2.8. Использование технологий индивидуального и группового обучения (кроме обучающихся на дому по состоянию здоровья)
На протяжении 2017 – 2018 учебного года я использовала методы индивидуального и группового обучения в урочное время с учащимися 4 "А" класса.
С целью реализации технологий индивидуального и группового обучения в своей работе использует принципы обучения в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение, личностно – ориентированное обучение. Все указанные технологии органично взаимосвязаны и взаимообусловлены и в этом смысле составляют определенную дидактическую систему.
Использую сочетание индивидуальных и групповых форм работы, таким образом, когда успех всей группы может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, проблемой, вопросом, подлежащими изучению.
На уроках установила правила работы группы, а в качестве критериев оценки работы использует выступления групп перед классом, сценки и другие виды активности, которые дети любят. Использует плакат с правилами и напоминает ученикам правила перед тем, как они начнут работать в группах.
Во время групповой работы контролирует ход работы, отвечает на вопросы, регулирует порядок работы, в случае необходимости оказывает помощь отдельным ученикам или группе в целом.
При оценке работы группы подчеркивает не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Считает, что оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.
Для индивидуально-групповых консультаций и самоподготовки класс делится на две подгруппы по принципу уровневой дифференциации, при использовании которой:
– учащийся получает право выбора доступного для него пути обучения;
– повышается учебная мотивация и развивается интерес к предмету;
– сохраняется индивидуальность;
– развиваются способности;
– каждому обеспечивается базовый уровень подготовки.
Применение современных мультимедиа-технологий, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала стимулирует познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность обучающихся.
Успешность групповой работы зависит от того, насколько правильно и удачно сформированы группы. Опыт показывает, что высокую результативность дают не все группы; целесообразно так же знать, какие опасности могут подстерегать учителя. Я использовала за 4 года обучения различные варианты формирования групп.
Например:
1. Разделитесь на группы по … человек в каждой.
2. Разделитесь на одинаковые группы.
«Случайная» группа.
1. Группа, сформированная лидером.
2. Группа, сформированная учителем в соответствии с поставленными целями.
Г.К.Селевко, один из специалистов в области образовательных технологий, выделяет следующие этапы технологического процесса групповой работы:
I. Подготовка к выполнению группового задания.
1. Постановка познавательной задачи (проблемы).
2. Инструктаж о последовательности работы.
3. Раздача дидактического материала по группам.
II. Групповая работа.
4. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
5. Распределение заданий внутри группы.
6. Индивидуальное выполнение задания.
7. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группой (замечания, дополнения, уточнения и обобщения).
III. Заключительная часть.
9. Сообщение о результатах работы в группах.
10. Анализ познавательной задачи, рефлексия.
11. Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.
При работе с группами я обратила внимание на то,чего не следует делать при организации групповой работы: Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать. Разрешить индивидуальное место ученику, который хочет работать один. Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представят «продукт» своего труда. В классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (поднятая вверх рука). Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе. В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя кропотливой работы.
Примеры заданий, которые я использовала в 4 классе.
На уроках математики.
- «Математическая эстафета»: Эту игру можно проводить как в начале урока (с целью повторения ранее изученного), так и в конце (на этапе закрепления пройденного материала). Класс делится на 6 команд (каждый ряд на 1 и 2 вариант). Игроки каждой команды поочередно выполняют серию однотипных заданий, которые я заранее выписываю на доске и заготавливаю на каждую команду отдельно. Задание с решением каждый игрок передает ученику, сидящему сзади, причем каждому необходимо проверить предыдущие выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются. Выигрывает команда, первой справившаяся со всеми заданиями и верно их решившая.
- Дополните каждую схему числовыми данными и знаком арифметического действия. В рамке с неизвестным данным поставь х.
1)Известно, что разность 36, вычитаемое 198. Уменьшаемое неизвестно.
_______ □ _______ = _______
2)Неизвестен множитель. Известно, что произведение 145, а второй множитель 29.
_______ □ ______ = _______
3) Известно, что частное 5, а делимое 105. Делитель неизвестен.
______ □ ______ = _______
4) Неизвестно делимое. Частное 24, а делитель 8.
На уроках русского языка..
Составьте предложения так, чтобы получился текст. Назовите текст и определите его вид. метель, после, началась, весенних, теплых, дней
снег, навалил, занёс, домов, крыши, сугробы
копошится, серых, и, стога, только, у, стая, птиц, сена
заставили, холод, их, жилью, поближе, и, прилететь, к, голод
птицы, в, сена, стоге, устроились
февраль, ведь, на, исходе
тепло, скоро, будет, опять
Из каждой пары предложений составьте и запишите одно с однородными членами. Не повторяйте одинаковых слов. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.
Птицы тоскливо кричали, прощались с родным краем.
Птицы тоскливо кричали и прощались с родным краем.
В лесу появились олени, косули, лоси.
В лесу появились олени, косули и лоси.
Зимой земля отдыхает, весной расцветает.
Зимой земля отдыхает, а весной расцветает.
Зимой солнце ярко светит, мало греет.
Зимой солнце ярко светит, но мало греет.