СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии Storytelling в процессе обучения говорению на иностранном языке

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье обосновывается важность использования технология  storytelling при обучении говорении в рамках внедрения профессионально-ориентированного содержания при изучении дисциплины "Иностранный язык". 

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии Storytelling в процессе обучения говорению на иностранном языке»

Василенко С.Ф.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ STORYTELLING В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Аннотация. В статье обосновывается важность использования технологии сторителлинг при обучении говорению в рамках внедрения профессионально-ориентированного содержания при изучении дисциплины «Иностранный язык». Рассматриваются возможности использования технологии сторителлинга при обучении коммуникативным навыкам, описаны разные виды сторителлинга в современной методике обучения иностранному языку, а также установлена степень эффективности применения данной технологии при изучении дисциплины «Иностранный язык».

Ключевые слова: коммуникативные навыки, сторителлинг, технология, визуальный ряд, цифровой сторителлинг, говорение, иностранные языки.

В настоящее время методистами и учителями иностранных языков ведется поиск эффективных форм и методов обучения, способных не только обучить иностранному языку, но при этом воздействовать на личность, а также развить творческий потенциал и креативное мышление. Говорение представляет собой речевую деятельность и обладает таким специфическими признаками, как:

1) мотивированностью – говорение происходит только в том случае, когда человек обладает определенным мотивом или потребностью для того, чтобы высказаться или передать собеседнику какую-то информацию.

2) активностью – в процессе говорения проявляется непосредственное отношение говорящего к окружающей действительности. Одновременно в процессе говорения и в процессе слушания, т.е. в процессе восприятия информации наблюдается так называемая внутренняя активность. Инициативное речевое поведение формируется благодаря активности собеседники, что играет особую важную роль в достижении общей цели общения.

3) целенаправленностью – любое устное высказывание преследует определенную цель: будь то разгневать, развеселить, поддержать собеседника, убедить, отговорить, успокоить, посоветовать что-либо сделать.

4) эвристичностью – речевую деятельность нельзя предсказать или спланировать, предугадать. Непредсказуемый характер речевой деятельности меняется постоянно как и ситуация общения.

Таким образом, для успешного обучения говорению учителю необходимо знать психологические особенности говорения, его предмет, структуру, механизм порождения и этапы реализации.

Для формирования навыков говорения необходимо сформировать следующие качества: автоматизированность, гибкость, устойчивость, сознательность. Коммуникативная цель обучения иностранному языку в условиях внедрения профессионально-оринтированного содержания обучения в СПО предполагает обучение общению и говорению, что обеспечивает использование изучаемого языка в ситуациях общения в учебной и социальной сферах коммуникативного взаимодействия.

Технология Storytelling (сторителлинг, «рассказывание историй») помогает в построении коммуникативно-ориетированного обучения иностранному языку, а также создает атмосферу новизны и творчества. Эффективность коммуникативно-ориетированного обучения иностранному языку во многом определяется степенью соответствия учебной коммуникации условиям естественного общения. 

Сторителлинг позволяет в непринужденной атмосфере слушать увлекательные рассказы (истории) и одновременно осуществлять обучение иностранному языку. Разработка  технологии сторителлинга отразилась в научных и методических трудах таких отечественных методистов и педагогов, как Н.В. Багрецовой, О.В.Борисовой, В.Ю. Грушевской, Ж.Е. Ермолаевой, А. С. Кондиной, А.В. Логиновой, О.Б. Пятковой, Э.В. Эрдниевой.

Истории лучше запоминаются и они оказывают большое влияние на людей, если основаны на личном опыте и переживаниях. Помимо очевидных преимуществ использования историй для развития у обучающихся рецептивной и продуктивной языковой компетенции, необходимо отметить их роль в повышении мотивации. Нейробиологические исследования подтверждают данный факт, а также указывают на важную роль историй в нашей жизни.

Любая история основана на живой и интересной подаче информации в преломлении с личным опытом и эмоциональным наполнением. Рассказанные истории позволяют развить и установить определенные психологические связи между эмоциями, полученными от сюжета, а также необходимым учебным материалом (лексикой, грамматикой), что позволяет лучше запомнить представляемый для обучения материал.

Обработка истории происходит на двух уровнях одновременно. Во-первых, происходит отождествление себя с главным героем (героями) истории, во-вторых, с помощью воображения люди переживают события. Рассмотрим существующие виды сторителлинга, которые активно используются при изучении иностранных языков:

* Классический сторителлинг – направлен на актуализацию рецептивных навыков обучающихся. Применение классического сторителлинга предполагает рассказ учителем истории, в то время как обучающиеся воспринимают историю. В данном случае учитель сам придумывает рассказ и в контекст добавляет необходимый лексический материал.

* Сэндвич сторителлинг (sandwich storytelling) – у рассказчика и слушателей есть единый сюжет истории, который нужно дополнить и расширить за счёт творческих дополнений.

* Многоголосый сторителлинг – учебная история рассказывается несколькими участниками на уроке.

* Цифровой сторителлинг – формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальным рядом (видео, скрайбинг, майнд-мэп, инфографика). «При помощи цифрового и визуального сторителлинга, а также разработанного комплекса упражнений, можно обеспечить имитацию общения на иностранном языке в рамках учебного пространства» [5,196].

 * История домино – ученики работают в минигруппах, при этом учитель пишет ключевые слова на карточках (по одному слову на раздаточных карточках). Карточки учащиеся должны ранжировать поровну между группой, а затем составить и рассказать историю в стиле домино. Учащийся А кладет карточку и начинает рассказ, затем ученик Б кладет одну из своих карточек и продолжает рассказ и так далее, пока все ученики не используют все свои карточки и рассказ не будет завершен.

Можно составить историю домино на разные темы, такие как научная фантастика, городская жизнь,  юмористические зарисовки, рассказы в стиле приключения, фэнтези, в стиле детективного жанра.

Так может выглядеть набор для фантастического рассказа:

Hat Witch White Horse Dragon,

Knight Wolf Broom Storm,

Dark Forest Princess Palace,

Sword Wizard Queen Treasure Mountain,

Castle Magic Ring Cave Bear,

Sea Ship Giant Army.

Для создания увлекательной визуальной истории можно использовать такие методы визуализации, как инфографика, которая позволяет сделать емкий контент удобным, помогает структурировать информацию в более выразительной и привлекательной форме с помощью IT платформ (Jamboard цифровая доска). 

При выполнении парных, групповых или коллективных заданий важна цель совместной деятельности, творчество и самостоятельность. Реализация речевого намерения, как известно, связана с использованием стратегий, помогающих найти выход из затруднений в процессе общения. К основным из этих стратегий относят следующие: возвращение к сказанному; парафраз; замена на общее слово, местоимение, синоним; описание при помощи специфической черты; показ; жесты, мимика. 

“Storytelling” помогает удерживать внимание слушающих, при этом активно развивается фантазия, память и воображение, преодолеваются языковые и психологические барьеры. Технология сторителлинг в обучении иностранному языку может привести к мощному эффекту, который окажет колоссальное влияние на учащихся. 

Таким образом, использование технологии storytelling приносит положительные результаты в процессе преподавания иностранного языка для индивидуализации обучения. Моделируя истории самостоятельно, учащиеся анализируют историю и свободно понимают прочитанное, развивают творческий потенциал и коммуникативные навыки.


Литература

  1. Грушевская В.Ю. Применение метода цифрового сторителлинга в проектной деятельности учащихся // Педагогическое образование в России. 2017. № 6. С. 38–44.

  2. Деркач А.А. Педагогическая эвристика. Искусство овладения иностранным языком. М., 2002. 218 с.

  3. Ермолаева Ж. Е., Лапухова О. В., Герасимова И. Н., Смирнова В. А. Сторителлинг как педагогическая техника передачи явного и неявного знания в вузе // Образовательные технологии. 2017. № 1. С. 73-90.

  4. Мезенцева О.И. Современные педагогические технологии: учеб. пособие для студентов–бакалавров, обучающихся по педагогическим направлениям и специальностям. Новосибирск, 2018. 140 с.

  5. Савицкая А.Н. Технология Storytelling как средство формирования коммуникативных навыков на уроках английского языка // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков в свете современных тенденций. Материалы VI Международной научной конференции. Таганрог, 2023. С. 193-196.

6. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. М., 2002. 437 с.

7. Blaine R., Seely C. Fluency through TPR storytelling: Achieving real language acquisition in school. Berkeley, CА, 2014. 483 p.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!