«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы в начальной школе»
Автор: учитель начальных классов
Исламова Л.Ф.
декабрь 2023
«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в начальной школе»
Цель: познакомить учителей начальных классов с приёмами критического
мышления на уроках в начальной школе.
Задачи:
- расширить понятие о критическом мышлении и приемах развития критического мышления;
- показать приемы критического мышления в своей практической работе;
- доказать важность использования приёмов критического мышления на уроках в начальной школе.
( СЛАЙД 1) Добрый день, уважаемые коллеги! Очень рада приветствовать Вас сегодня. От всей души поздравляю Вас с окончанием 2 четв. и конечно же с наступающим НГ!
Сейчас предлагаю Вам поприветствовать коллегу сидящую рядом с вами и пожелать друг другу успехов во всем. Для этого коснитесь попеременно пальцами рук своего соседа, начиная с больших пальцев и скажите (желаю успеха большого во всем и везде, дайте 5 «Здравствуйте»)
( СЛАЙД 2) Современного ученика достаточно трудно мотивировать к познавательной деятельности. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала. Причина этого – в недостаточно высоком уровне развития мышления, особенно критического. А это очень важно для человека в современном мире.
( СЛАЙД 3) Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать?
«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму». (СЛАЙД 2). Эта китайская пословица точно передаёт суть технологии развития критического мышления.
Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. В 1 классе у детей сохраняется положительное отношение к учению. Однако, постепенно, ко 2,3 классу отношение меняется. Начинают тяготеть школьные обязанности, уменьшается старательность учеников, позиция школьника теряет свою привлекательность, постепенно падает интерес к учебной деятельности.
Лидия Ильинична Божович изв.псих, анализируя снижение интереса к учению у учащихся 3-4 классов, указывает, что дети по своим возможностям подготовлены к усвоению более сложного материала и на более высоком уровне.
Приоритетной задачей современной школы является не овладение учащимися определенным набором знаний, умений, навыков (что, безусловно, важно), а воспитание думающей, внутренне свободной личности, способной формировать, и аргументировано отстаивать собственную точку зрения, ставить перед собой цели и находить эффективные пути их достижения.
- Проходя курсовую подготовку, каждый педагог узнаёт что-то новое для себя. С чем-то соглашается, с чем-то - нет…
Прослушав видеолекции,посмотрев открытый урок коллеги в этом году, а также пообщавшись с коллегами из других школ, я заинтересовалась темой «Технология развития критического мышления». Стала подробнее изучать методические приёмы этой технологии и использовать их на своих уроках. Целью данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Я пришла к выводу, что ТРКМ актуальна по сей день, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Использование приемов ТРКМ позволяет детям чётко формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное, делать логические умозаключения.
- Так что же такое критическое мышление?
и какие приёмы критического мышления используются на уроках в начальных классах.
( СЛАЙД 4) читать
( СЛАЙД 5)
( СЛАЙД 6)
( СЛАЙД 7) Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
Может быть кто то может назвать приёмы технологии развития критического мышления.? («Инсерт», «Бортовой журнал», «Ролевая игра», «Корзина идей», «СИНКВЕЙН», «Толстый и тонкий вопросы», «Верные и неверные утверждения», «Кластер», Перепутанные логические цепочки, «ЗХУ», «Продвинутая лекция», Взаимоопрос, Ассоциации, Ромашка Блума и другие.) их правда большое количество ,приемы можно варьировать, дополнять, творчески подходить.
( СЛАЙД 8) читать
( СЛАЙД 9)
( СЛАЙД 10)
( СЛАЙД 11)
Приемы могут быть использованы на уроках в начальной школе с применением как индивидуальной ,так и групповой работы.
Подробнее остановлюсь на тех приёмах, которые меня заинтересовали и которые использую на своих уроках.
( СЛАЙД 12)
Обычно использую на этапе вызова знакомства с биографией писателей, к примеру А.С.Пушкин
При чтении текста на полях делаем пометки. Анализируем.
Создаем небольшой Мозговой шторм Какие сказки написаны автором, как думаете или уже знаете Сколько сказок написано писателем А.С.Пушкиным и т.д.
( СЛАЙД 13)Затем подвожу к теме урока Знакомство со сказкой «О рыбаке и рыбке » загадывая загадки.
(СЛАЙД 14) На стадии осмысления можно применить Кубик Блума .
(СЛАЙД 15) Кубик-Блума был разработан ученым и психологом Бенджамином Блумом.
Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности.
(СЛАЙД 16) Кубик представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой написаны слова. Они являются отправной точкой для ответа. Таким образом, ребенок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания.
Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано: показ
(СЛАЙД 17) Ученик бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос .
Работа над отрывком из «Сказки о рыбаке и рыбке»:
НАЗОВИ главных героев сказки
ПОЧЕМУ старик отпустил золотую рыбку?
СРАВНИ старуху и рыбку
ПРЕДЛОЖИ как поступить старухе после того, как она опять осталась
у разбитого корыта?
ПРИДУМАЙ имена старухе и старику
ПОДЕЛИСЬ какие чувства у тебя вызывает старик?
(СЛАЙД 18) читать
(СЛАЙД 19) В знакомстве с баснями Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, рак и щука» , «Ворона и лисица». Алгоритм тот же. На фазе осмысления мы применили инценировку и в затем написали мини рассказ, провели сравнительный анализ , применив прием (СЛАЙД 20) Синквейн.
(СЛАЙД 21) Подвели итоги составили по басням Кластер
И в завершении я предлагаю Вам составить Синквейн на тему Кубиком Блума.
(СЛАЙД 22) Проверить
( Русский язык)
Также на уроках мы обычно составляем Кластер по звукам,делаем фонетич.разбор слов, также пользуюсь приемами Уголки, Идея корзины ,Верные неверные утверждения для закрепления правил на уроках русского языка.
Вышеперечисленные приемы дают реальную возможность создать в классе атмосферу партнерства, учащиеся обучаются работать в режиме соавторства, в готовности к обоснованным изменениям, принятию нестандартных и ответственных решений.
В дальнейшем планирую продолжить изучать все приемы критического мышления , взять тему как тему самообразования и применять в своей работе.