У При работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями применяются современные коррекционно - развивающие технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении, воспитании и социализации. В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения. Важное место в воспитательном процессе, занимает коррекционно – развивающая модель обучения, которая обеспечивает школьников комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию. В результате коррекционно - развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий, обеспечивает развивать у детей познавательную активность, творческие способности, мотивацию в учебно-воспитательном процессе. Овладение современными педагогическими технологиями, их применение педагогом – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога. 1. Технология разноуровневого обучения 2. Технология проблемного обучения 3. Технология личностно-ориентированного обучения 4. Групповые технологии 5. Игровые технологии 6. Информационно-коммуникационные технологии 7. Здоровьесберегающие технологии Технология разноуровневого обучения Технология, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающая их мышление, самостоятельность. Базируется на тех же принципах, что и индивидуализация и дифференциация обучения, которые используются в педагогике давно. Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебно – воспитательного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Технология проблемного обучения Это организация учебно-воспитательного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя и воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. В современном учебно-воспитательном процессе ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока и мероприятия. Результат проблемного обучения: Творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Личностно-ориентированные технологии направлены на организацию учебно- воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор. Основная задача личностно - ориентированного обучения, считает И. С. Якиманская, состоит в том, чтобы помогать каждому ученику развиваться как личность. Принципами личностно-ориентированного обучения и воспитания являются: - предоставление свободы выбора при выполнении заданий, решений задач, стимулирование к самостоятельному выбору; - реализация детского творчества; - информационная база урока - развивающая, роль педагога заключается в создании условий, чтобы дать каждому ребенку проявить себя. - необходимость обеспечивать ориентир на самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося. Учитель и воспитатель выступает не столько как транслятор знаний, сколько как организатор и координатор учебной и воспитательной деятельности, учитель, как собеседник, исследователь, учитель-эксперт, консультант. Цель личностно-ориентированного занятия – создание условий для познавательной активности учеников. Признание ученика главной действующей фигурой всего учебно-воспитательного процесса составляет суть личностно – ориентированного обучения. Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. Групповые технологии Цели: обеспечение активности учебного процесса; достижение высокого уровня усвоения содержания материала. Особенности организации: - дети делятся на группы для решения конкретных учебных задач; - каждая группа получает определённое задание и выполняет его сообща под руководством лидера группы,учителя или воспитателя; - задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; - состав группы непостоянный, он подбирается с учётом того, чтобы могли реализовываться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. Игровые технологии Понятие «игровые педагогические технологии» включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Цель игровых технологий - пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Сейчас использование игровых технологий актуально в коррекционной работе. С одной стороны, это вызвано распространением проблемного обучения, с другой стороны, обусловлено социальными и экономическими потребностями формирования разносторонне активной личности. Также важно обратить внимание на введение новых стандартов образования, основанных на деятельностном и дифференцированном подходах, которые, можно реализовать именно средствами игровых технологий. Уроки и внеклассные занятия с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников, пополняют, углубляют и расширяют знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывают положительные эмоции, наполняют жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствуют самоутверждению ребёнка. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока или воспитательского часа, например игра – путешествие. Информационно-коммуникационные технологии В каком-то смысле все педагогические технологии (понимаемые как способы) являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между педагогом и обучаемыми. Но в современном понимании информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные средства) для работы с информацией. В учебно- воспитательном процессе используются: - компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения; -использование мультимедиа презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях; - тестовые технологии (презентации); -аудиовизуальные технологии; - компьютерные тренажеры Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления. Применение ИКТ даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с интеллектуальными нарушениями, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире. Кроме того, презентации значительно экономят время учителя и воспитателя, повышают культуру занятия, позволяют дифференцировать подход к учащимся, способствуют формированию интереса к предмету и теме разговора и, следовательно, положительно влияют на качество образования учащихся. Здоровьесберегающие технологии Их цель – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя и воспитателя– это рациональная организация урока и внеклассного занятия. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, должны проводиться физкультпаузы, различные виды гимнастики, зарядка для глаз, строго соблюдаться правильная осанка, режим проветривания кабинета. Все педагоги школы сотрудничают со школьным медицинским работником и педагогом-психологом для выстраивания более эффективной деятельности по формированию здоровьесберегающего пространства для учащихся. Использование здоровьесберегающих технологий обучения позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей , но и повысить эффективность учебного процесса. Заключение Закон РФ «Об образовании» предписывает в обучении ориентироваться на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. И сегодня создан инструмент, позволяющий эту задачу решить, то есть построить такое образовательное пространство, в котором наиболее эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Таким инструментом и являются современные технологии обучения. |