СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии совместной проектной деятельности в работе учителя-дефектолога и учителя технологии коррекционного учреждения по изготовлению «Развивающей книги» ученицами старших классов.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

“Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис  современного понимания метода проектов. Он так же является одним из методов развивающего обучения. Проектно-исследовательская деятельность — это технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение учениками разнообразных задач исследовательско-творческого характера под руководством педагога, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта. Проектная деятельность даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и речь.

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии совместной проектной деятельности в работе учителя-дефектолога и учителя технологии коррекционного учреждения по изготовлению «Развивающей книги» ученицами старших классов.»

Использование технологии совместной проектной деятельности в работе учителя-дефектолога и учителя технологии коррекционного учреждения по изготовлению «Развивающей книги» ученицами старших классов.

И.Ю.Горбова, учитель технологии

О.С.Верёвкина, учитель-дефектолог

ГКОУ РО Таганрогская школа №1

Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Он так же является одним из методов развивающего обучения.

Проектно-исследовательская деятельность — это технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение учениками разнообразных задач исследовательско-творческого характера под руководством педагога, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта. Проектная деятельность даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и речь.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования и получила в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Метод проектов можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи. В ГКОУ РО Таганрогской школе №1 метод проектов реализуется в урочное и внеурочное время. В его реализацию включились все педагоги школы.

Учитель технологии обратилась к учителю-дефектологу с запросом, какие пособия, необходимые в работе на индивидуальных занятиях, ученицы старших классов могли бы изготовить в клубе «Рукодельница». Так у нас родилась идея совместного проекта. Проект должен иметь практическую направленность и удовлетворять потребности коррекционной школы.

Нам очень хотелось сделать что-то необходимое для индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения, чтобы занятия проходили интересно для малышей. Чтобы вызвать у ребёнка интерес к индивидуальным занятиям, на помощь могут прийти развивающие игрушки. Мир детских игрушек огромный, яркий, красочный, можно сказать богатый. Но стоимость таких игрушек на полках магазинов часто удручает. Они ломаются и не всегда их можно починить. Игрушек для занятий требуется немало, ведь новые ощущения для ребенка - это основной принцип его развития. Есть выход - развивающие игрушки, которые не так сложно сделать своими руками из разных подручных материалов: лоскутков, обрезков тесёмок, бусин, пуговиц. Для развития ребёнка не важна дороговизна используемых материалов - ему важны новые зрительные впечатления, новые тактильные ощущения. Изучая виды самодельных развивающих игрушек, мы остановились на «мягкой книжке». С помощью её мягких страниц ребёнок учится считать, застёгивая пуговицы и молнию на "одежде", развивать мелкую моторику, изучать цвета и формы, окружающий мир и даже учиться гигиене и самое главное – развивать речь.

Анализируя новую технологию, мы искали такую форму работы, которая позволила бы решать и важные задачи коррекции речевого и психофизического развития наших учеников:

- развивать речь, способность к словотворчеству;

- развивать коммуникативные навыки;

- расширять знания детей об окружающем, пополняя тем самым словарный запас;

- знакомить учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией:

- развивать умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии, а значит, способствовать саморазвитию;

- воспитывать личностные качества – целеустремлённость, самостоятельность, толерантность, коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу.

Работа над проектом включает деятельность педагогов и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

I

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию

3. Формулирует задачу

1. Вхождение в проблему

2. Вживание в игровую ситуацию

3. Принятие задачи

4. Дополнение задач проекта

II

4. Помогает в решении задачи

5. Помогает спланировать деятельность

6. Организует деятельность

5. Объединение детей в рабочие группы

6. Распределение ролей, работы

III

7. Практическая помощь (по необходимости)

8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Изготовление продукта

8. Формирование специфических знаний, умений навыков

IV

9. Подготовка к презентации

10. Презентация

9. Продукт деятельности готовят к презентации

10. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности


В ходе работы над проектом создавалась атмосфера сотворчества педагогов между собой и ученицами. Мы тоже распределили свои роли по этапам проекта. На этапах сбора и анализа информации об изделии, оформления презентации подключался учитель-дефектолог. При исследовании и изготовлении изделия руководил, в основном, учитель технологии. Терминологический и речевой материал отрабатывался на индивидуальных занятиях.

Были определены цели, задачи и продукт проекта «Развивающая книга».

В ходе проекта выдвигается проблема: «Формирование интереса младших школьников к индивидуальным занятиям».

Для достижения цели проекта ученицам необходимо было решить следующие задачи:

  1. Провести опрос учителя-дефектолога о том, как можно разнообразить учебный процесс на индивидуальных занятиях.

  2. Изучить историю возникновения игрушки.

  3. Провести исследование дидактических развивающих игр.

  4. Исследовать технологию изготовления.

  5. Провести эксперимент по созданию элементов продукта.

  6. Изготовление продукта.

  7. Оформление презентации.

Использованы методы исследования: 

1. Метод беседы и интервью.

2. Метод анализа литературных источников, интернет – ресурсов.

3. Метод эксперимента.

4. Метод практической работы: изготовление изделий, презентации.

Тип проекта был определён, как творческий, долгосрочный, групповой.

Данная тема актуальна. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы, в виде наглядных пособий, могут быть использованы учителями-дефектологами на индивидуальных занятиях. Ученицы узнали много нового и интересного: историю возникновения игрушки, познакомились с видами развивающих игрушек, изучили технологию изготовления «мягкой» книги, презентации, научились работать в коллективе. Результат нашего труда – счастливая улыбка малышей!