Использование таксономии Блума на уроках истории
В современном образовательном процессе является актуальным вопрос не только о передаче знаний от педагога к ученику, но и о воспитании мотивированной, инициативной личности учащегося, ориентированной на успех и карьеру, на построение и реализацию продуктивных сценариев своего жизненного и профессионального пути. Поэтому требования к современному образованию далеки от простой передачи знаний одного лица другому. В настоящее время ученику нужно передавать не столько готовую информацию, сколько методы её получения, осмысления и применения, в результате чего он овладевает методами извлечения знаний, необходимые ему для дальнейшего саморазвития.
Наше сегодняшнее общество испытывает необходимость в людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, были бы творческими и активными людьми, способными решать проблемы, принимать решения, критично мыслить, эффективно обмениваться идеями и работать в группе и в команде.
Приступив к планированию уроков по развитию разных типов интеллекта, легко попасть в ловушку, когда все ваши уроки будут сводиться только к двум уровням – знание и понимание. Но постоянно помня о таксономии Блума, можно спланировать урок, задействовав все уровни познания. Вы получите инструмент, который поможет вам отслеживать, насколько эффективно вы побуждаете к деятельности все типы интеллекта учеников на каждом уроке.
Таксономия (от греч. taxis – расположение, строй, порядок и nomos – закон) – теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих иерархическое строение.
Таксономия педагогическая – построение четкой системы педагогических целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни.
В классификации Б. Блума выделены три области учебной деятельности:
1. Когнитивная (Cognitive domain): умственные навыки (Mental skills);
2. Аффективная (Affectivedomain): область чувств и эмоций (Attitude);
3. Психомоторика (Psychomotor): физические умения и навыки (Skills).
Их можно соответственно описать словами «знаю», «чувствую» и «творю».
1. Когнитивная область. Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового. К познавательной сфере относится большинство целей обучения, выдвигаемых в программах, учебниках, в повседневной практике учителей.
Умения и навыки в когнитивной области касаются знания, понимания и критического мышления. Здесь выделяются шесть уровней.
1) Знание. Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала — от конкретных фактов до целостной теории. Конкретные действия учащихся: воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.
2) Понимание. Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения — в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий. Конкретные действия учащихся: объясняет факты, правила, принципы; преобразует словесный материал в математические выражения; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.
3) Применение. Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Конкретные действия учащихся: применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; использует понятия и принципы в новых ситуациях.
4) Анализ. Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура. Конкретные действия учащихся: вычленяет части целого; выявляет взаимосвязи между ними; определяет принципы организации целого; видит ошибки и упущения в логике рассуждения; проводит различие между фактами и следствиями; оценивает значимость данных.
5) Синтез. Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Конкретные действия учащихся: пишет сочинение, выступление, доклад, реферат; предлагает план проведения эксперимента или других действий; составляет схемы задачи.
6) Оценка. Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала. Конкретные действия учащихся: оценивает логику построения письменного текста; оценивает соответствие выводов имеющимся данным; оценивает значимость того или иного продукта деятельности.
2. Аффективная область. Умения в этой области отражают то, как человек реагирует эмоционально, насколько он способен чувствовать чужую радость или боль. Аффективные цели связаны с человеческими отношениями, эмоциями, чувствами.
3. Психомоторная область. Умения в этой области описывают способность к манипуляциям с орудиями или инструментами. Психомоторные цели обычно связывают с изменением или развитием практических навыков.
Предлагаю урок истории в 6 классе по теме «Преемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол», составленный с использованием таксономии Блума.
Первый уровень – знание.
1.Когда правил Ярослав Мудрый?
2.Почему Ярослав Мудрый составил завещание?
3.Что завещал Ярослав Мудрый своим детям?
4.Какова была причина усобиц между сыновьями Ярослава Мудрого?
5.Кто правил после смерти Ярослава Мудрого в Киеве?
6.Какая система престолонаследия носит название лествица (лестница)?
7.С чем была связана слабая обороноспособность земли в конце XI века?
8.Когда состоялся Любечский съезд?
Второй уровень – понимание.
1.Какая главная идея Любечского съезда?
2.Какие обязательства брали на себя князья, принявшие участие в Любечском съезде?
3.Чему способствовали решения Любечского съезда князей?
Третий уровень – применение.
1.Ты действительно думаешь, что горожане правильно сделали, что пригласили Владимира Мономаха на Киевский престол?
2.Как вы думаете, почему Византийский император прислал Владимиру Мономаху знак царского достоинства?
Четвертый уровень – анализ.
«Сей государь щадил кровь людей; но знал, что вернейшее средство утвердить тишину есть быть грозным для внешних и внутренних правителей.
Успехи Мономахова оружия так прославили сего Великого князя на Востоке и Западе, что имя его, по выражению летописцев, гремело в мире, и страны соседственные трепетали онаго. Если верить новейшим повествователям, то Владимир ужасал и Греческую империю.
К сожалению, древние летописцы наши, рассказывая подробно воинские и церковные дела, едва упоминают о государственных или гражданских, коими Владимир украсил свое правление. Знаем только, что он, желая доставить народу все возможные удобности, сделал на Днепре мост; часто ездил в Ростовскую и Суздальскую землю, наследственную область Всеволодова дому, для хозяйственных распоряжений; выбрал прекрасное место на берегу Клязьмы, основал город, назвал его Владимиром Залесским, окружил валом и построил там церковь св. Спаса»
Карамзин Н. М. История государства Российского.
1.Чем же примечательна личность Владимира Мономаха?
2.Соотнеси черты характера героя с его поступками.
Пятый уровень – синтез.
1.Изучив документ «Поучения» Владимира Мономаха своим детям составь свое «Поучение» современным детям (одноклассникам).
2. Проведи интервью с Владимиром Мономахом.
3. Сочинение на тему «Моё представление о Владимире» Мономахе после чтения его «Поучения»
Шестой уровень – оценивание.
1.Каким человеком предстал перед вами великий князь Владимир Мономах после чтения его «Поучения»?
2.В чем сильные стороны правления Владимира Мономаха?
3.Предположи с какими трудностями придётся столкнуться следующим поколениям Владимира Мономаха.
Чтобы обеспечить формирование навыков мышления высокого уровня на уроках истории, учителю следует придерживаться практических рекомендаций: обеспечить понимание того, какие мыслительные умения ученику необходимы; научить его ставить вопросы; научить выявлять причины явлений; научить искусству аргументации, научить оценивать результаты своей деятельности. Возникшая острая необходимость не просто обучать детей, но и развивать их мышление, творческий потенциал, генерирование идей и построение логических связей требует от преподавателя современного взгляда на свои уроки, требует более тщательной и продуманной подготовки на несколько уроков вперёд. Таксономия Бенджамина Блума направлена на практическую помощь современному педагогу, который осознаёт важность мышления высокого уровня в современном образовании.