Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №13»
Выступление по теме
«Использование технологии решения изобретательских задач (ТРИЗ) в познавательной деятельности учащихся начальной школы»
Подготовила
учитель начальных классов
Сахарова Оксана Владимировна
2021 г
«Сделать серьёзное занятие
занимательным - вот задача
первоначального обучения»
К. Д. Ушинский
Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся “умения учиться”, т.е. формирование у них общеучебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи. Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
1) личностные;
2) регулятивные, включая саморегуляцию;
3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;
4) коммуникативные действия.
Одним из средств формирования универсальных учебных действий у младших школьников может стать использование приемов технологии ТРИЗ.
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, разработанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером.
В основе ТРИЗ- педагогики лежат:
1) методики и технологии, способствующие развитию творческого воображения (РТВ);
2) методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления);
3) воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).
Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности, то есть работает на повышение культуры мышления, тем самым активизируя познавательную деятельность, повышая мотивацию к учению.
Преимущества ТРИЗ заключаются в доступности и посильности, в возможности использования в любой системе обучения. ТРИЗ является инструментом для развития системного творческого мышления, фантазии, воображения, позволяет использование изученных алгоритмов в последующей работе, в иных жизненных ситуациях.
Использование данной технологии на уроках в начальной школе позволяет решать воспитательные, образовательные и развивающие педагогические задачи.
У учащихся формируется правильное отношение к окружающему миру, положительное отношение к учебному процессу, вырабатываются основы анализа действительности, развивается самостоятельность, уверенность в своих силах, появляется ощущение, что они могут справиться с решением любой задачи.
С точки зрения образовательных задач происходит повышение уровня общей образованности учащихся; формируются умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи; целенаправленно развивается системно-диалектическое мышление.
Данной технологией решается множество развивающих задач обучения, связанных с памятью, вниманием, логикой и интеллектом в целом; формируются творческие способности и воображение (беглость, гибкость, оригинальность мышления), пространственное мышление, развивается речь, умение анализировать, синтезировать, комбинировать.
Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ - педагогика, - это формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Методику ТРИЗ можно назвать школой творчества, её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.
Учителя, работающие в начальных классах, прекрасно понимают, что заставить учиться нельзя. Ребёнка можно только увлечь. С чего же начать? Конечно же, с удивления ребенка. Ребенок удивился, ему стало интересно, он заинтригован и заинтересован, и теперь он самостоятельно будет искать решение проблемы, которая поставлена перед ним.
Уроки с использованием приёмов и методик Триз-технологии несут в себе большой воспитательный потенциал, так как ведётся анализ любой ситуации, учёт противоречий, поиск оптимального решения.
Методики Триз - идеальный инструментарий для проблемного, развивающего обучения. Они увлекательны и результативны. Умения и навыки не передаются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы детей с информацией. Хочется отметить их универсальность. Эти приёмы можно использовать практически на всех этапах работы на уроке при разборе любого литературного произведения. Многие из них можно применять на уроках окружающего мира, математики, русского языка.
В своей работе я использую следующие приёмы ТРИЗ:
модель «Элемент - имя признака - значение признака» для рассмотрения составных частей изучаемого явления и их значений (окружающий мир, русский язык).
«Да-нет» - приём сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет».
Формирует умение связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга.
Например, ведущим ( сначала это может быть учитель, а потом и ученики) задумано число 5.
Чтобы угадать, какое число задумано, ребята начинают задавать вопросы:
Это число больше 6? Нет
Это число меньше 6? Да
Это число больше 3? Да
Это число больше 3 на 1? Нет
Это число меньше числа 6 на 1? Да
Это число 5? Да.
Такой прием можно использовать на всех предметах: математике, окружающем мире, литературном чтении, русском языке.
приём «Морфологический ящик / копилка» для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах:
на русском языке – сбор частей слова для конструирования новых слов; сбор лексических значений многозначных слов; составление синонимических и антонимических рядов; копилка фразеологизмов и их значений; копилка слов, содержащих определенную орфограмму; копилка родственных слов;
на математике – сбор элементов задачи (условий, вопросов) для конструирования новых задач; составление копилок математических выражений, величин, геометрических фигур для их последующего анализа и классификации;
окружающий мир – копилки различных видов животных и растений;
литературное чтение – копилка рифм, метафор; копилка личностных качеств для характеристик героев.
«Системный оператор» для систематизации объектов (окружающий мир).
приём «Создай паспорт» для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература). Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Может быть использован для создания характеристик:
на литературном чтении – героев литературных произведений;
на окружающем мире – полезных ископаемых, растения, животных, частей растений, систем организма;
на математике – геометрических фигур, математических величин;
на русском языке – частей речи, членов предложений, частей слова, лингвистических терминов.
«Составление плана/раскадровка» для составления простого и развернутого плана прочитанного произведения (литература).
«Метод Маленьких Человечков» для создания представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов (окружающий мир).
Приведу примеры использования приёмов ТРИЗ на уроках.
Русский язык
На первых уроках по изучению раздела “Слово и его значение” была использована модель “Элемент – имя признака – значение признака” для конструирования лексического значения знакомых слов (например, школа, парта, учебник). Для этого учащимся предлагалось ответить на вопросы: «К какому классу предметов относится? Из какого материала «предмет» сделан? Для чего служит?». Учащиеся записали: «Школа – здание из кирпича, дерева, бетона, место, где учатся», «парта – предмет мебели, сделан из дерева, за ней сидят в школе», «учебник – книга, по которой учатся в школе». Полученные характеристики предметов сравнивались с лексическим значением слова в толковом словаре. Также предлагалось лексическое значение слова, составленное по этим же вопросам, а учащимся необходимо было отгадать слово.
Эта же модель была использована на последующих уроках раздела “Лексика” для формирования представления о многозначных словах. Модель позволила выйти на осознание того, что у многозначных слов имеется нечто общее существенное во всех значениях (например, корень дерева, зуба, слова – это то, что является главным, основным, без чего они не могут существовать; значения слова образованы по сходству обозначаемых данным словом предметов и явлений действительности).
Такая работа позволила осознать понятие «лексическое значение слова», «многозначные слова», повысить интерес к изучению русского языка. Учащиеся стали сами создавать свои толковые словари, обмениваться ими, составлять и загадывать друг другу загадки о многозначных словах.
Математика
На уроках знакомства с многоугольниками учащиеся собирали копилку геометрических фигур, а затем на основе ее анализа конструировали определение многоугольника и разбивали многоугольники на группы. В итоге такой работы каждый ученик составил морфологический ящик геометрических фигур.
Дальнейшая работа проводилась по классификации каждой подгруппы многоугольников. Например, на основе собранных копилок четырехугольников были введены понятия прямоугольника, квадрата, ромба, трапеции, рассмотрены их существенные признаки. Работа с копилкой продолжается все годы. В 4-м классе дополним ее объемными фигурами (конус, цилиндр, многогранники), проведём классификацию многогранников (пирамида, куб, прямоугольный параллелепипед).
Такая работа позволяет повысить познавательную активность учащихся на уроках математики.
Прием «Да-нет» формирует умение связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга.
Например, ведущим ( сначала это может быть учитель, а потом и ученики) задумано число 5.
Чтобы угадать, какое число задумано, ребята начинают задавать вопросы:
Это число больше 6? Нет
Это число меньше 6? Да
Это число больше 3? Да
Это число больше 3 на 1? Нет
Это число меньше числа 6 на 1? Да
Это число 5? Да.
Окружающий мир
В 1 классе при изучении темы «Домашние животные» систематизацию знаний провожу с помощью приёма «системный оператор».
Окно № 1 – сам объект и его функция (система).
Окно № 2 – части объекта (подсистема).
Окно № 3 – окружение объекта (надсистема).
Окно № 4 –прошлое объекта по выполняемой функции (прошлое системы).
Окно № 5 – части объекта в прошлом.
Окно № 6 – место его функционирования в прошлом.
Окно № 7 – перспективы развития объекта (будущее системы).
Окно № 8 – части объекта в будущем.
Окно № 9 – место объекта в будущем.
Показываю картинку с изображением цыпленка и задаю вопросы:
Курица в курятнике | С мамой- курицей | Курятник |
Яйцо | Цыпленок | Курица |
Скорлупа, белок, желток | Части тела птенца | Части тела птицы |
- Кто это?
- Из каких частей состоит тело?
- Где живет?
- Что надо объекту, чтобы он рос?
- Каким теперь он стал?
- Чем отличается от прошлого объекта?
- Из каких частей стало состоять тело?
- Где теперь основное место обитания?
- Кем станет?
При знакомстве с твердыми, жидкими и газообразными телами природы использовала «метод маленьких человечков». Объясняя внутреннее строение тел и их свойства, я говорила: «Тела, окружающие нас состоят из человечков, но они очень малы и мы их не можем увидеть. Маленькие человечки – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся. В твердом теле человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах расстояние между человечками самое большое. Передача «информации» быстрее всего происходит в твердом теле, затем в жидкостях, медленнее всего в газах». Свойства твердых тел, жидкостей и газов моделировали сами дети. Они показывали, нагревание железа, воды и воздуха; передачу звука и запахов. Учащиеся самостоятельно ответили на вопросы: «Почему сквозь твердое тело нельзя провести руку, а сквозь жидкое можно? Почему жидкость принимает форму сосуда? Почему запах от духов распространяется по всей комнате?»
Школьники с первого класса с нетерпением ждут такие уроки окружающего мира, с удовольствием и интересом открывают для себя новые знания.
Литературное чтение
При составлении плана произведения использую прием раскадровки. Каждый кадр – это схематичное изображение событий, происходящих с героями. Смена кадра – изменение места действия, изменение ситуации для героя. Готовые кадры перепутаны по последовательности или часть пропущена. Учащиеся восстанавливают пропущенные кадры и дорисовывают их:
- Перед вами кадры сказки «Репка» Какой эпизод пропустил художник. Расскажите о нём. Дорисуйте недостающий кадр.
Приём «Паспорт литературного героя» очень помогает оживить урок. Детям нравится выполнять эту работу. Ученики начальной школы любят фантазировать, и потому часто на уроках мы изображаем героев произведений, и наделяем характеристиками, указываем их «Адрес проживания» и составляем «Паспорт».
Лягушка-путешественница имеет следующий паспорт
Паспорт.
Имя – Лягушка
Создатель – М. Гаршин
Прописка – сказочная повесть «Лягушка-путешественница»
Внешний вид – маленькая, зеленая, пучеглазая.
Где впервые встречается – на болоте
Личные качества – любопытная, смелая, хвастливая
Заветное желание – побывать на юге
По составленным паспортам героев провожу с учащимися викторины, для этого перемешиваю левые и правые части паспорта и прошу восстановить их. Составляю сказочные письма, в которых описываю события, происходящие с героем, но не называю его имени, задача учащихся – назвать героя, автора и произведение. Использование приемов ТРИЗ на уроках литературы способствует формированию навыков внимательного, осознанного чтения, прививает интерес и любовь к чтению художественной литературы.
Использование технологии ТРИЗ позволит достичь следующих результатов:
Изменить отношение детей к урокам чтения, русского языка, окружающего мира.
Повысить познавательное отношение к прочитанному (учащиеся учатся показывать свое исследовательское отношение, желание глубже вникать в суть произведения).
Развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера.
Изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца).
Мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (они учатся рефлексировать свою деятельность и развивают коммуникативную культуру).
Создать атмосферу доверия, сотрудничества в системе «учитель-ученик-класс», выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.
Повысить мыслительную деятельность учащихся начальной школы.
«Чем с меньшим принуждением учатся дети, тем метод лучше, чем с большим,- тем хуже» - утверждал Л.Н. Толстой. Изменятся время, меняются дети, другим становится процесс образования, а мысль, высказанная известным русским писателем, остаётся актуальна и в наше время.