Мастер-класс
«Использование стратегий технологии смыслового чтения на уроках истории и обществознания» »
Учитель истории и обществознания
МБОУ «Черемновская СОШ»
Кутявина татьяна Сергеевна
Виды стратегий смыслового чтения -Стратегии продвижения чтения книг -стратегии предтекстовой деятельности -стратегии текстовой деятельности -стратегии послетекстовой деятельности -стратегии развития словаря -Общеучебные стратегии
Стратегии предтекстовой деятельности
-
- - «Мозговой штурм»
- «Ориентиры предвосхищения»
- - «Глоссарий»
- - «Батарея вопросов»
- - «Предваряющие вопросы»
- - «Рассечение вопроса»
Стратегия «Ориентиры предвосхищения»
Цель стратегии : актуализация имеющихся знаний, связанных с темой текста
Суть стратегии : учащиеся ДО чтения текста знакомятся с некоторым списком суждений и отмечают знаком «+» те, с которыми они согласны. ПОСЛЕ чтения текста возвращаются к списку и, если мнение об истинности суждений изменилось, фиксируют это и объясняют свое решение
До чтения
Суждения
После чтения
Родина Олимпийских игр - Греция
Игры проводились один раз в четыре года
Игры проводились в холодную зимнюю погоду
Во время Олимпийских игр враждующие полисы выясняли между собой отношения в спортивных состязаниях
Городок Олимпия располагался в Южной Греции, куда можно было добраться только морским путем
Первые игры проводились до н.э.
Стратегия «Мозговой штурм»
Цель стратегии – выявление ДО чтения текста предположений о его возможном содержании (по заголовку, указанию на жанр, аннотации и т.п.).
Суть стратегии : учащимся предлагается высказать предположения о возможном содержании текста. Фиксируются все гипотезы. Форма фиксации может быть различной.
Личность – это совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми .
До чтения
Суждения
После чтения
Родина Олимпийских игр - Греция
Игры проводились один раз в четыре года
Игры проводились в холодную зимнюю погоду
Во время Олимпийских игр враждующие полисы выясняли между собой отношения в спортивных состязаниях
Городок Олимпия располагался в Южной Греции, куда можно было добраться только морским путем
Первые игры проводились до н.э.
Стратегии текстовой деятельности
-
- - « Попеременное чтение»
- « Чтение про себя с вопросами»
- - « Чтение с остановками»
- - «чтение про себя с пометками»
- - « Чтение в парах-обобщение в парах»
- - « Граф-схема»
- - «Зигзаг»
- - «Собери текст»
- - «Преобразование информации»
Стратегия « Граф-схема»
Цель стратегии : : систематизация и структуризация информации
Суть стратегии : ВО ВРЕМЯ чтения текста выписываются существенные понятия, факты, примеры и т.п., относящиеся к теме, и соединяются стрелками с центральным понятием или с другими понятиями
Стратегия « Собери текст»
Цель стратегии : выявление ВО ВРЕМЯ чтения смысловых связей между отдельными высказываниями и языковых средств выражения этих связей.
Суть стратегии : учащимся предлагается либо восстановить правильный порядок предложений, чтобы получился связный текст, либо внести в текст те или иные коррективы.
Восстановите правильный порядок предложений, чтобы получился связный текст о возникновении государственной символики.
- Она возродила суверенную государственность России, утвердила незыблемость ее демократической основы, обозначила стремление ее граждан обеспечить благополучие и процветание своей Родины.
- В декабре 2000 г. Государственная Дума приняла законы о государственной символике Российской Федерации – гербе, флаге и гимне.
- Одновременно началась разработка новых государственных символов России.
- Таким образом, в третье тысячелетие Россия вошла с новыми государственными символами.
- 12 декабря 1993 г. в нашей стране была принята новая Конституция.
- 12 декабря 1993 г. в нашей стране была принята новая Конституция.
- Она возродила суверенную государственность России, утвердила незыблемость ее демократической основы, обозначила стремление ее граждан обеспечить благополучие и процветание своей Родины.
- Одновременно началась разработка новых государственных символов России.
- В декабре 2000 г. Государственная Дума приняла законы о государственной символике Российской Федерации – гербе, флаге и гимне.
- Таким образом, в третье тысячелетие Россия вошла с новыми государственными символами.
Правильный порядок предложений: 5,1,3,2,4
Стратегии послетекстовой деятельности
-
- « отношения между вопросом
и ответом »
- « Вопросы после текста»
- « Проверочный лист»
- « Тайм-аут»
- « Основания для сравнения»
- « сжатие текста»
Стратегия « Вопросы после текста»
Цель стратегии : выявление ПОСЛЕ чтения текста содержащейся в нем информации разного типа: явной или скрытой.
Суть стратегии : учащимся предъявляются вопросы, которые надо рассортировать в зависимости от того, об информации какого типа (явной, скрытой, отсутствующей в тексте) в них запрашивается.
Вопросы:
1.В каком году был основан Санкт-Петербург?
2.При каком царе началось строительство Санкт-Петербурга?
3.В чем заключалось отличие Санкт-Петербурга от других городов России?
4. Из представителей какого сословия состояла основная масса строителей Санкт-Петербурга?
5.В каких условиях велось строительство города?
6.Сколько тысяч человек погибло при строительстве Санкт-Петербурга?
Ответ:
вопросы с явными ответами (3,5);
вопросы со скрытыми ответами
(2, 4);
вопросы с отсутствующими ответами (1,6).
-На мастер- классе я: - Самым интересным для меня сегодня было: - В своей дальнейшей работе я: - Я пожелал бы учителю: - Я бы хотел посоветовать:
«Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем».
Конфуций