающиеся познакомились заранее.
Технология предполагает составление как текстовых карт, так и иллюстрированных. Главное самостоятельное определение ключевых суждений, по которым ученики будут воспроизводить текст.
Вывод
Таким образом, применение ИКТ позволяет решить ряд проблем в обучении. Во-первых, некоторым детям трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в школьном процессе. Престижная работа, успешная карьера, овладение многовековым опытом человечества для семилетнего ребенка не являются актуальными.
Спасибо
За
внимание!