СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии дистанционного обучения, применение онлайн уроков в условиях образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В сообщении разобран алгоритм деятельности педагогов при подготовке дистанционных уроков для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); проблемы, возникающие при его реализации и способы их преодоления. 

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии дистанционного обучения, применение онлайн уроков в условиях образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Использование технологии дистанционного обучения, применение онлайн уроков в условиях образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В реалиях современной жизни стало ясно, что дистанционное обучение не только вынужденная необходимость, но и способ обучения при котором возможно образование в индивидуальном режиме независимо от местонахождения и времени. Интерактивный формат учебно-воспитательного процесса и освоение дистанционной формы работы позволяет реализовать новые возможности для решения проблем в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), однако имеет свои особенности и связанные с ними проблемы.

Организация эффективной работы с обучающимися c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях дистанционного обучения невозможна без учета следующих психологических особенностей данной категории детей:

  • непредсказуемость реакции на информацию;

  • неусидчивость или гиперактивность;

  • проблемы концентрации внимания;

  • повышенная утомляемость;

  • индивидуальные особенности каждого обучающегося;

  • опора на принцип сочетания слова образа и действия при обучении детей.

Исходя из этого можно судить, что основными принципами организации дистанционного обучения обучающихся с интеллектуальными нарушениями являются:

  1. обеспечение непрерывной коррекции нарушений и социальной адаптации;

  2. адаптивность модели дистанционного обучения к уровню и психологическим и индивидуальным особенностям развития ребёнка с умственной отсталостью;

  3. создание условий для ежедневного обеспечения охраны здоровья.

Задачами дистанционного обучения детей с умственной отсталостью являются:

- реализация и доступность обучения в условиях пандемии;

- расширение доступа детей с интеллектуальными нарушениями к учебным материалам и методическим ресурсам;

- повышение комфортности и доступности обучения;

- повышение уровня жизненных компетенций в информационной среде;

- развития умственных и творческих способностей обучающихся.


При подготовке дистанционных уроков для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) эффективно опираться на алгоритм деятельности педагогических работников по реализации АООП с использованием различных образовательных технологий (дистанционных), представленный на сайте ИКП РАО.


Разберем каждый пункт алгоритма и проблемы, возникающие при его реализации.

Мероприятие

Проблемы

  1. Информирование родителей (законных представителей) обучающихся о переходе на дистанционный формат обучения

Данным вопросом следует заниматься совместно с классными руководителями каждого класса.

  1. Опрос, анкетирование родителей (законных представителей) обучающихся о наиболее подходящей платформе обучения.

Зачастую, у большинства семей имеются проблемы с домашним интернетом, в связи с чем значительно сократится количество обучающих платформ, которые можно было бы использовать. При условии использования мобильного интернета самой подходящей форматом обучения будет использование мессенджеров: WhatsApp,

Viber и др.

  1. Составление графика работы

Основной проблемой данного этапа является учет индивидуальных возможностей каждого обучающегося. Даже в старших классах есть дети, которые не могут самостоятельно управлять мобильным устройством, что делает невозможным установление четких временных рамок для выполнения ежедневных заданий.

Из учета проведения уроков (например русского языка и чтения 4 раза в неделю), оптимальным решением станет дозировка заданий по предмету сразу на два дня вперед, что учитывает индивидуальный темп работы каждого обучающегося.

  1. Создание электронных баз классов

Совместно с классными руководителями создаются чаты, беседы с участием каждого обучающегося и их родителя.

  1. Разработка электронных уроков, методических и дидактических материалов к урокам

Самый сложный этап работы. В соответствии с рабочей программой учебного курса, с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями должны быть скорректированы темы и этапы работы.

Проведение видео-уроков может быть невозможным для большинства обучающихся по разным причинам: плохое интернет соединение, не возможность подключиться к работе в строго определенное время, использование мобильного устройства сразу несколькими членами семьи и др. Включение в работу других электронных ресурсов также крайне сложно, а порой практически невозможно из-за отсутствия заданий, соответствующих индивидуальным и программным требованиям АООП для детей с интеллектуальными нарушениями. Из всех существующих мною включен в работу электронный ресурс «Учи.ру.», задания которого даны в доступной игровой форме и Online Test Pad для контроля знаний.

Учитывая психологические особенности обучающихся с интеллектуальными нарушениями, подача ежедневных заданий без учета принципа СОД (самостоятельной образовательной деятельности) не реализует коррекционные задачи.

К каждому уроку необходимо разработать и оформить дидактические и методические материалы:

  • методический комментарий к каждому электронному уроку;

  • индивидуальные и дифференцированные задания к каждой изучаемой теме;

  • пошаговая инструкция для родителей (или обучающихся) по выполнению заданий или упражнений;

  • дополнительные материалы к каждому уроку в виде подробного видео и аудио разбора упражнений.

Данные разработки помогают учащимся максимально самостоятельно выполнять ежедневную работу по предмету.

Основной проблемой является отсутствие соответствующих цифровых образовательных ресурсов, адаптированных для работы по АООП для коррекционных школ. Кроме того, сказывается нехватка технического ресурса у обучающихся.

  1. Передача электронных уроков, методических и дидактических родителям (законным представителям) обучающихся

По графику работы в каждом классе в чаты (беседы) эффективно отправлять задания с методическими рекомендациями на 2 дня вперед. Обратная связь осуществляется в виде пересылаемых фото и видео отчетов от каждого обучающегося.

  1. Консультирование родителей (законных представителей) обучающихся педагогическими работниками

Для каждого класса следует установить временные рамки, в которые родители или обучающиеся могут позвонить или написать для консультации.

  1. Контроль выполнения заданий

В каждой группе или в личные сообщения педагогу обучающиеся отправляют фото и видео отчеты по каждому уроку. Каждую работу необходимо проверить (удобно в Paint) и с исправлениями и комментариями отправить обратно обучающимся.

Работу на электронном портале «Учи.ру.» и Online Test Pad удобно отслеживать в своем личном кабинете.

Основной проблемой данного этапа являлся объем работы для учителя и временной разброс в присылаемых заданиях.

  1. Текущая промежуточная аттестация

Обучающиеся получают оценки за каждую отправленную работу. Итоговые оценки по итогам дистанционного обучения выставляются в конце четверти.


Важно отметить, что в условиях реализации учебного процесса в дистанционном режиме для каждого обучающегося должен быть составлен индивидуальный план работы в соответствии с его особенностями здоровья и образовательными потребностями.


Дистанционное обучение детей с интеллектуальными нарушениями несомненно имеет свои плюсы:

- обучение ребёнка в индивидуальном темпе;

- свобода и гибкость – ученик может самостоятельно определить время, место и продолжительность занятий;

- мобильность – эффективная реализация обратной связи между учителем и обучаемым;

- технологичность – использование в образовательном процессе новейших достижений и телекоммуникационных технологий;

- творчество – комфортные условия для творческого самовыражения ученика.


Однако, для решения всех вышеперечисленных проблем при реализации дистанционного формата обучения в коррекционных школах, необходимо:


  • оптимизация форм представления учебного материала, его интерактивность;

  • создание доступной учебно-познавательной среды, упрощающей процесс развития самостоятельной учебно-познавательной деятельности;

  • развитие интеллектуальной и творческой среды на каждом уроке, вовлечение обучающихся в создание простейших мультимедийных и программных продуктов;

  • создание необходимых цифровых образовательных ресурсов, адаптированных для обучающихся с интеллектуальными нарушениями;

  • современное техническое оснащение коррекционных школ.