СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование техник визуализации на уроках иностранного языка на I ступени общего среднего образования для повышения качества образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование техник визуализации на уроках иностранного языка на I ступени общего среднего образования для повышения качества образования.»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №40 Г. МОГИЛЕВА»





Тема самообразования

Использование техник визуализации на уроках иностранного языка на I ступени общего среднего образования для повышения качества образования.









г. Могилёв



Цель: исследовать роль и место визуализации в процессе обучения учащихся на I ступени общего среднего образования.

Задачи:

- изучить и проанализировать нормативные документы;

- подобрать и изучить литературу по теме самообразования;

- разработать отдельные этапы урока с учетом темы самообразования;

- подобрать и изучить материал по сервисам визуализации опыта и
программам, а так же их применению для обучения;

- изучить особенности использования метода визуализации на уроках английского языка;

- разработать методические рекомендации по использованию визуализации на уроках английского языка.

Список использованной литературы


  1. Аджемян Г.И., Кравченко О.В. Игровые технологии на уроках французского языка // Сборник материалов IV Международной научно-методической онлайн-конференции. 2019. – Издательство: Курский государственный медицинский университет. – С. 273-278.

  2. Барабанщиков В.А., Белопольский В.И. Стабильность видимого мира. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 303 с.

  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология индивидуальных различий. Тексты/под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 2002. – С. 288-318.

  4. Гусев А. Н. Общая психология: в 7 т.: Т. 2: Ощущение и восприятие. М.: Академия, 2007. – 416с.

  5. Жуков Ю.М. Точность и дифференцированность межличностного восприятия. М., 1992. – 380 с.

  6. Каплан А.И. Развитие зрительного восприятия у детей с остаточным зрением // Материалы Всесоюзного симпозиума по дошкольному воспитанию детей с нарушениями зрения. – М., 1980. – 115с.

  7. Булавкин А. А. Об опыте использования в учебном процессе современных педагогических технологий и инновационных методов обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 25. – С. 376–380.

  8. Гаршина Ю. П. Практика использования современных образовательных технологий на уроках общеобразовательных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования // Научнометодический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 90–94.

  9. Ермолаева, Ж.Е., Герасимова, И.Н., Лапухова, О.В. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Концепт. – 2014. – № 11. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/14302.htm. – Дата доступа: 10.10.2018.

  10. Попова Т. М., Поддубных Е. Н. Инновационные техники визуализации средствами информационно-коммуникационных технологий // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ». – 2014. –Том 5, № 3. – С. 57 – 62.

Использование приема визуализации на уроках иностранного языка.

Без сомнения, каждый учитель хочет, чтобы каждый его урок был интересен и увлекателен. Если урок сможет заинтересовать учеников, тогда он современен в самом широком смысле этого слова. Чтобы заинтересовать ученика, побудить в нём интерес к изучению предмета, необходимо прибегнуть к интересным, творческим, современным методам и приемам обучения.

Таким образом, использование визуального материала является важным аспектом в построении урока, так как фотография или рисунок – это прежде всего носитель полезной и интересной информации на современных уроках, в том числе и уроках иностранного языка.

Психологи считают, что четверо из пяти современных школьников визуалы и только один аудиал и/или кинестетик. Поэтому, вполне закономерно активировалось внедрение сервисов для создания и представления графической информации в информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) системы образования: видео, изображений, презентаций, слайдшоу.

Визуализация (лат. visualis — зрительный) — представление информации в наглядном виде.

"Визуальное мышление – это не только способность видеть, но и способность воспроизвести увиденное и чему-то от этого научиться". Я же понимаю визуальное мышление как мышление образами.

Визуальное мышление сочетает в себе наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, характерный тип памяти - зрительный. Понравилось следующее определение "...визуальное мышление – это использование картинок, при помощи которых легче решать задачи, думать над сложными вопросами и более эффективно общаться. Все люди со зрительным типом мышления любят визуализировать информацию – факты, даты, идеи, понятия, формулы, вопросы и т.д. – и всё это с минимальным количеством слов"

Визуализировать учебный материал на уроках английского языка необходимо, т.к.новая информация лучше усваивается, если есть опора на зрительный образ. "Лучше один раз увидеть (и понять), чем сто раз услышать", тогда и материал лучше усваивается. Визуализация учебного материала на уроках английского языка необходима, так как она развивает зрительную память, пространственное воображение, делает обучение более осмысленным. Это- зрительная опора, помогающая мыслить, снимающая трудности воспроизведения материала.

Визуализацию можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; при повторении; при закреплении; при контроле и систематизации; при обобщении; при выполнении домашних заданий, заучивании наизусть; при работе с текстом произведения; при самостоятельной работе и т.д.

Одним из наиболее важных и эффективных приемов визуализации является flash cards activity. ( вы видели на уроке при отработке новой лексики) Это карточки, на которых четко, ярко и заметно написаны либо напечатаны слова на английском языке, касающиеся заданной темы. Данный прием можно использовать абсолютно на всех этапах изучения языка, для всех уровней и возрастов, при изучении любой темы. Flash card activity используется при вводе и отработке нового лексического материала. Чем полезен данный прием? Прежде всего, он направлен на отработку техники чтения. Я показываю карточку ученикам, правильно, громко и четко произношу написанное слово, говорю “Repeat all together!”, дети хором проговаривают данную лексическую единицу, затем учитель может сказать “Repeat once again!”, дети повторяют снова. Тем самым, речевой аппарат учеников “запоминает”, как произносится слово, и затем учащимся легко учить и использовать новый лексический материал. Более того, с помощью flash cards ученики смогут не только запомнить правильное произношение слова, а в принципе запомнить его само, а также запомнить написание слова. Ведь когда ребенок видит слово, проговаривает его несколько раз, он невольно “фотографирует” его глазами, и оно остается в памяти.

Особое внимание в наше время привлекают средства визуализации с использованием современных информационных технологий.. Использование компьютерных презентаций облегчает работу учителя на уроке: экономит массу времени, дает возможность предоставить дополнительный интересный материал, увеличить коэффициент эффективности урока, но создание презентации требует и кропотливой подготовительной работы.

На протяжении всего урока мною была использована презентация на тему « Солнечная система»

   Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты в компьютерной программе PowerPoint.

   Я вижу целый ряд преимуществ презентации PowerPoint в:

  • сочетании разнообразной текстовой аудио- и видеонаглядности;

  • возможности использования презентации как своеобразной интерактивной, мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый лексический и грамматический (а возможно, и фонетический) материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;

  • возможности использования отдельных слайдов в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы диаграммы, графики, схемы, коллажи, распечатки на бумаге и пр.);

  • возможности управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации и гиперссылок;

  • возможности использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности (фронтальную, групповую, индивидуальную);

  • активизации внимания всего класса; поддержании познавательного интереса обучающихся, усилении мотивации учения, а также эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала;

  • осуществление контроля новых знаний и систематизации изученного материала;

  • экономии учебного времени.

Целью презентации на уроке может быть:

  • актуализация знаний;

  • сопровождение объяснения учителем нового материала;

  • первичное закрепление знаний;

  • обобщение и систематизация знаний.

   Слайды презентации можно использовать во время объяснения, закрепления или создавать проблемную ситуацию на уроке. Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности. Наиболее продуктивными зарекомендовали себя презентация, в которых после объяснения или предъявления материала, вставлены упражнения на закрепление или контроль (у меня были тесты) Эти упражнения учащиеся проделывают прямо с экрана индивидуально или фронтально. Возможность показать правильный ответ позволяет организовать взаимо- или самопроверку быстро и эффективно.

  Таким образом, творческий подход позволяет учителю максимально эффективно использовать в своей работе очень важный инструмент – компьютер, представляемый современными компьютерными образовательными технологиями.

Еще одним приемом визуализации являются ментальные карты (интеллект-карты, схемы мышления, в оригинале «Mind Maps»). Это визуальный способ представления информации, отображающий связи между понятиями. Если просто - это схема, в центре которой находится ключевое слово/рисунок и от него в разные стороны отходят ветви (категории, основные понятия), разветвляющиеся на веточки (пункты, подпункты). В итоге получается что-то вроде паутины или корневой системы. Рисовать карту можно на компьютере с помощью специальных программ или просто на листе бумаги. Второй вариант предпочтительнее, т. к. в этом случае содержание ментальной карты еще лучше запоминается, и она становится поистине уникальной. Благодаря использованию цветов, рисунков и пространственных связей любая информация воспринимается, анализируется и запоминается гораздо быстрее и эффективнее.

Существуют определённые правила создания карт памяти.

1.  Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

2.  Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.

3.  Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

4.  Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

5.  Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

6.  Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

7.  Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

8.  Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

Ментальные карты я использую:

- для работы с грамматическим материалом (с помощью карты можно представить любое грамматическое правило или конструкцию, при этом все исключения, особые случаи, а также примеры применения можно выделить в отдельные ветви и сделать на них акцент)

 

- для работы с лексическим материалом, объемы которого не так уж малы. 

 

- для работы с фонетическим материалом




В своей работе я наиболее часто использую MindMaps при работе с лексикой.  Это очень удобный и эффективный приём для повторения, актуализации и систематизации лексики по теме. Интеллект-карты помогают сделать процесс расширения словарного запаса более интересным и увлекательным.

Преимущества ментальных карт

  • удобны в использовании

  • показывают связи между явлениями, логику мышления

  • способствуют лучшему запоминанию информации

  • собирают воедино большое количество данных

  • развивают креативность, мышление

Применение интеллект-карт на уроках английского языка позволяет:

1. Создать мотивацию к овладению иностранным языком как средством общения.

2. Организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность.

3. Осуществлять дифференцированный подход к обучающимся.

4. Организовать проектную деятельность школьников. Интеллект-карту можно использовать для представления результатов проектной деятельности.

5. Научить пользоваться специализированными словарями, справочниками с цельюовладения новыми языковыми средствами, увеличения объема знаний профильно-ориентированного характера (в частности, терминологии).

В современном мире с большим потоком информации применение ментальных карт в обучении  может принести огромные положительные результаты, так как дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в дальнейшем обучении и общении. Ментальные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее. Одной из основных положительных сторон мыслительных карт является то, что их можно использовать при изучении любой темы и с детьми практически любого возраста.




Одним из приемов визуализации на уроках английского языка является Облака тегов - Wordle.
Wordle это сервис по созданию из введенного текста облака слов. На сайте www.wordle.net в специальное поле необходимо ввести текст, и программа сгенерирует облако, отображая наиболее часто используемые слова крупным шрифтом. В такие облака можно превратить любой текст. Использование Wordle полезно для учеников, воспринимающих большую часть информации с помощью зрения (визуалов).
Использование сервиса Wordle открывает большие возможности, как для преподавания, так и для изучения иностранного языка. Применение данной методики на занятиях по иностранному языку является одним из средств повышения интереса к обучению, позволяет обеспечить более качественное овладение учащимися устной речью, повысить уровень языковой и речевой подготовки, способствует формированию и совершенствованию лексических навыков. Технически простая реализация и бесплатное пользование приложением дает большие возможности для распространения данного вида средств визуализации знаний.










На уроках английского языка применяю широкий спектр приемов визуализации: видеоролики, фрагменты кинофильмов, презентации, схемы, таблицы, планы, развернутые вопросы и ответы, тренажеры и т. д.

Проанализировав эффективность и место приемов визуализации на уроках английского языка, я могу сделать вывод о том, что они играет особую роль в обучении иностранным языкам. Наглядность моделирует мир иноязычной среды в процессе учебной коммуникации, создает ситуации, схожие с ситуациями реальной действительности, в которых ученики начинают реагировать и говорить на языке. Применение наглядности привлекает внимание ребенка на уроке, мотивирует его на выход в речь, делает урок ярче, интереснее.



Визуализация учебного материала на уроках английского языка.

Модернизация содержания системы Белорусского образования на современном этапе развития общества тесно связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам.

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий – является одним из индикаторов уровня профессионального мастерства учителя на современном этапе развития образования.

Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Основная задача учителя иностранного языка – организовать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке.

В ходе психологических экспериментов было доказано, что зрительные анализаторы обладают более высокой пропускной способностью, чем слуховые: большой процент всей информации, воспринимаемой человеком, приходится именно на зрение. К тому же, данные, воспринятые с помощью глаз, более осмысленны и лучше сохраняются в памяти. Не зря говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Следовательно, информацию на уроках необходимо предоставлять так, чтобы она соответствовала особенностям человеческого восприятия: использовать как можно больше презентаций, схем, таблиц, иллюстраций, опытов, игр и экспериментов.

Термин «визуализация» (от лат. visualis) – воспринимаемый зрительно, наглядный. Визуализация – это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания; придание зримой формы любому мыслимому объекту, субъекту, процессу и т. д.

Визуализация выступает как промежуточное звено между учебным материалом и результатом обучения, как своеобразный механизм, позволяющий «уплотнить» процесс познания, оптимизировать его. Визуализация обеспечивает синтез знаний, позволяет опосредованно и наглядно представить изучаемые явления в различных областях.

Визуализация учебного материала на уроках английского языка посредством современных средств позволяет:

- повысить уровень заинтересованности в изучении материала;

- увеличить объем запоминаемой информации;

- обеспечить систематизацию полученных знаний;

- стимулировать креативные процессы, логические выводы и ассоциации;

- активизировать учебную и познавательную деятельность;

- формировать и развивать критическое и визуальное мышление; образное представление знаний и учебных действий;

- способствует повышению визуальной грамотности и визуальной культуры.

Приемы визуализации можно использовать на различных этапах обучения: при объяснении нового материала, его повторении и закреплении; во время контроля и систематизации; при самостоятельной работе; при обобщении и т.д.

На сегодняшний день существует большое разнообразие видов визуализации на уроке: видеоролики, фрагменты кинофильмов и мультфильмов, презентации, опорные конспекты, схемы, таблицы, планы, тренажеры и т.п. Наряду с этим, можно использовать и разнообразные онлайн сервисы, для создания собственных интерактивных материалов к конкретному уроку, проекту, внеклассной деятельности и т.д. Рассмотрим некоторые из них.

Проект LearningApps.org – это бесплатный сервис для поддержки процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Пользователи могут использовать имеющиеся модули, модифицировать их и создавать новые с использованием предлагаемого конструктора и шаблонов. Имеются версии сайта и задания на русском, английском и других языках.

На сайте имеются готовые интерактивные упражнения, систематизированные как по популярности, так и по предметным областям. С помощью сервиса LearningApps.org можно достаточно быстро создать свои задания различного типа (игры на развитие памяти, кроссворды, викторины с выбором правильного ответа, тесты, найти пару и установить соответствие и т.д.), а интерактивная форма способствует повышению мотивации учащихся к предмету. Любой учитель может создать свои упражнения для объяснения нового материала, для закрепления, тренинга, контроля, и сделать это на достаточно качественном уровне.

Сервис открывает большие возможности для разнообразия дидактических заданий, так же всегда можно посмотреть наработки других учителей. Расширяет возможности использования иллюстративного материала. Задания получаются образные, красочные и легко запоминающиеся.

Один из наиболее качественных сервисов для создания облаков слов – Tagul.com.

В визуализации существует особый способ подачи текстовой информации: облако слов. Суть методики заключается в том, что исследуемый объект, явление или событие описывается в виде набора ключевых слов (облака слов), которые особым образом вписываются в графическую фигуру. Картинка начинает ассоциироваться с набором слов, что облегчает усвоение нового материала. В то же время, облако слов может являться хорошей иллюстрацией к материалу. Облако может иметь различную форму и цветовое решение.

Сервис Tagul.com очень прост в использовании, позволяет дополнять списки слов, шрифты и поверхности, имеет разные формы экспорта. Созданной работой можно поделиться с использованием ссылки. Можно сохранить работу или просто распечатать на бумаге.

Rebus1.com – онлайн генератор ребусов. Можно задать любое слово или фразу, и программа моментально сгенерирует по данному запросу ребус. Есть возможность выбирать разные варианты для готового ребуса. Генератор ребусов доступен не только на русском, но и на английском языке.

Так же представлены готовые ребусы с ответами: для детей, тематические, для взрослых, для школьников.

Главный недостаток данного сервиса – нет кода для вставки готового ребуса на блог или сайт. Нужно делать скриншот картинки. Для больших слов может получится огромный ребус, а это не всегда удобно.

Cacoo.com  простой и удобный онлайн сервис для работы по созданию схем и диаграмм. Сервис кроме обычных функций имеет много дополнительных модулей для создания даже самых сложных схем и даже плакатов.

Для начала работы необходимо зарегистрироваться. Интерфейс поддерживает русский язык.

Cacoo.com предлагает следующие возможности для создания схем, диаграмм:

- большой выбор интересных шаблонов;

- большая коллекция геометрических фигур, которые можно использовать для работы;

- большая коллекция разных объектов (категории по темам);

- возможность работать с типом, цветом, размерами шрифта;

- возможность изменять положение, размер объектов.

Cacoo.com идеально подходит для коллективной работы. Достаточно дать всем участникам творческого процесса доступ, и можно коллективно дорабатывать, дополнять, исправлять созданное. Результаты можно публиковать для всеобщего доступа или лично для себя, сохранять на компьютере в виде графического изображения.

В учебном процессе сервис можно использовать для визуализации различного рода диаграмм, схем, карт, плакатов, открыток; для организации индивидуальной и групповой работы в проекте, исследовании, мероприятии.

Classtools.net позволяет преподавателям и школьникам создавать интерактивные диаграммы для эффективного проведения презентаций, защиты проектов, представления диаграмм, докладов, планирования мероприятий и т.д. Этот сервис разработан для визуализации информации и дает возможность создавать бесплатные образовательные игры, воспользовавшись одним из шаблонов. 

Большинство дидактических игр можно успешно использовать на интерактивной доске. Сервис дает доступ к различным вариантам дидактических игр на выбор учителя. Для начала работы регистрироваться не нужно. Сервис на английском языке, но поддерживает кириллицу.

Дидактические материалы, созданные при помощи данных сервисов, можно использовать как при проведении уроков, так и на внеклассных мероприятиях. Также можно создавать для учащихся индивидуальные задания разного уровня сложности. Преимущества визуализированного учебного материала перед традиционными в их наглядности, доступности, креативности; в применении компьютера или ноутбука вместо книги; в использовании разных типов файлов (аудио, видео, графические и т. д.), а также разных типов упражнений, что способствует развитию интереса, познавательной активности, ИКТ компетентности учащихся.

Применение данных онлайн сервисов на уроках английского языка помогает:

- быстро и просто визуализировать большое количество учебного материала;

- организовать учебную деятельность учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, что в значительной степени приводит к повышению эффективности образования;

- организовать работу даже коллектива учащихся;

- создать свой собственный банк учебных материалов, что дает возможность разнообразить учебную деятельность;

- способствовать внушению ребенку уверенности в своих силах, успехе выполняемых им действий;

- воспитанию интереса учащихся к учебному предмету, позволяет сделать процесс обучения нескучным и насыщенным.



Способы реализации технологии визуализации на уроках иностранного языка.

Сегодня процесс обучения в школе – процесс активного поиска наиболее адекватных приемов и способов работы для повышения эффективности усвоения материала и создания условий для формирования коммуникативной компетенции. На каждом занятии в зависимости от поставленных задач и согласно требованиям стандартов учитель вынужден предъявлять огромное количество информации, и, опираясь на особенности ее усвоения, обеспечить формирование коммуникативных навыков и умений. Современному школьнику в условиях постоянно изменяющегося и совершенствующегося мира не подходит статичное изучение текстов учебника. От процесса изучения иностранного языка он ожидает динамичности, познавательности, практической значимости. Данные требования могут и должны быть соблюдены в рамках использования различных педагогических технологий, позволяющих реализовать подходящие приемы и способы работы, которые будут соответствовать многочисленным требованиям, предъявляемым к уроку и отражать социальный запрос подрастающего поколения.

Наряду с другими технологиями активного обучения технология визуализации стала наиболее актуальной для обеспечения разнообразия предоставления учебного материала в связи с учетом физиологических и психологических особенностей подрастающего поколения.

Для человека, а тем более для ребенка, важно закреплять информацию зрительно. Необходимо понять, что данный процесс познания состоит из сложных вещей и явлений, существующих в мире и представленных в сознании человека в виде образов.

Зрительное восприятие - совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы.

 В современной науке зрительное восприятие рассматривается не только как реакция на стимуляцию, но и как акт извлечения информации о событиях и объектах внешнего мира. Оно имеет огромное познавательное значение, ориентирует и регулирует поведение.

Большая часть всей информации из внешнего мира (70-90%) воспринимается при помощи зрительного анализатора. При обработке визуальной информации участвует примерно половина коры головного мозга. Из этого следует, что ни одна анализаторная система не дает такой полной информации об окружающем мире, как зрительная. Зрительные представления способны заменить информацию, получаемую от других анализаторов, потому что именно благодаря зрению человек свободно ориентируется в окружающем мире, зрение помогает быстро реагировать на возникающие опасности, зрение дает возможность видеть такие предметы, которые удалены от глаз на миллиарды километров.

Принимая во внимание то, что визуализация является важной частью жизни человека, необходимо включать в процесс обучения различные технологии, которые помогут лучше воспринимать учебный материал. Ученику важно не только прослушать то, что скажет учитель, но и увидеть своими глазами задания и примеры.

Для учителя важно не только использовать средства визуализации, но и правильно направлять зрительное восприятие детей. Ребёнок встречается с многообразием форм, красок, предметами различных размеров. Он познает мир, рассматривая окружающее пространство. Для гармоничного развития ребенка важно обращать внимания на то, что находиться вокруг него и правильно ли он оценивает происходящую действительность, ведь если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Зрительное восприятие поддается развитию, совершенствованию, особенно в период детства.

Знания о том, как работает зрительная система, и как сознание формирует полученные образы, помогает при подборе языкового материала. Учитель подбирает более яркий и красочный материал для детей младшего школьного возраста. Дети лучше запоминают иностранные слова, если привяжут слово к яркому образу, который показал учитель. Необходимо понимать, что в младшем школьном возрасте нужно обращать внимания ребенка на важные аспекты. Визуальное восприятие может быть хаотичным, а внимания рассеиваться, поэтому, даже предоставляя визуальный материал, обязательно нужно акцентировать внимания ребенка на визуальном объекте.

В развитии зрительного восприятия важную роль играет понимание картинки. Детям-дошкольникам трудно правильно воспринимать картинку. Ведь даже самая простая картинка включает в себя несколько предметов и дает их в каких-то пространственных связях. Осмысливание этих связей необходимо, чтобы раскрыть взаимоотношения между частями картинки.

А. Бинэ и В. Штерн выделили три стадии восприятия ребенком картинки. Первая – стадия перечисления или предметная, характерная для детей от 2 до 5 лет; вторая – стадия описания или действия, которая длится от 6 до 9-10 лет; третья – стадия истолкования (или отношений, характерная для детей после 9-10 лет.

Намеченные А. Бинэ и В. Штерном стадии позволили раскрыть эволюцию процесса восприятия ребенком сложного объекта - картины и увидеть, что дети в процессе умственного развития переходят от фрагментарного восприятия, т.е. узнавания отдельных предметов, никак между собой не связанных, к выявлению сначала их функциональных связей, а затем и к раскрытию более глубоких отношений между предметами и явлениями: причин, связей, обстоятельств, целей.

Зрительное восприятие тесно переплетается с развитием зрительной памяти и мышления школьников. При определении средств развития зрительного восприятия школьников необходимо учитывать возрастные особенности. Развитие зрительного восприятия – это процесс необратимый, который сложно контролировать. Если положительное воздействие приостановлено, то процесс развития данного качества может не только замедлиться, но и прекратится. Учитывая индивидуальные психолого-педагогические и физиологические особенности ребенка, их способности и условия обучения, целесообразно комплексное развитие зрительного восприятия.

Иностранный язык является сложным для восприятия и понимания, так как у нас уже существует закрепленный в сознании образ слова и предмета, уже сформировалось понимание того, как можно передавать информацию, используя родную речь. Внедрить новый язык – внести новые слова и представления о уже существующих предметах и явлениях в нашей голове. Иностранный язык рождает новые ассоциативные связи, которые трансформируют и развивают наше мышление. Именно визуальное представление помогает лучше запомнить новую лексику.

Средства визуализации знаний используются для передачи знаний, формирования когнитивных процессов. Создаваемые визуальным образом представления, помогают не только овладеть изучаемым материалом, но и обобщить и запомнить новый материал, а также способствовать длительному сохранению в памяти и легкому воспроизведению.

Существует много способов реализации технологии визуализации на уроках иностранного языка.

Наиболее известный и простой вид визуализации – картинки. Они могут иллюстрировать ситуации, явления или предмет. Изображения являются наиболее эффективным способом запоминать новые иностранные слова. Показывая школьникам картинки, учитель акцентирует внимания на том, какой предмет или ситуация изображена, формируя новые ассоциативные связи и закрепляя визуальный образ незнакомого слова в памяти. Картинки можно использовать не только для запоминания слов, но и для возможности закрепить в речи новую лексику. Для этого подойдут упражнения по описанию картинки, где ученик будет воспроизводить слова благодаря образам, которые он видит. Школьник может также задавать вопросы или отвечать на них. Иллюстрации не помогают в создании внутренней наглядности, но являются ведущими при обучении устному иноязычному общению.

Важно сделать визуализацию интерактивной, потому что пассивное восприятие информации с изображения плохо запоминается и не формирует образа в сознании. Поэтому для формирования познавательных способностей учеников необходимо не просто применять наглядность, которая не предполагает сложной мыслительной деятельности, но и когнитивную визуализацию учебной информации.

Новые технологии значительно расширили возможности для использования технологий визуализации в процессе обучения. Компьютеры, проекторы, интерактивные доски открывают бесчисленные возможности для представления учебного материала.

Наиболее распространенным способом наглядно показать материал является презентация. Мультимедийная презентация – это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагментов и анимацию, трехмерную графику. Она многофункциональна и подходит для показа картинок, схем, видео и много другого. Можно включить в презентацию кроссворды, музыкальное сопровождение или аудиофайлы. Презентации могут быть использованы и просто незаменимы в процессе применения игровых технологий. В настоящее время именно она помогает представлять информацию людям удобным и простым для восприятия и усвоения способом. Презентации могут быть как простыми, например, можно показывать только слово или текст и добавить картинку, а можно и создать более структурированную и сложную. Социальный сервис Prezi.com способен помочь учителю в создании более интересной и необычной презентации. Данная программа позволяет создавать презентации нового вида с нелинейной структурой, где весь материал можно свернуть в одну картинку или наоборот каждый элемент может быть развёрнут и рассмотрен более детально. Саму презентации после ее создания необходимо скачать, ее дальнейшее использование не требует при этом установки какого-либо программного обеспечения.

Еще одним способом визуализации новых слов может быть семантическая карта. Ее можно подготовить заранее или создать вместе с учениками. Она состоит из общего слова от которого идут связанные с ним темы, которые делятся на под темы, образуя дерево из различных слов. Можно придать семантической карте любой удобный ученикам вид. Самое главное – это восприятие и помощь в запоминании и закреплении новой лексики, формирование новых мыслительных связей.

Существует бесчисленное множество способов реализации технологии визуализации на уроках иностранного языка благодаря достижениям современного информационного пространства. Средства визуализации используются в качестве помощника для запоминания учебного материала, визуализации знаний, развития познавательного интереса учеников. Выбор технологии визуализации зависит от задач, которые выдвигает социум, министерство образования и сам учитель. Использование системы средств визуализации в обучении иностранному языку дает широкие возможности не только для знакомства с другой культурой, но и передачи в понятной форме лексических, грамматических, фонетических и коммуникативных знаний. Наряду с тем, что средства визуализации учебного материала облегчают знакомство с иностранным языком и миром иноязычной культуры, технология визуализации является мощным вспомогательным средством для повышения мотивации к изучению иностранного языка.