СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии проблемного обучения на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование технологии проблемного обучения на уроках математики. Отдельное внимание уделено особенностям обучения мальчиков. Будет особенно полезно для учителей, работающих в классах с раздельно-параллельным обучением

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии проблемного обучения на уроках математики»

Использование технологии проблемного обучения на уроках математики для развития личности и формирования универсальных учебных действий в образовательной деятельности учащихся

Подготовила учитель начальных классов МОУ СШ №99 Локтева Н.А.

Модернизация современного образования ставит перед общеобразовательной школой новые задачи: формирование опыта самостоятельной деятельности  учащихся и целостной системы универсальных  учебных действий. Формирование у учащихся метапредметных результатов относится сегодня к важнейшему требованию, определенному Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, которые предусматривают системно-деятельностный подход к организации процесса обучения. Основой обучения должна быть не воспроизводящая деятельность, а творческая, когда большую часть знаний ученики должны усваивать не со слов учителя, а в процессе самостоятельного поиска информации и способов решения задач.

На наш взгляд, проблема развития познавательной активности учащихся в условиях современной школы, формирование  у них познавательных универсальных учебных действий имеет очень большое значение. Ведь современному обществу требуется не просто грамотный человек, а человек, который свободно владеет знаниями, умеет мыслить логично, творчески. Считаем, что традиционные методы обучения и формы организации учебного процесса не способствуют в полной мере динамичному развитию школьников в соответствии с современными требованиями. Для решения этой проблемы мы пришли к необходимости использования современных образовательных технологий на уроках математики. Активные методы обучения весьма разнообразны, наша задача – найти такие методы инновационной работы, которые будут обязательно развивать у учащихся интерес к учебной работе, самостоятельности и творчеству. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения деятельностных технологий, среди которых предпочтение отдаём проблемному обучению, методу проектов, технологии критического мышления. Большинство современных ученых справедливо утверждают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. А так как творческий процесс в любой интеллектуальной сфере не может осуществляться без участия одаренной, целостной, интересной личности, то учителю необходимо способствовать развитию одаренности и соответственно оптимизировать творческие умения и способности всех учащихся. Следовательно, актуальность выбора данного метода диктуется потребностями практики.

Под проблемным обучением понимают такую организацию учебных занятий, которая предполагает под руководством учителя создание  проблемных ситуаций, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями. Создавая проблемную ситуацию и направляя ее разрешение, учитель может сознательно вовлечь учащихся в один из этих процессов мышления, то есть поставить их перед необходимостью сравнивать, обобщать, анализировать явления, синтезировать факты, а не просто механически их запоминать. Проблемно-поисковые методы  применяются преимущественно с целью развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности, они способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями. Основная особенность технологии проблемного обучения заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Поэтому строим урок так, чтобы обучающие были субъектами собственной деятельности: сами осознали и выделили проблему; поставили цель изучения; сформулировали задачи; решили их; сумели применить полученные знания на практике; смогли  получить новые знания. Для создания проблемной ситуации на уроке используем противоречивые факты, практическое задание, выполнить которое можно, опираясь на новый материал. На уроках с применением технологии проблемного обучения создаются условия для получения учащимися опыта формирования таких универсальных учебных действий как сравнение, сопоставление, обобщение, аналогия, умение устанавливать взаимосвязи, у учащихся формируются умения выдвигать гипотезы, предлагать  самостоятельные доказательства.

Итак, главные цели проблемного обучения:

  • Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.

  • Усвоение учащимися знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.

  • Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Средством реализации проблемного обучения, кроме задач и вопросов, становятся методы проблемного обучения. Методы проблемного обучения различаются степенью возрастания сложности и самостоятельности учащихся при разрешении учебных проблем:

  • Проблемно-поисковый метод в обучении.

  • Проблемное изложение.

  • Частично-поисковый метод.

  • Исследовательский метод.

В чём преимущества проблемного обучения?

Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем. В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня.

Повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.

Результаты обучения достаточно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых  ситуациях и одновременно развивают  свои  умения  и творческие способности.

Таким образом, для нас приоритетными являются следующие принципы:    

  • Учить самостоятельности, планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельным и толерантным.

  • Ориентировать на развитие: заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его.

  • Сотрудничать с детьми, вместе  решать проблемы.

Всё ли обучение должно быть проблемным?

Нет,  не все,  если под проблемным обучением иметь в виду только решение учебных проблем и только самостоятельное усвоение всего учебного материала. Все обучение должно быть развивающим, и самостоятельное усвоение знаний идет путем решения учебных проблем,  путем открытий сочетается с репродуктивным усвоением знаний, излагаемых учителем или учеником. Проблемное обучение следует понимать как тип обучения, обеспечивающий в сочетании с традиционным и тем новым,  что было внесено в педагогику многими исследователями и практиками,  развитие всей совокупности чувств и разума, мышления школьника и его памяти, развитие целостной, интеллектуально активной личности.

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является концепция системно-деятельностного подхода, которая позволяет  научить школьников самостоятельно и творчески учиться, ориентировать их на результаты обучения. Этой концепции стараемся придерживаться в своей педагогической деятельности.  Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы.  Это означает одно -  вокруг нас еще много неизвестного,  скрытого. Какие бы новые веяния ни проникали в школу,  как бы ни менялись программы и учебники,  формирование интеллектуальной культуры учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке.  И от того, как организована познавательная деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе,  уровень их знаний,  готовность к самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие.

Структура уроков математики, посвящённых изучению нового материала, такова: организационный момент, актуализация знаний, постановка учебной задачи, формулирование детьми (учителем) темы и целей урока, «открытие» детьми нового знания, первичное закрепление, самостоятельная работа с само- или взаимопроверкой и самооценкой, рефлексия, подведение итогов урока. Настрой на урок – обязательная часть каждого урока в классе мальчиков, так как период врабатываемости у мальчиков - более продолжительный (у мальчиков он наступает позже, чем у девочек) мальчикам нельзя сразу излагать новый материал, они просто его не воспримут и не усвоят. Такой настрой создаю, используя музыку, стихи, цитаты и т.д. Для мальчиков очень важен этап актуализации знаний. Данный этап предполагает осознанное и постепенное вовлечение учащегося в учебный процесс, подготавливает мышление учащихся к проектировочной деятельности, тренирует мыслительные операции. В завершении этапа мною создается затруднение в индивидуальной деятельности учеников, которое фиксируется ими самими.

Учителю, работающему на классе мальчиков важно знать, что мальчики более ориентированы на действие, воспринимают информацию быстрее, остро реагируют на первичный информационный призыв и в отличии от девочек не нуждаются в повторении. Кроме того, при неоднократном повторении материала активность ответов у мальчиков снижается.

У мальчиков лучше развиты пространственно-визуальные навыки (пространственное мышление формируется у них уже к 6 годам), значит, мальчики хорошо работают с картами, схемами, математическими формулами, имеют более развитый внутренний план действий, то есть в своем воображении способны поворачивать объекты в пространстве и ими манипулировать. Поэтому я при построении урока не упускаю этот психологический факт и… учащиеся под руководством учителя отправляются в очередное математическое путешествии по предложенной карте -маршруту, плану или схеме. При этом зачастую мальчики сами «моделируют» из геометрических фигур транспорт, на котором им предстоит «передвигаться», следуя тому или иному маршруту.

В работе с мальчиками мною всегда используется высокий темп подачи материала с широким спектром разнообразной нестандартно поданной информации. Так как внимание у мальчиков более подвижное и неустойчивое, то высокий темп подачи новой информации способен снять многие проблемы с дисциплиной.   По лицам мальчиков не видна работа мысли. Они не смотрят па учителя, не ждут его одоб­рения, как делают это девочки. Глядя на них, трудно бывает выяснить, поняли они матери­ал или нет. Правильный ответ иногда неожидан для учителя. На основном этапе урока Обязательным условием является разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач с большим количеством логических заданий. Работа строится в режиме поисковой активности с акцентом на самостоятельность принимаемых решений. Формулирование правил, выявление закономерностей и осмысление теоретического материала проводится после практической работы (решение задач, построений чертежей, моделей их предложенного геометрического материала и т. д.), то есть через опыт. В работе с мальчиками, исходя из их психологических особенностей, оказались целесообразными дозированная эмоциональность в подаче учебного материала, «включение » положительной эмоциональной окраски материала, со стороны учителя, лишь после его логического осмысления. На этапе закрепления мною всегда используются групповые формы работы с элементами соревновательности, с обязательной сменой лидера. В конце урока для качественного усвоения учебного материала, важно с мальчиками еще раз пройтись по маршруту, предложенному вначале урока.   При оценке деятельности учеников, мальчиков интересует оценка только той работы, которая имеет для них значение. Положительная оценка побуждает мальчиков к дальнейшей деятельности, тогда цикл становится непрерывным.

Опираясь на всё выше сказанное, можно сформулировать некоторые принципы, которые нужно учитывать при работе учителя с мальчиками.

Принципы работы с мальчиками:

- высокий темп подачи материала;

- широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации;

- большое количество нестандартных, логических заданий;

- минимизированное количество повторений пройденного материала;

- работа на уроке в режиме поисковой активности, акцент на самостоятельность принимаемых решений;

- использование групповых форм работы с элементами соревновательности с обязательной сменой лидера;

- дозированная эмоциональность подачи материала, выход на эмоции, чувства через логику;

- подход к формулированию правил через практические действия, выявление закономерностей, осмысление на уровне теории после практической работы с материалом;

- тематика материала, соответствующая мужскому архетипу (например: расчет строительства дома или стадиона; решение задач, связанных с техникой, станками и т.д.)

- необходимость положительной, конструктивной оценки выполненной работы.

Итак, гендерный подход к организации учебного процесса в начальной школе способствует развитию потенциала личности в зависимости от пола, создает благоприятные условия для максимальной реализации и раскрытию способностей мальчиков в процессе педагогического взаимодействия, предполагает разнообразие способов подачи учебного материала, учитывающие особенности восприятия и мышления мальчиков.

Конечно, не следует забывать, что мальчики тоже очень разные. Среди них встречаются и та­кие, которые развиваются в определенной мере по женскому типу. Мало того, разные классы мальчиков, разные годы набора могут отличать­ся значительно и по поведению, и по особенностям познавательной деятельности. То же можно сказать и о классах девочек. И, тем не менее, каж­дый, кто хоть раз побывал на уроках в классах с раздельным обучением мальчиков и девочек, не может не увидеть, насколько они различают­ся и насколько необходим дифференцированный подход к обучению с учетом пола учеников.