СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование теории А.С. Макаренко в работе с беспризорными детьми и детьми-сиротами

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

А.С. Макаренко организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей. А.С. Макаренко сформулировал законы развития коллектива, важнейшими из которых считал "систему перспективных линий" и "принцип параллельного педагогического воздействия".

Просмотр содержимого документа
«Использование теории А.С. Макаренко в работе с беспризорными детьми и детьми-сиротами»

Использование теории А.С. Макаренко в работе с беспризорными детьми и детьми-сиротами


А.С. Макаренко организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей. Здесь педагогу удалось главное - он нашел сильное средство воспитания, которым стал коллектив самих воспитанников. Важную роль в его создании сыграл авторитет А.С. Макаренко, его терпение, твердость, забота о подростках, справедливость. К нему тянулись, как к отцу, искали правды, защиты. В колонии, получившей имя Горького, определилась система структурных взаимодействий в коллективе: актив, деление на отряды, совет командиров, внешняя атрибутика (знамя, сигналы горнистов, рапорт, форменная одежда), поощрения и наказания, традиции. Позже А.С. Макаренко сформулировал законы развития коллектива, важнейшими из которых считал "систему перспективных линий" и "принцип параллельного педагогического воздействия".

"Коллектив стоит на принципиальной позиции единства трудового человечества. Это непросто бытовое объединение людей, это - часть человечества. Все предыдущие свойства коллектива не будут звучать, если в его жизни не будет жить пафос исторической борьбы. В этой идее должны объединяться и воспитываться все прочие качества коллектива. Перед коллективом всегда, буквально на каждом шагу, должны стоять образцы нашей борьбы".

Из этих положений о коллективе вытекают и все детали развития личности. "…Мы должны выпускать из наших школ энергичных и идейных членов общества, способных без колебаний, всегда, в каждый момент своей жизни найти правильный критерий для личного поступка, способных в то же время требовать и от других верного поведения. Воспитанник, кто бы он ни был, никогда не может выступать в жизни только как носитель некоего личного совершенства, только как добрый и честный человек. Он всегда должен выступать, прежде всего, как член своего коллектива, как член общества, отвечающий за поступки не только свои, но и своих товарищей".

А.С. Макаренко был сторонником специальной воспитательной дисциплины, которая еще не создана. Основы принципы воспитания можно рассмотреть на рисунке 4.


Рис. 4 Основные принципы воспитания

"Наша задача не только воспитывать в себе правильное, разумное отношение к вопросам поведения", повторял А.С. Макаренко, но еще и воспитывать правильные привычки, т.е. "…такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому что мы так привыкли. И воспитание этих привычек - гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания в моей работе", говорил А.С. Макаренко. "Все же человек понимает, человек сознает, как нужно поступать. Когда же приходиться действовать, то он поступает иначе, в особенности в тех случаях, когда поступок совершается по секрету, без свидетелей. Это очень точная проверка сознания - поступок по секрету. Как человек ведет себя, когда его никто не видит, не слышит, и никто не проверяет?". А.С. Макаренко признавался, что над этим вопросом должен был очень много работать. Он понимал, что легко научить человека поступать правильно в присутствии, в присутствии коллектива, а вот научить его поступать правильно, когда никто не слышит, не видит и ничего не знает - это очень трудно.

Воспитание в коллективе А.С. Макаренко соединял с правильно поставленным трудовым воспитанием. Труд колонистов организовывался по отрядам и сочетался с учебой. Жизнь подбрасывала все новые проблемы. Парадоксально, но оказалось, что отлаженная система труда может вызвать успокоение, расслабленность. А.С. Макаренко считал, что именно поэтому приостановилось внутреннее развитие колонии имени М. Горького. Выход он нашел в постановке новой задачи - "завоевание Куряжа". "…Около 130 колонистов оставили свое старое обустроенное хозяйство и добровольно переселились в полуразрушенный Куряж, чтобы помочь стать людьми 280 неуправляемым беспризорным. Риск оправдался, дружный коллектив горьковчан сравнительно быстро навел порядок на новом месте, причем отнюдь не силовыми методами. Педагогика коллектива А.С. Макаренко сработала и в другой раз, когда в 1927 г. он одновременно стал заведующим колонии им. Ф. Дзержинского, переведя в нее 60 своих воспитанников. С 1929 г. А.С. Макаренко оставляет за собой только последнюю колонию, которая вскоре переходит на полную самоокупаемость: налажены сложные производства электросверл и фотоаппаратов".

А.С. Макаренко внес весомый вклад в развитие теории и методики воспитания беспризорных детей. Методы психоморальной адаптации в детском коллективе, которые он разработал и испробовал на практике, не утратили своей актуальности и в наше время.

А.С. Макаренко считал, что воспитание и образование беспризорных детей играют важную роль, особенно к восемнадцати годам. По мнению Антона Семеновича, "…для того, чтобы воспитать настоящего человека из беспризорного, надо знать, во сколько лет он им стал. Если брать беспризорного "воспитанного" мальчика восьми лет, то нельзя быть уверенным, что он полностью воспитан, пока ему не исполнится восемнадцать лет. Даже хороший мальчик, выброшенный из жизни очень рано, может сбиться с пути, однако колоссальное значение имеет образование. Если бывший беспризорный окончил полную среднюю школу, это хорошая гарантия от рецидивов. У малограмотных иногда рецидивы бывают". Следовательно, особое внимание надо уделять работе с "трудными" детьми, которые есть в каждой школе, каждом детском доме. Одной из главных причин появления трудновоспитуемых в школе является отсутствие последовательности и слаженных действий в воспитательном процессе детского сада, школы и родителей.

А.С. Макаренко считал одной из причин появления "трудных" детей ненормально сформированные отношения между детьми и взрослыми в семье и школе. Организовывая образовательно-воспитательные учреждения, Антон Семенович на первый план выдвигал идею счастья, достижения счастливого детства. Воспитанники А.С. Макаренко не имели семьи, их семьей была колония. Организовать семейные отношения между колонистами ему помог принцип разновозрастности.

А.С. Макаренко считал, что воспитание хороших детей и воспитание правонарушителей не может осуществляться разными методами. Принципы воспитания, если они показывают правильное равновесие законов, влияний и социальных требований, могут быть только частью единственного педагогического кодекса.

Для улучшения функционирования воспитательного процесса с беспризорными детьми Антон Семенович предлагал использовать все способы, чтобы детские дома перестали быть потребительскими учреждениями, а превратились в учреждения трудового воспитания, чтобы на них не надо было тратить десятки миллионов рублей, что в целом - непродуктивно. В то же время труд воспитанников должен быть не только обязанностью, но и правом. Но бедный социальным содержанием ремесленный труд, обедненное мотивационное значение работы состоящей из самообслуживания при большой утомляемости не могут быть путем полноценного воспитания. Труд без образования и общественно-политического воспитания не приносит воспитательной пользы. Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к нему с любовью, понимает его пользу и необходимость и является для него (человека) основной формой проявления личности и таланта. Также в труде имеет большое значение физическое развитие, которое является важным и необходимым элементом физической культуры. Но главная польза труда состоит в психическом, духовном развитии человека. Это духовное воспитание и должно составлять его индивидуальную особенность.

"…Воспитание, по А.С. Макаренко, основывается не только на передаче социального опыта старших поколений младшим, но является планомерным, целенаправленным влиянием на сознание и поведение человека для того, чтобы сформировать понятия, принципы, ценностные ориентации, которые обеспечивают необходимые условия для развития личности человека и его всесторонней подготовки к общественной жизни и трудовой деятельности".

Приведем общие требования к внедрению системы средств воспитания человека А.С. Макаренко:

- Ведущая роль педагога в воспитании и организации деятельности учеников

- Единство обучения и воспитания.

- Определение моральных требований к воспитанникам.

- Соблюдение единых требований коллективом воспитателей.

- Соответствие содержания и методов воспитательной работы к возрастным особенностям учеников.

- Объединение усилий педагогического коллектива и коллектива воспитанников.

- Действенность, систематичность, последовательность осуществления воспитательных задач.

Среди воспитательных технологий, разработанных А.С. Макаренко, можно выделить:

- формирование и развитие коллектива;

- управление воспитательной ролью коллектива;

- прогнозирование перспектив формирования и развития личности воспитанника и обеспечение наиболее оптимальных условий для этого;

- прогнозирование перспектив развития и воспитания каждого члена коллектива и управление процессом достижения прогнозируемого результата.

В конце 1920-х годов А.С. Макаренко вводит понятие педагогическая техника. Это то, что присуще конкретному специалисту, искусство его профессиональной деятельности. Он отмечал, что успех воспитательной работы зависит от бесчисленного количества обстоятельств и, в первую очередь, от педагогической техники. В последующем он писал: "У нас не было педагогической техники, прежде всего потому, что и слова "педагогическая техника" ни когда не произносились, и сама педагогическая техника не наблюдалась и не исследовалась".

Педагогическое руководство это целенаправленное педагогически грамотное воздействие на взаимоотношения, стихийно складывающиеся в коллективе класса, с целью ликвидации такого негативного явления, как изоляция подростков в классе с целью создания атмосферы психологической защищенности каждого ученика в этом коллективе.

Педагогическое руководство взаимоотношениями в классе, где учится подросток с условной мерой осуждения, включает следующие задачи и этапы:

Диагностирование (оценка) взаимоотношений в коллективе класса, выявление изолированных учащихся. Этой цели служит социометрическая методика, корректируемая данными наблюдения и индивидуальных бесед.

Затем идет подбор для условно осужденного круга общения, оптимального в педагогическом плане. Основой для него служит социометрическая методика, позволяющая определить реальный и желаемый круг общения условно осужденного, а так же мотивов его контактов с одноклассниками.

Планирование общественно - полезной деятельности. Общественно - полезная деятельность может выполняться одним учеником (через подбор индивидуальных поручений), двумя (трудный - нетрудный), группой учеников, в которую включается и условно осужденный.

В выборе общественно-полезной деятельности педагог практически неограничен: создание в школах музеев, организация драмкружка, спортивной секции. Здесь можно применять целый комплекс методов и средств, направленных на улучшение положения в классе.

В числе методов может быть использована система перспективных линий, разработанная А.С. Макаренко, которая предполагает сначала развитие у трудновоспитуемых подростков стремления к контактам с отдельными одноклассниками. Затем с коллективом класса в целом, а в конечном итоге - подготавливает вхождение трудновоспитуемых подростков в общественный коллектив.

Этап руководства взаимоотношениями - обучение условно осужденного подростка нормам, правилам и навыкам общения, воспитание культуры общения. Достигается это путем организации специальных бесед и индивидуальных диспутов и т.д.

На данном этапе нужно формировать у подростков "творческое отношение к общению, поскольку в творческой сфере общения личность характеризует готовность вступить в контакт со своими коллегами, учитывать мнение других людей, умение выразить свое мнение и выслушать другого, "открытость" к общению.

Помимо основных принципов работы с "трудными" детьми по плану А.С. Макаренко, он же говорил о необходимости стиля работы с коллективом, которым также актуален в современном обществе. "Нормальный тон коллектива может быть только один. Прежде всего, он должен отличаться явной мажорностью, однако он ни в каком случае не должен иметь характера приподнятой, постоянной бурливости, истерической напряженности. Мажор в коллективе должен иметь очень спокойный и крепкий вид. Это, прежде всего проявление внутреннего, уверенного спокойствия, уверенности в своих силах, в силах своего коллектива и в своем будущем.

Еще одним признаком нормального общего тона должна быть твердо определенная идея защищенности. Каждый должен быть уверен, что в случае нужды он найдет защиту у любого старшего воспитанника, уверен, что и руководство учреждения также самым энергичным образом защитит его, если это будет необходимо. Важным признаком общего тона является активность: в течение всего рабочего дня воспитанник должен быть разумно занят; он никогда не должен просто болтать, бесцельно проводить время, глазеть, толкаться между стенами, не зная, куда себя деть.

Наконец, признаком тона должна быть привычка торможения; руководство детского учреждения постоянно должно развивать у воспитанников умение быть сдержанным в движении, в слове, в крике. Это торможение не должно иметь характера муштры; оно должно быть логически оправдано прямой пользой для организма самого воспитанника, эстетическими представлениями и удобствами для всего коллектива".

2