«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ
ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО»
Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете. Л.Выготский
Новые стандарты и технология критического мышления акцентируют внимание на личностно- ориентированном обучении.
- личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения)
- метапредметных (формирование умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения)
- предметных (новые знания по конкретному предмету)
- предметных (новые знания по конкретному предмету)
- предметных (новые знания по конкретному предмету)
- думают и вспоминают про себя
- делятся рассуждениями друг с другом
- читают, пишут, обсуждают прочитанное
- педагог координирует их работу
«Скажи мне- я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».
Китайская пословица
восстановить в памяти, побудить, вспомнить все имеющиеся знания у детей по данной теме
Вызов
Рефлексия
Осмысление
соотнесение старой и новой информации
Выведение знания на уровень применения и понимания
Приёмы стадии «Вызова»: -«Кластер» -«Корзина идей» -«Верные и неверные предсказания» -«Дерево предсказаний»
Приёмы стадии Осмысления» - «Инсерт» - «Сводная таблица» - «Фишбоун»-«Рыбий скелет» - таблица «ЗХУ» - «Таблица – синтез»
Приёмы стадии «Рефлексии» - «Синквейн» - «РАФТ» - «Диаманта»
ДИАМАНТА – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. строчка 1: тема (существительное) строчка 2: определение (2 прилагательных) строчка 3: действие (3 причастия) строчка 4: ассоциации (4 существительных) строчка 5: действие (3 причастия) строчка 6: определение (2 прилагательных) строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки)
ВАНЬКА несчастье грязный, голодный измученный, загнанный, уставший горе, неудача, нужда, безысходность ожидающий, мечтающий, надеющийся сытый, удовлетворённый счастье
Окружающий мир, 1 класс
«Когда изобрели велосипед»
Стадия «Вызов». Приём «Верные и неверные утверждения»
Вопросы:
- … первый велосипед изобрели 212 лет назад.
- … он был деревянный.
- … у велосипеда не было педалей.
- … самокат, паук, костотряс, драндулет - это всё название одного транспорта.
- … есть велосипед с одним колесом.
- … .есть двухместный велосипед
- … есть специальные дорожные знаки и правила для велосипедистов
- … .на велосипеде по улицам можно ездить только с 14 лет.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Прием «Кластер»
Самокат
Костотряс
Паук
ПДД
Драндулет
Езда на общественных дорогах с 14 лет
по назначению
Велосипед
дорожные спортивные специальные
детские подростковые
Приём «Корзина идей» . Стадия «Вызов».
Окружающий мир, 2 класс
«Что такое погода и климат?»
Погода – это …
… температура воздуха
… осадки
… ветер
… изменения на улице
… облачность
« Окружающий мир», 2 класс, по теме «Про кошек и собак».
Стадия «Осмысление».
«˅ » - уже знал.
«-» - думал иначе.
Приём «Инсерт».
«+» - новое для меня.
«?» - не понял, есть вопрос.
Кошка домашняя относится к разряду млекопитающих, семейству кошачьих.
Всего известно 37 видов кошачьих.
˅
+
С кошкой связано много примет. Все знают, что если кошка ложится поближе к теплу - быть холодам, пол или стенку скребет - к непогоде, умывается - жди гостей, ну а уж если черная кошка дорогу перейдет - неприятностей не миновать.
Кошки очень хорошо ориентируются в незнакомой обстановке, благодаря чему, как правило, всегда без особого труда находят дорогу домой.
˅
+
+
Литературное чтение, 2 класс.
Тема «Л.Н. Толстой. Филипок»
Прием "Синквейн" на стадии «Рефлексия»
- мальчик
- маленький, шустрый
- бежал, споткнулся, испугался
- очень хочет попасть в школу
- ученик
Урок во 2 классе. Тема «Л.Н. Толстой. «Котёнок».
Приём «РАФТ» на стадии «Рефлексия».
- интерес к изучаемому материалу
- эффективность восприятия информации
формирование совокупности УУД