Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 7 города Макеевки»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАБЛИЦ, СХЕМ, РИСУНКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Подготовила:
Белинская Виктория Анатольевна,
учитель биологии и химии,
специалист первой категории
2020
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАБЛИЦ, СХЕМ, РИСУНКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Эти приемы помогают учащимся усваивать большой объем учебной информации без увеличения учебного времени за счет ее систематизации (обобщения, структурирования). Они позволяют развивать у учащихся способность к классификации, умение свернуть и развернуть информацию, активизируют познавательные интересы учащихся, повышают активность учеников на уроке, снижают утомляемость, уменьшают количество времени на выполнение домашнего задания.
Таблицы
Использование таблиц на уроках способствует развитию информационной компетентности. Учащиеся приобретают умение свернуть и развернуть информацию (при составлении таблицы по тексту учебника и справочной литературе, при подготовке развернутого ответа с опорой на таблицу и др.).
Таблицы условно можно разделить на три основных вида:
Таблицы-схемы
Они представляют собой классификацию природных объектов, явлений и процессов, изучаемых в курсе школьной биологии. Их составление я часто применяю на уроках для самостоятельной работы учащихся. Также использую их при объяснении нового материала, при повторении и обобщении пройденного материала, на обобщающих уроках.
Таблицы-справочники
Они содержат справочные сведения. Кроме привычных цифр сюда, как правило, включена дополнительная информация, взятая из литературных источников. Учащиеся используют их для выполнения практических работ, во время работы в группах.
3) Таблицы-сравнительные характеристики.
Они дают сравнительную характеристику семейств растений, классов животных и т. д. Я применяю их при проведении практических и контрольных работ.
Схемы
Конспекты-схемы предложил использовать С.Д. Шевченко (г. Курахово Донецкой области). Это обычные, всем понятные схемы изучаемой темы, в которых четко обозначено основное содержание, выделены основные понятия и факты. В них не используются опорные сигналы типа условных ассоциаций, на которых основаны листы с опорными сигналами В.Ф. Шаталова.
Структурно-логические схемы (СЛС) – это своеобразные планы-конспекты, с помощью которых ученик “включает” различные анализаторы памяти (М.С. Винокур). В основе построения СЛС лежат идеи В.Ф. Шаталова об изучении учебного материала крупными смысловыми блоками.
Логические опорные конспекты (ЛОК) - это компактное графическое отображение основного учебного материала лекции с указанием логической структуры в процессе изложения его учителем (А.В. Шатных).
Назначение ЛОК в том, чтобы создать у школьников четкое, наглядное представление об учебном материале в целом как о системе знаний, помочь разобраться в его структуре, выделить главное, существенное в излагаемом материале; показать взаимосвязи между отдельными компонентами содержания лекции и содержанием последующих занятий, помочь учащимся осмыслить и запомнить основной материал.
В ЛОК обязательно должны быть указаны такие элементы содержания урока:
главные понятия и их основные признаки;
причинно-следственные связи;
общие черты изучаемых объектов или явлений;
направления развития каких-либо процессов;
самые яркие факты, характеризующие объекты, явления или процессы.
Основные требования к отображению содержания в ЛОК – лаконичность , структурность, компактность расположения учебного материала, простота изображения, доступность для понимания, оптимальность объема, выделение основного материала цветом, величиной знаков; словесная форма отображения учебного материала с использованием сокращения слов, стрелок, символов и т. п.
В процессе изложения учебного материала я строю схемы на доске. Учащиеся параллельно переносят их в тетради. В этом случае у учащихся работают все органы чувств и мышление, происходит не только восприятие, но и осмысление. Представление учащимся сразу всей готовой схемы нецелесообразно, т. к. в этом случае они стремятся перенести его в свою тетрадь вне связи с изложением учителя. Готовые схемы использую при закреплении изученного материала (задаю вопросы, предлагаю учащимся по желанию повторить ход рассуждения). При устном опросе д/з разрешаю слабоуспевающим учащимся пользоваться схемами в их тетрадях.
Рисунки
Независимо от способностей все учащиеся любят рисовать. Уроки, на которых учащиеся рисуют, проходят при высокой их активности, организованности. Все они заняты работой.
Рисунок – один из признанных приемов обучения биологии. Когда учитель иллюстрирует свое объяснение на классной доске графически, а ученики срисовывают эти рисунки в тетради, происходит непроизвольное запоминание материала. Задача учителя сводится к тому, чтобы не только помочь ученикам создать рисунки, но и научить мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, рассуждать, искать решения.
При подготовке к урокам (особенно в 6 классе) я продумываю нужный рисунок и выполняю его в своем рабочем плане. Предварительная подготовка рисунка дает возможность выбрать нужный вариант, продумать пояснительные надписи. На уроках я применяю рисунки на классной доске при изложении учебного материала, его закреплении, а также при опросе учащихся. Обычно применяю схематический рисунок – он занимает минимум времени. Учащиеся выполняют рисунки карандашом (предлагаю по желанию разукрасить их дома).
СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ
Растительная клетка |
1- оболочка 2- цитоплазма 3- ядрышко 4- ядро 5- лизосома 6- хлоропласт | 7- вакуоль 8- эндоплазматическая сеть 9- зерна крахмала 10- аппарат Гольджи 11- рибосомы 12- митохондрия |
СТРОЕНИЕ ЖИВОТНОЙ КЛЕТКИ
Животная клетка |
1- оболочка 2- цитоплазма 3- ядрышко 4- ядро 5- лизосома 6- клеточный центр | 7- вакуоль 8- эндоплазматическая сеть 9- пиноцитозный пузырек 10- аппарат Гольджи 11- рибосомы 12- митохондрия |
Г Е О Х Р О Н О Л О Г И Ч Е С К А Я Т А Б Л И Ц А
Эра | Период | Возраст от начала, млн. лет | Развитие жизни |
Кайнозойская | Четвертичный (антропоген) | 1,8 | Вымерли мамонты, саблезубые тигры. Формирование современного растительного и животного мира. Появление человека (Homo sapiens). |
Неогеновый | 25 | Расцвет млекопитающих, птиц, насекомых. Господство покрытосеменных растений. |
Палеогеновый | 67 | Развитие млекопитающих, птиц. Появились общие предки человекообразных обезьян и людей. |
Мезозойская | Меловой | 137 | Вымирание динозавров. Распространение насекомых и покрытосеменных растений. Появление высших млекопитающих. |
Юрский | 195 | Господство голосеменных растений, пресмыкающихся (динозавров). Появление первых птиц. |
Триасовый | 230 | Начало расцвета пресмыкающихся. Появление млекопитающих. |
Палеозойская | Пермский | 285 | Вымирание около 95 % всех видов. Расцвет голосеменных растений. Развитие пресмыкающихся. |
Каменноугольный (карбон) | 350 | Расцвет земноводных и папоротников. Появление первых рептилий, летающих насекомых. |
Девонский | 400 | Появление первых амфибий. Появление на суше лесов из плаунов, папоротников, мхов. |
Силурийский | 440 | Выход растений и беспозвоночных на сушу. |
Ордовикский | 500 | Появление первых позвоночных (бесчелюстных рыб), коралловых полипов. |
Кембрийский | 570 | Появляются хордовые, беспозвоночные. |
Протерозойская | | 2600 | Расцвет эукариот – зеленых водорослей. Появление многоклеточных: водорослей, губок, кольчатых червей. |
Архейская | | 4000 | Следы жизни незначительны. Появление прокариот – бактерий и сине-зеленых водорослей. |