СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование таксономии Блума на уроках история.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном образовательном процессе является актуальным вопрос не только о передаче знаний от педагога к ученику, но и о воспитании мотивированной, инициативной личности учащегося, ориентированной на успех и карьеру, на построение и реализацию продуктивных сценариев своего жизненного и профессионального пути. Таксономии Блума может спланировать урок, задействовав все уровни познания. 

Просмотр содержимого документа
«Использование таксономии Блума на уроках история.»

Использование таксономии Блума на уроках истории


В современном образовательном процессе является актуальным вопрос не только о передаче знаний от педагога к ученику, но и о воспитании мотивированной, инициативной личности учащегося, ориентированной на успех и карьеру, на построение и реализацию продуктивных сценариев своего жизненного и профессионального пути. Поэтому требования к современному образованию далеки от простой передачи знаний одного лица другому. В настоящее время ученику нужно передавать не столько готовую информацию, сколько методы её получения, осмысления и применения, в результате чего он овладевает методами извлечения знаний, необходимые ему для дальнейшего саморазвития.

Наше сегодняшнее общество испытывает необходимость в людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, были бы творческими и активными людьми, способными решать проблемы, принимать решения, критично мыслить, эффективно обмениваться идеями и работать в группе и в команде.

Приступив к планированию уроков по развитию разных типов интеллекта, легко попасть в ловушку, когда все ваши уроки будут сводиться только к двум уровням – знание и понимание. Но постоянно помня о таксономии Блума, можно спланировать урок, задействовав все уровни познания. Вы получите инструмент, который поможет вам отслеживать, насколько эффективно вы побуждаете к деятельности все типы интеллекта учеников на каждом уроке.

Таксономия (от греч. taxis – расположение, строй, порядок и nomos – закон) – теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих иерархическое строение.

Таксономия педагогическая – построение четкой системы педагогических целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни.

В классификации Б. Блума выделены три области учебной деятельности:

1. Когнитивная (Cognitive domain): умственные навыки (Mental skills);

2. Аффективная (Affectivedomain): область чувств и эмоций (Attitude);

3. Психомоторика (Psychomotor): физические умения и навыки (Skills).

Их можно соответственно описать словами «знаю», «чувствую» и «творю».

1. Когнитивная область. Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового. К познавательной сфере относится большинство целей обучения, выдвигаемых в программах, учебниках, в повседневной практике учителей.

Умения и навыки в когнитивной области касаются знания, понимания и критического мышления. Здесь выделяются шесть уровней.

1) Знание. Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала — от конкретных фактов до целостной теории. Конкретные действия учащихся: воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.

2) Понимание. Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения — в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий. Конкретные действия учащихся: объясняет факты, правила, принципы; преобразует словесный материал в математические выражения; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

3) Применение. Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Конкретные действия учащихся: применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; использует понятия и принципы в новых ситуациях.

4) Анализ. Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура. Конкретные действия учащихся: вычленяет части целого; выявляет взаимосвязи между ними; определяет принципы организации целого; видит ошибки и упущения в логике рассуждения; проводит различие между фактами и следствиями; оценивает значимость данных.

5) Синтез. Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Конкретные действия учащихся: пишет сочинение, выступление, доклад, реферат; предлагает план проведения эксперимента или других действий; составляет схемы задачи.

6) Оценка. Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала. Конкретные действия учащихся: оценивает логику построения письменного текста; оценивает соответствие выводов имеющимся данным; оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

2. Аффективная область. Умения в этой области отражают то, как человек реагирует эмоционально, насколько он способен чувствовать чужую радость или боль. Аффективные цели связаны с человеческими отношениями, эмоциями, чувствами.

3. Психомоторная область. Умения в этой области описывают способность к манипуляциям с орудиями или инструментами. Психомоторные цели обычно связывают с изменением или развитием практических навыков.

Предлагаю урок истории в 6 классе по теме «Преемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол», составленный с использованием таксономии Блума.

Первый уровень – знание.

1.Когда правил Ярослав Мудрый?

2.Почему Ярослав Мудрый составил завещание?

3.Что завещал Ярослав Мудрый своим детям?

4.Какова была причина усобиц между сыновьями Ярослава Мудрого?

5.Кто правил после смерти Ярослава Мудрого в Киеве?

6.Какая система престолонаследия носит название лествица (лестница)?

7.С чем была связана слабая обороноспособность земли в конце XI века?

8.Когда состоялся Любечский съезд?

Второй уровень – понимание.

1.Какая главная идея Любечского съезда?

2.Какие обязательства брали на себя князья, принявшие участие в Любечском съезде?

3.Чему способствовали решения Любечского съезда князей?

Третий уровень – применение.

1.Ты действительно думаешь, что горожане правильно сделали, что пригласили Владимира Мономаха на Киевский престол?

2.Как вы думаете, почему Византийский император прислал Владимиру Мономаху знак царского достоинства?

Четвертый уровень – анализ.

«Сей государь щадил кровь людей; но знал, что вернейшее сред­ство утвердить тишину есть быть грозным для внешних и внутрен­них правителей.

Успехи Мономахова оружия так прославили сего Великого князя на Востоке и Западе, что имя его, по выражению летописцев, гремело в мире, и страны соседственные трепетали онаго. Если верить новейшим повествователям, то Владимир ужасал и Гречес­кую империю.

К сожалению, древние летописцы наши, рассказывая подробно воинские и церковные дела, едва упоминают о государственных или гражданских, коими Владимир украсил свое правление. Знаем толь­ко, что он, желая доставить народу все возможные удобности, сделал на Днепре мост; часто ездил в Ростовскую и Суздальскую землю, наследственную область Всеволодова дому, для хозяйствен­ных распоряжений; выбрал прекрасное место на берегу Клязьмы, основал город, назвал его Владимиром Залесским, окружил валом и построил там церковь св. Спаса»

Карамзин Н. М. История государства Российского.

1.Чем же примечательна личность Владимира Мономаха?

2.Соотнеси черты характера героя с его поступками.

Пятый уровень – синтез.

1.Изучив документ «Поучения» Владимира Мономаха своим детям составь свое «Поучение» современным детям (одноклассникам).

2. Проведи интервью с Владимиром Мономахом.

3. Сочинение на тему «Моё представление о Владимире» Мономахе после чтения его «Поучения»

Шестой уровень – оценивание.

1.Каким человеком предстал перед вами великий князь Владимир Мономах после чтения его «Поучения»?

2.В чем сильные стороны правления Владимира Мономаха?

3.Предположи с какими трудностями придётся столкнуться следующим поколениям Владимира Мономаха.

Чтобы обеспечить формирование навыков мышления высокого уровня на уроках истории, учителю следует придерживаться практических рекомендаций: обеспечить понимание того, какие мыслительные умения ученику необходимы; научить его ставить вопросы; научить выявлять причины явлений; научить искусству аргументации, научить оценивать результаты своей деятельности. Возникшая острая необходимость не просто обучать детей, но и развивать их мышление, творческий потенциал, генерирование идей и построение логических связей требует от преподавателя современного взгляда на свои уроки, требует более тщательной и продуманной подготовки на несколько уроков вперёд. Таксономия Бенджамина Блума направлена на практическую помощь современному педагогу, который осознаёт важность мышления высокого уровня в современном образовании.