Научно-исследовательская работа
на тему – «Использование специальных упражнений с мячом для развития координационных способностей волейболистов».
Исполнитель: Айгашева Анна Валериевна.
Актуальность. Развитие координационных способностей в процессе подготовки волейболистов - это совершенствование координации движений, а главное способность быстро перестраивать двигательную активность в соответствии с постоянно меняющимися ситуациями игры и владение своим телом в безопорном положении.
Координационные способности лежат в основе проявления различных координационных характеристик техники двигательных действий. Поэтому их рассматривают как вещественные корреляты технической подготовленности спортсменов.
Координационные способности в волейболе проявляются при выполнении всех технико-тактических действий и тесно связаны с силой, быстротой, выносливостью, гибкостью. От координационных способностей зависят быстрота, точность и своевременность выполнения технического приема.
Объектом исследования - является процесс развития координационных способностей волейболистов.
Предметом исследования - методика использования упражнений с мячом для развития координационных способностей в процессе физической подготовки волейболистов.
Цель исследования – практически изучить процесс развития координационных способностей в процессе физической подготовки волейболистов при помощи упражнений с мячом.
Задачи исследования –
Изучить теоретическое и практическое состояние проблемы развития координационных способностей волейболистов.
Изучить методику и подготовить тесты для определения уровня развития координационных способностей волейболистов.
Подготовить комплекс специальных упражнений с мячом для развития координационных способностей волейболистов.
Сделать выводы и дать заключение.
Методы исследования:
Анализ литературных источников.
Анализ документов и материалов.
Метод проекта.
Метод логического заключения.
Работа содержит две главы. Первая глава под названием «Теоретические аспекты влияния физической подготовки на развитие координационных способностей волейболистов», представляет собой - анализ литературных источников по выбранной теме.
Анализ научно-методической литературы показал, что для волейболистов развитие координационных способностей имеет огромное значение. Выполнение любого технического приема в волейболе строится на основе старых координационных связей. Чем больший запас разнообразных двигательных навыков имеет волейболист, тем успешнее идут овладение техникой игры и использование ее в постоянно изменяющихся ситуациях. В связи с этим, основной путь развития координационных способностей - это обогащение спортсменов все новыми разнообразными навыками и умениями, развитие координации.
Для развития координационных способностей используют самые разнообразные упражнения, в которых спортсмен должен выходить из неожиданно сложившейся ситуации с помощью находчивых, быстрых и эффективных действий. Всесторонняя физическая подготовка способствует накоплению запаса двигательных навыков (общих координационных способностей), на основе которых развивается способность к освоению и вариативному применению техники игры в волейбол (специальные координационные). Можно определенно сказать, что координационные способности являются основой эффективной и результативной игры волейболистов.
Вторая глава работы под названием – «Практическое изучение процесса развития координационных способностей волейболистов специальными упражнениями с мячом» - представляет собой описание выполнения практической деятельности.
На первом этапе исследовательской деятельности необходимо изучить методику и подобрать тесты для определения уровня развития координационных способностей в волейболистов.
Для проведения тестирования подготовлена батарея тестов, которая дает возможность определить этот уровень на текущий момент:
Тест 1. Старт (на расстоянии 2 м от места старта лежит набивной мяч); на бегу подобрать мяч, нести его 3 м; далее катить его «зигзагом», огибая 4 стойки; поднять мяч, держать в руке и бежать в противоположном направлении 2 м; далее кувырок вперед; прыжок через скамейку/стул; проползти под следующим препятствием; бег спиной вперед, обегая три стойки, и финиширование. Общая длина дистанции 20 м (10 м в одном направлении, 10 м в другом).
Тест 2. На высоте 80% от максимального прыжка волейболиста и на расстоянии 80-100 см от середины центральной линии натягивается веревочка. В центре противоположной площадки маркируется мишень размером 1x1 м. Спортсмен выполняет 10 бросков теннисного мяча в мишень, преодолевая препятствие с разбега в прыжке (количество попаданий).
Тест 3. Бросок мяча вверх кувырок, ловля мяча. Из 5 бросков, кол-во раз.
Тест 4. Стойка на одной ноге с закрытыми глазами. Кол-во сек.
На последнем этапе исследовательской деятельности нужно было подобрать комплекс специальных волейбольных упражнений с мячом для развития координационных способностей в процессе подготовки волейболистов.
Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одни и тех же постоянных условиях не стимулирует дальнейшего развития координационных способностей.
Выполнение упражнений с мячом для развития координационных способностей следует планировать на первую половину основной части занятия, по сколько они быстро ведут к утомлению.
Комплекс упражнений с мячом для развития координационных способностей волейболистов
1. Многократное подбрасывание мяча левой рукой вверх, и замах бьющей рукой.
2. Многократное подбрасывание мяча и ловля его в момент удара (левая рука преграждает путь мячу).
3. В парах. Занимающиеся располагаются на противоположных боковых линиях площадки. Один выполняет верхнюю прямую подачу в направлении партнера, другой, поймав мяч, выполняет тоже самое.
4. Верхняя прямая подача в стенку с расстояния 7-9 м не ниже линии, проведенной на уровне верхнего края стенки.
5. Подача мяча через стенку с расстояния 7-9 м от нее.
6. Выполнение верхней подачи мяча с расстояния 7-9 м от сетки в правую, левую часть площадки.
7. Метание теннисных мячей с поворотом туловища вправо, влево.
8. Выполнение нападающего удара с поворотом туловища вправо-влево с собственного подбрасывания при наличии стационарного одиночного блока.
9. Нападающие удары с переводом из зон 4, 2, 3 против группового (двойного) блокирования.
10. Нападающие удары с переводом из зоны 3 с передачи из зоны 2 (4) против одиночного блокирования.
Заключение
Анализ научно-методических источников и практическое изучение процесса развития координационных способностей волейболистов показал что, волейбол – это командная игра, поэтому для достижения успеха необходимы согласованные действия всех членов команды. Деятельность каждого игрока команды имеет конкретную направленность, но при этом все их действия должны быть согласованы и скоординированными, поэтому развитие координационных способностей у волейболистов играет основополагающую роль для достижения положительного результата.
Выполнение любого технического приема в волейболе строится на основе старых координационных связей. Чем больший запас разнообразных двигательных навыков имеет волейболист, тем успешнее идут овладение техникой игры и использование ее в постоянно изменяющихся ситуациях. В связи с этим, основной путь развития координационных способностей - это обогащение спортсменов все новыми разнообразными навыками и умениями, развитие координации.
Для развития координационных способностей используют самые разнообразные упражнения, в которых спортсмен должен выходить из неожиданно сложившейся ситуации с помощью находчивых, быстрых и эффективных действий. Можно определенно сказать, что координационные способности являются основой эффективной и результативной игры волейболистов.