МАУ ДО «ДШИ» Задонского муниципального района
Методический доклад на тему:
«Использование современных технических средств на уроках сольфеджио»
Подготовила:
Преподаватель музыкально-
теоретических дисциплин
Комова А.В.
Сольфеджио – это урок, который помогает разносторонне развить музыкальные способности ребенка. В связи с тем, что многие музыкальные термины и понятия ребенку сложно осознать, существует мнение, что этот предмет очень трудный в программе ДМШ. Но в современном мире, наполненном огромной информацией и обогащенном компьютерными технологиями преподавателю музыкально-теоретических дисциплин проще найти методы, которые помогут детям полюбить эти уроки. Со времени Гвидо д, Ареццо, задачи предмета не изменились, а усложнились. Сольфеджио взяло на себя функции по развитию мелодического и слуха, чувства ритма, чувства музыкального синтаксиса, и можно смело говорить о том, что сольфеджио является единственной дисциплиной, развивающей все стороны музыкальных способностей. Полноценную музыкальную деятельность: исполнительскую, слушание музыки, сочинение, музицирование, развитие и формирование музыкального мышления – не возможно осуществить без «Сольфеджио».
В последнее время требования к качеству, количеству и способу подачи информации во многом изменились. Необходимо совершенствовать методику преподавания сольфеджио, чтобы процесс обучения стал более интересным и эффективным. Неотъемлемым условием обновления становится техническое переоснащение. Использование новейших технических средств обучения дает педагогам широкие возможности в организации занятий по сольфеджио.
Компьютер, подключенный к Интернету, проектор, синтезатор, интерактивная доска - необходимый комплект оргтехники, позволяющий совершенствовать методику преподавания теоретических дисциплин.
В разделе урока «Слушание музыки» проектор поможет сопроводить слушания видеорядом. Показ презентаций к тематическим урокам поможет лучше понять и закрепить новую тему. Можно сопровождать слушание показом репродукций, помогающих раскрыть музыкальный образ и эмоциональный колорит соответствующей эпохи. Показ видео обостряет внимание, помогает сделать слуховое впечатление более ярким. Педагог может воспроизвести почти любой музыкальный фрагмент соответствующего качества. Любое теоретическое понятие может быть озвучено яркими примерами из классической музыки. Каждый педагог может создать собственные подборки музыкальных примеров по разным темам, и компьютер здесь придет на помощь в хранении и упорядочении информации.
Чтобы развить слуховое внимание, педагог может предложить послушать одно и то же произведения в разных вариантах, у разных исполнителей для активного сравнения трактовки. Это пригодится в подготовке грамотного слушателя но, главное, учащимся прививается мысль о творческом самовыражении, самостоятельности в исполнительской работе.
Можно предложить старшим ученикам самостоятельный подбор музыкальных примеров на заданную тему.
С помощью проектора и компьютера педагог может широко использовать разнообразные наглядные пособия. Это могут быть забавные картинки для маленьких детей, образно раскрывающие смысл изучаемого понятия, а для старших учеников – это могут быть таблицы и схемы, помогающие усвоить теорию. С таблицами и схемами можно работать активно. В Интернете много видео-материалов по темам сольфеджио, которые помогают накопить слуховой опыт и развить чистоту интонации.
С помощью проектора можно проводить ритмический тренинг. Сейчас в Интернете можно найти ритмические упражнения, которые помогут простучать данный ритм под музыку на шумовых инструментах.
Можно рассылать задания ученикам для выполнения на компьютере. Это активизирует интерес к выполнению Д.З.
Перспективным нововведением на уроках сольфеджио является синтезатор. Благодаря синтезатору, учащиеся не пианисты получают возможность освоить клавиатуру, подбор мелодий и аккомпанемента. Этот инструмент, заменяющий фортепиано, развивает слух, чувство ритма и помогает приобщить детей к творчеству. На нем можно музицировать, участвовать в творческом процессе. Ученик играет мелодию, а синтезатор подбирает аккомпанемент. Детям должно быть нтересно подобрать подходящие ритмические варианты к мелодии. Синтезатор позволяет познакомиться с разными тембрами. Развитие тембрового слуха всегда было не очень доступно на уроках сольфеджио. Поэтому учащиеся нередко даже на своем инструменте не в состоянии были услышать уже знакомые, интервалы и аккорды, А диктант, исполненный не на фортепиано, записать для детей без тембрового звука не возможно. Исполнение мелодий, интервалов, аккордов в разных тембрах заставляет учащихся больше концентрироваться на ладовых связях, своеобразии каждого созвучия вне зависимости от их тембровой окраски.
Подбирая мелодию и аккомпанемент на синтезаторе, ученики закрепляют знания по теории в практической деятельности.
Дети очень любят петь караоке. С помощью компьютера можно направить такое пение на развитие слуха. Под звучание «минусовки» нужно спеть нотную запись мелодии с листа.
Введение новых компьютерных технологий на уроках сольфеджио во многом облегчают педагогу подачу материала, повышают интерес к предмету у обучающихся. Существенно упрощается процесс тестирования и проверки знаний. С развитием видео-связи появилась возможность записывать и рассылать видео-уроки, которые помогают ученику вспомнить прошлое занятие и хорошо подготовиться к следующему уроку.
Назрела необходимость технического оснащения теоретических классов и творческого подхода к работе педагогов для улучшения качества обучения детей на уроках сольфеджио.
4