СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию; анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы   Автор: Федотова Е. В.

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Автор: Федотова Е. В.

Инновационность данной технологии заключается в ее направленности на исследовательский подход и активизацию учебно-познавательной деятельности школьника. Ученик, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации информационного сообщения и способен логично аргументировать свою точку зрения.

Инновационность данной технологии заключается в ее направленности на исследовательский подход и активизацию учебно-познавательной деятельности школьника. Ученик, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации информационного сообщения и способен логично аргументировать свою точку зрения.

Этапы реализации

Этапы реализации

Планируемые  образовательные результаты повышение качества образовательного процесса путем разработки системы уроков по технологии РКМ при изучении учебного предмета; повышение учебной мотивации; повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по предмету; повышение социальной компетентности; формирование навыков анализа и синтеза предметных текстов.

Планируемые образовательные результаты

  • повышение качества образовательного процесса путем разработки системы уроков по технологии РКМ при изучении учебного предмета;
  • повышение учебной мотивации;
  • повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по предмету;
  • повышение социальной компетентности;
  • формирование навыков анализа и синтеза предметных текстов.
Основы технологии Стадия (фаза) Содержание   Вызов - имеющиеся знания; - интерес к получению новой информации; - постановка учеником собственных целей обучения;  Осмысление содержания - получение новой информации; - корректировка учеником поставленных целей обучения;  Рефлексия - размышление, рождение нового знания; - постановка учеником новых целей обучения;

Основы технологии

Стадия (фаза)

Содержание

Вызов

- имеющиеся знания;

- интерес к получению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения;

Осмысление содержания

- получение новой информации;

- корректировка учеником поставленных целей обучения;

Рефлексия

- размышление, рождение нового знания;

- постановка учеником новых целей обучения;

Методические приемы Стадия (фаза) Возможные приемы и методы Вызов Рассказ-предложение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения и т.д. Осмысление содержания Методы активного чтения: Рефлексия маркировка с использованием значков « v » , «+», «-», «?» поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы; написание творческих работ (синквейна, эссе) и т.д.

Методические приемы

Стадия (фаза)

Возможные приемы и методы

Вызов

  • Рассказ-предложение по ключевым словам;
  • систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
  • верные и неверные утверждения и т.д.

Осмысление

содержания

Методы активного чтения:

Рефлексия

  • маркировка с использованием значков « v » , «+», «-», «?»
  • поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.
  • Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
  • ответы на поставленные вопросы;
  • написание творческих работ (синквейна, эссе) и т.д.
Творчески интерпретируем информацию Задаем вопросы Работаем с текстом  Прогнозируем  Воспринимаем  информацию  ИНФОРМАЦИЯ

Творчески интерпретируем

информацию

Задаем вопросы

Работаем с текстом

Прогнозируем

Воспринимаем

информацию

ИНФОРМАЦИЯ

Прием  «Знаю – хочу узнать - узнал».  Например, изучение творчества А. Чехова, 6 класс   Знаю Хочу узнать - писатель- Узнал - автор рассказов «Хирургия», «Лошадиная фамилия» -даты жизни (1860-1904) – Где родился писатель?  – Какой была его семья?  – Весёлым ли человеком он был?  – Кто были его друзьями?  – Как он создавал свои произведения?  – Что он больше всего ценил в людях?

Прием «Знаю – хочу узнать - узнал». Например, изучение творчества А. Чехова, 6 класс

Знаю

Хочу узнать

- писатель-

Узнал

- автор рассказов «Хирургия», «Лошадиная фамилия»

-даты жизни

(1860-1904)

– Где родился писатель? – Какой была его семья? – Весёлым ли человеком он был? – Кто были его друзьями? – Как он создавал свои произведения? – Что он больше всего ценил в людях?

Например, при изучении биографии  А. Платонова, 7 класс Групповая работа: составление вопросов по прочитанному тексту. а). Репродуктивные вопросы: Где родился А.Платонов? Где учился писатель? Какова профессия отца писателя? б). Расширяющие вопросы: Почему Платонов с такой теплотой говорит о деревне? Почему церковь в родной слободе писателя называлась «Чугунной»? Какую специальность в городском училище получил писатель? в). Развивающие вопросы: Какой была русская деревня начала двадцатого века? В чём своеобразие и особенности церковно-приходских школ? Какие черты характера отличали А.Платонова?

Например, при изучении биографии А. Платонова, 7 класс

Групповая работа: составление вопросов по прочитанному тексту.

а). Репродуктивные вопросы:

  • Где родился А.Платонов?
  • Где учился писатель?
  • Какова профессия отца писателя?

б). Расширяющие вопросы:

  • Почему Платонов с такой теплотой говорит о деревне?
  • Почему церковь в родной слободе писателя называлась «Чугунной»?
  • Какую специальность в городском училище получил писатель?

в). Развивающие вопросы:

  • Какой была русская деревня начала двадцатого века?
  • В чём своеобразие и особенности церковно-приходских школ?
  • Какие черты характера отличали А.Платонова?
Прием «Чтение с остановками».  Примерные вопросы.  По названию предположите, о чем будет рассказ? ▪ Какие события могут произойти в описанной обстановке? ▪ Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? ▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли? ▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? ▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его? ▪ Что будет с героем после событий рассказа?

Прием «Чтение с остановками». Примерные вопросы.

По названию предположите, о чем будет рассказ?

▪ Какие события могут произойти в описанной обстановке?

▪ Какие ассоциации вызывают у вас

имена, фамилии героев?

▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?

▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его?

▪ Что будет с героем после событий рассказа?

Прием «Двойной дневник».  Например, при изучении романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»  Во время прочтения дома (например) обучающие ведут двойной дневник Фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление (согласие, протест или непонимание) Комментарий. Что заставило меня сомневаться? Почему? Какие мысли и ассоциации у меня возникли? Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять ее навеки . Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья! Бог знает какие странные, какие бешеные замыслы роились в голове моей , я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал. Я согласен с тем, что Печорин называет себя безумным, ведь такое поведение несвойственно герою. Я сомневаюсь, разве Печорин может испытывать такие чувства? Не понимаю, почему он боится потерять Веру? Почему Печорин заплакал как ребенок?

Прием «Двойной дневник». Например, при изучении романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Во время прочтения дома (например) обучающие ведут двойной дневник

Фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление (согласие, протест или непонимание)

Комментарий. Что заставило меня сомневаться? Почему? Какие мысли и ассоциации у меня возникли?

Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса

Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!..

При возможности потерять ее навеки . Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья! Бог знает какие странные, какие бешеные замыслы роились в голове моей ,

я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал.

Я согласен с тем, что Печорин называет себя безумным, ведь такое поведение несвойственно герою.

Я сомневаюсь, разве Печорин может испытывать такие чувства?

Не понимаю, почему он боится потерять Веру?

Почему Печорин заплакал как ребенок?

Составление кластера Например, при изучении существительного в 5 классе.
  • Составление кластера

Например, при изучении существительного в 5 классе.

Заполнение таблицы ИНСЕРТ  Например, при изучении существительного, 5 класс v + – обозначает предмет;  – падежные вопросы;  – морфологические признаки (род, число, падеж, склонение);  – род (м., ж., ср.);  – число (ед., мн.)  – падеж (6);  – склонение (1, 2, 3);  – в предложении – ____, _ _ _ _ - – самостоятельная часть речи;  – классифицируются по значению на конкретные, отвлечённые, вещественные, собирательные;  – имеют род;  – изменяются по числам и падежам;  – н.ф. – им. п., ед. ч.;  – в предложении – любой член. ? Самостоя-тельная часть речи. – Что такое склонение?  – При каких условиях сущ. может быть определением в предложении?  – Почему одни сущ. отвечают на вопрос  кто ?, а другие –  что ?  – Почему одни сущ. пишутся с большой буквы, другие – с маленькой, а третьи – в кавычках?

Заполнение таблицы ИНСЕРТ Например, при изучении существительного, 5 класс

v

+

– обозначает предмет; – падежные вопросы; – морфологические признаки (род, число, падеж, склонение); – род (м., ж., ср.); – число (ед., мн.) – падеж (6); – склонение (1, 2, 3); – в предложении – ____, _ _ _ _

-

– самостоятельная часть речи; – классифицируются по значению на конкретные, отвлечённые, вещественные, собирательные; – имеют род; – изменяются по числам и падежам; – н.ф. – им. п., ед. ч.; – в предложении – любой член.

?

Самостоя-тельная часть речи.

– Что такое склонение? – При каких условиях сущ. может быть определением в предложении? – Почему одни сущ. отвечают на вопрос  кто ?, а другие –  что ? – Почему одни сущ. пишутся с большой буквы, другие – с маленькой, а третьи – в кавычках?

Письмо после чтения  Например, подробное изложение повествовательного текста 6 класс Опорные слова Ключевые слова Шах  Сон  Толкователь сновидений  Объяснение  Глашатай  Смерть  Мешок золота  Ходжа Насреддин  В прекрасном расположении духа Повелитель, господин, правитель  Сновидение  Мудрец  Толкование, истолкование  Вестники, слуги  Гибель, казнь  Награда  Он, странник, путешественник  Счастливый, довольный, радостный

Письмо после чтения Например, подробное изложение повествовательного текста 6 класс

Опорные слова

Ключевые слова

Шах Сон Толкователь сновидений Объяснение Глашатай Смерть Мешок золота Ходжа Насреддин В прекрасном расположении духа

Повелитель, господин, правитель Сновидение Мудрец Толкование, истолкование Вестники, слуги Гибель, казнь Награда Он, странник, путешественник Счастливый, довольный, радостный

Творческая работа  после изучения сказа Н.С.Лескова «Левша» 6 класс     Тема 1        Лесков говорил: «...там, где стоит „левша“, надо читать „русский народ“». Имея это в виду, подумайте, почему косой левша в сказе не имеет имени и даже пишется с маленькой буквы. Тема 2        Л. Н. Толстой называл Н. С. Лескова «писателем будущего». Какой, по-вашему, смысл вкладывал великий писатель в эти слова?

Творческая работа после изучения сказа Н.С.Лескова «Левша» 6 класс

  Тема 1

  •        Лесков говорил: «...там, где стоит „левша“, надо читать „русский народ“». Имея это в виду, подумайте, почему косой левша в сказе не имеет имени и даже пишется с маленькой буквы.

Тема 2

  •        Л. Н. Толстой называл Н. С. Лескова «писателем будущего». Какой, по-вашему, смысл вкладывал великий писатель в эти слова?
Выводы Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию; анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков. выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации .

Выводы

  • Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию; анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
  • выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации .
Применение технологий проблемного обучения и РКМ позволяет реализовать ученический потенциал, а именно: развить личностные качества учащихся, их интеллектуальные способности, умение высказывать свое мнение и аргументировать его, способность творчески и нестандартно мыслить
  • Применение технологий проблемного обучения и РКМ позволяет реализовать ученический потенциал, а именно: развить личностные качества учащихся, их интеллектуальные способности, умение высказывать свое мнение и аргументировать его, способность творчески и нестандартно мыслить