СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование современных технологий и методов в трудовом воспитании младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описано применение метода проектов, информационно-коммуникативных и игровые технологий, коллективно-творческих дел в урочной и внеурочной деятельности, направленной на трудовое воспитание младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Использование современных технологий и методов в трудовом воспитании младших школьников»

Использование современных технологий и методов в трудовом воспитании младших школьников


Проблема трудового воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Планомерное и целенаправленное воспитание в данном направлении начинается с младшего школьного возраста. В этом возрасте дети приобретают основные знания и умения в трудовой сфере.

В системе начального обучения трудовая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребенка. Именно в начальных классах закладываются основы социальной активности личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, самостоятельности, уважения к людям труда и другие ценностные качества, способствующих усвоению требований жизни и утверждению в ней. Учитель начальных классов является организатором педагогического процесса и обеспечивает трудовое воспитание младших школьников.


Стержнем трудового воспитания младших школьников являются урочная деятельность и внеклассная работа. Большая роль в данном направлении воспитания отводится урокам технологии.

Метод проектов, проблемные ситуации и вопросы, как часть проблемного обучения, а также информационно-коммуникативные и игровые технологии, коллективно-творческие дела делают урок современным, насыщенным и интересным для обучающихся.


Главная задача учителя – организовать так учебно-познавательную деятельность учащихся, чтобы знания стали результатом их собственных усилий. Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Главными признаками проблемного обучения, лежащими в основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения, являются: создание проблемных ситуаций, обучение учащихся в процессе решения проблем, сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

Метод проектов, как один из способов реализации проблемного обучения, является наиболее интересным и перспективным методом обучения младших школьников на уроках технологии.

Проектный метод обладает рядом преимуществ, а именно: формирует умение и навыки работы в команде, помогает осознать и понять проблемную ситуацию, учит находить и создавать решения.

Темы проектов в начальной школе могут быть различными: «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Новогодняя мастерская». Все проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. У любого проекта должен быть продукт (результат проектной деятельности). Это может быть изделие прикладного творчества (панно, игрушка), видеофильм («Как делают кукол»), модель (здания, автомобиля, корабля), театральная постановка (кукольный спектакль со своими изделиями), выставка.

Одна из особенностей проектов в начальной школе на уроках технологии - творческий подход, который является ведущим и в трудовых коллективных творческих делах (по классификации И. П. Иванова). Целью трудовых коллективных дел является обогащение знаний ребенка об окружающем мире, выработка убеждений о том, что труд – это основной источник радостной жизни, воспитание стремления вносить свой вклад в улучшение мира, и так же привычку бескорыстно заботиться о своих близких и далёких людях, работать самостоятельно и творчески, достижение определенных трудовых задач. В трудовых коллективных творческих делах (КТД) ученики осуществляют заботу через труд – творчество. Помимо этого, в процессе КТД обучающиеся приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими.

Примеры трудовых КТД в начальной школе: трудовой десант, подарок далёким друзьям, почта, трудовой рейд, встречи с людьми труда.


Метод проектов и коллективные творческие дела могут в полной мере обогащены использованием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Применение ИКТ на уроках технологии позволяет сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным; эффективно решает проблему наглядности обучения, помогает проводить тестирование или виртуально сопровождать практическую работу. Использование ИКТ эффективно на разных этапах урока: при объяснении нового материала и при закреплении, при повторении и на этапе контроля и рефлексии. Динамические паузы также выигрывают при использовании ИКТ.

Несмотря на применение современных технологий, начальной школе нельзя обойтись без традиционного игрового метода, так как игра – одна из приоритетных форм деятельности детей младшего школьного возраста.

Примеры используемых игр на уроках технологии:

«Собери словечко»: из разрозненных карточек, на которых написаны части слова, собрать слова – термины.

«В магазине «Ткани»: определить вид ткани.

«Угадай профессию»: на карточках напечатаны имена существительные, связанные с определенной профессией.

«Придумай загадку». Игра позволяет более внимательно рассмотреть предмет, заметить его качества, назначение, способствует развитию воображения и мышления.

Кроссворды, ребусы, анаграммы, викторины также активизируют деятельность детей на уроках.

Разновидностью игрового метода является метод игрового моделирования, который позволяет проиграть ситуации, близкие к реальным условиям трудовой деятельности людей (ситуации, которые школьники наблюдают в окружающей жизни). Результатом становится усвоение норм поведения в труде.


Метод проектов, информационно-коммуникативные и игровые технологии, коллективно-творческие дела могут быть использованы не только на уроках, но и во внеклассной и внеурочной деятельности, направленной на трудовое воспитание младших школьников.

Данные технологии и методы способствуют развитию трудолюбия, самостоятельнее, творческой активности детей.



Список литературы:

  1. Костенко П.П. Воспитание интереса к труду – М.:Аркти, 2014.

  2. Симонов С.В. Обучение младших школьников с помощью современных технологий– СПб: Русь, 2019.

  3. Научно-исследовательская работа «Воспитательный потенциал методики коллективного творческого дела» (xn--j1ahfl.xn--p1ai)



Скачать

© 2024 204 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!