Использование традиционной Суджанской гончарной посуды в быту.
В сказках и легендах, в народной песне, в коврах и вышивке, в керамике, во всех других формах творчества отображена история народа, его судьба и характер. Глубокий интерес и любовь к культурному наследию своих предков является добрым зерном для воспитания и развития будущих поколений.
Сегодня нам представится возможность прикоснуться к истории своего народа через изучение быта на примере образцов традиционной гончарной посуды.
Разнообразие гончарных изделий является некоторой мерой бытовой культуры народа.
На протяжении длительного периода, до XX столетия, в каждом гончарном центре (в том числе и в Суджанском промысле) установилось определенное количество традиционных форм керамических изделий, которые удовлетворяли потребность местного населения в емкостях для приготовления и употребления еды, хранения продуктов, выполнения хозяйственных работ, исполнения религиозных обрядов. Каждый предмет имел четко обозначенное и закрепленное функциональное назначение, вне которого он практически не употреблялся.
Основной набор Суджанской гончарной посуды состоял из 60 наименований и 70 видов изделий. Остановимся лишь на нескольких, наиболее интересных и широко употребимых среди местного населения. Это ГОРШКИ, КУВШИНЫ,КУБЫШКИ,КУХЛИКИ, КВАСНИКИ,ТАЗИКИ, ПАСОЧНИЦЫ, БАНКИ ДЛЯ СОЛЕНИЙ И ВАРЕНИЙ, БАЛЬЗАНКИ,МИСКИ, РЫНКИ, ПОКРЫШКИ, ТАРЕЛЬ, БЛЮДО, КРУЖКИ, ЧАШКИ, ЧАЙНИКИ, МАКИТРЫ(МАКОТРЫ), ТАЗКИ С КРУГЛОЙ РУЧКОЙ, КАСТРЮЛЬКИ, МАКИТЕРКИ(МАКОТЕРКИ),ГУСЯТНИЦЫ, УТЯТНИЦЫ, ПОРОСЯТНИЦЫ,БУЛОЧНИЦЫ(ПИРОЖНИЦЫ), САХАРНИЦЫ, ЦЫДЕЛКИ, ДУРШЛАГИ(ДРУШЛЯКИ) и мн.др.
Наиболее распространенным и древним предметом глиняной посуды были горшки. Их изготавливали различной величины от 0,5 л до 4 ведер. В самых больших из них нагревали и хранили воду, готовили пищу для больших застолий.
Для семейного борща использовали меньшие по объему горшки, их так и называли «борщивники», а еще меньшие – «кашниками», в них варили каши. В некоторых областях слободской Украины и, возможно, в нашей местности такие горшочки имели название «хамула» от одноименного названия каши из крахмала и манки. Самые маленькие «махитки», «горщата», «малечи», «питуны» служили для приготовления детских блюд, в них могли хранить масло и сметану. Суджанские гончары делали горшки из разных глин. Если горшок был выполнен из гончарной глины, купленной у монахов Горнальского монастыря, то такие изделия называли «святыми горщиками» и продавались дороже. Важным было то, что пища в них была гораздо вкуснее, и это не могло не замечаться простым людом. Изготавливались такие изделия не каждый день, а лишь к большим православным праздникам. Например, к Рождеству Христову хорошая хозяйка покупала два новых горшка. В одном в красном углу под иконами ставилась кутя, а в другом взвар (узвар).Взвар значительно гуще , концентрированнее обычных компотов и керамическая посуда для его приготовления наиболее подходящая.
Забавным было и то, как человек впервые вступал в контакт с новой посудой, покупая ее на базаре. Обязательно легонько постукивали по горшочку и внимательно прислушивались, как он отзовется. Женщины верили, что «если звук глухой, то это горшок (мужского рода) и борщ в нем не будет удаваться, а если тоненький, звонкий – «горшица», все сваренное в ней будет вкусным.
Все горшки для приготовления еды были неполивными. Еда в них долго стояла теплой и не портилась. Каждый из них имел крышечку, а для доставания горшков из печи у каждой хозяйки был целый набор разновеликих ухватов «рогачей», которые тоже имели свое название, например ухват для кашника так и назывался «накашничок».
Утилитарное назначение предмета диктовало и форму изделия. В частности горшки в большинстве своем использовались для приготовления пищи в печи. Поскольку там источник тепла воздействует на посуду не столько снизу, сколько с боков, горшок имеет достаточно узкое донышко и широкие выпуклые бока, что значительно увеличивает площадь поверхности, которая нагревается.
А вот другой вид посуды, который ставился непосредственно на жар – «рыночки», «рынки», имел высокие трубчатые ножки, которые подставляли донце под действие огня. Для удобства перенесения большой посуды на нем делались «ушки» - ручки. Рынки использовались для тушения картофеля или мяса. В Суджанской традиции они относились по форме к роду мисок, но обязательно имели «покрышек», а так же, рожок для слива жира и удаления лишней влаги. Размер рынки мог быть достаточно объемным, до 8 литров.
Сходным по применению были жаровни - «утятницы»3-4 л, «гусятницы» 5-8 л, «поросятницы»10-20л. Форма этого вида изделий присуща только мастерам слободы Гончаровки, они делали жаровни для тушения целых уток, гусей и молодых поросят. Жаровни делались на гончарном круге в виде банок для солений и варенья, но только с узким горлом. Затем мастер разрезал это изделие вдоль на две части, к большей из них крепилась ручка в виде ушка, а верхняя служила крышкой. Узкое горлышко предназначалось для слива жира. Глазурью жаровни покрывались только изнутри. Эти изделия делались только по заказу, обычно для богатых жителей Суджи.
Примечательным является то, какое значение придавалось посуде, из которой непосредственно употреблялась пища - миски и кружки, ложки. Для их изготовления использовалась красная глина. Это объяснялось не только тем, что для этих видов столовой посуды не требовалась огнеупорная глина (они не ставились на огонь), но и тем, что через них пища непосредственно попадала в организм человека, а вместе с ней, по мнению наших предков, могли проникнуть злые силы. Под красной глиной представлялась земля, смешанная на крови Бога, поэтому изготовленная из нее посуда наделялась особенными магическими свойствами.
Именно это обстоятельство побуждало гончаров, которые создавали посуду из белой глины, покрывать миски внутри и на венцах тоненьким слоем жидкой красной глины.
Очевидно, что по той же причине мастера Суджанского гончарного промысла, сохранявшие традиции, делали на кувшинах под молоко – «хрестик» на горлышке сосуда. Такой сосуд имел особую защиту от ведьм, которые, якобы, похищали молоко у коров. Крестик служил символом защиты молока от порчи. Поэтому знающие хозяйки покупали такие изделия на базарах, особенно не торгуясь. Другим элементом гончарной магии был «пуп» в центре кувшина. Он в технологии гончарного производства играл роль укрепления дна сосуда на предмет появления у этого вида изделий технологического брака. В то же время в народе считалось, что этот элемент может способствовать росту сметаны в кувшине и образованию особых вкусовых качеств. Купля-продажа гончарных изделий сопровождалась еще некоторыми обрядовыми действиями, которые имели подобный контекст. Считалось позитивным знаком, если в глечик насыпалось сено или солома которыми укрывали изделия во время транспортировки. Это так же связывалось с качеством молочной продуктов, главным образом сметаны, которая в такой посуде лучше собиралась. Сено и солома в народном фольклоре являлись символом урожайности. Кувшины и глечики в гончарной культурной традиции занимали важнейшее место. Их назначение – хранить и кипятить молоко в печи. Размер их был традиционен – 2,5 – 3 л. Форма также традиционна, обусловлена использованием изделия в русской печке.
Качества новой посуды в дальнейшем зависели от способа его первой обработки хозяйкой. И эта обработка только что купленных горшиков и глечиков приобрела формы своеобразного ритуала. Например, новый горшок сначала споласкивали, потом просеивали в него немного ржаной муки, разводили ее водой, обмывали ею как в середине, так и внутри и оставляли в натопленной печи до утра.
Или очень часто кувшины обмывали молоком, после этого ставили в натопленную печь. Или мазали донце горшка салом и отправляли в горячую печь.
Раствор муки символизировал достаток, наделяя саму посуду плодовитостью, обеспечивая их владельцам достаток и благополучие. Молоком же обрабатывали исключительно горшки из белой глины, черные, задымленные, уже и так имели достаточную закалку, к тому же черный цвет символизировал землю с ее плодовитостью и урожайностью.
Так же для обработки посуды использовали травы. Например, чистотел, не случайно, в некоторых областях Украины он имеет народное название глекопар или глечкопар, его отваром ошпаривали стенки новой посуды, используя его ярко выраженное антимикробное и противовоспалительное действие, которое способно погубить даже туберкулезные и бруцеллезные бактерии. В нашей местности в народе наипопулярнейшими в народной медицине считалась материнка обыкновенная (душица) и чабрец, ими окуривали помещения и в том числе горшки и кувшины, ароматические и противовоспалительные свойства этих растений служили благоприятным фактором для приготовления в глиняной посуде вкусных молочных продуктов.
Необыкновенно вкусной была ряженка, приготовленная в таком глиняном кувшине. На очень медленном огне или в духовке кипятилось молоко до тех пор, пока оно не приобретало кремовый цвет, затем его слегка охлаждали и добавляли в него сметану, равномерно размешивали и оставляли на 2-3 часа.
Говоря об использовании гончарной посуды в кулинарных традициях наших предков, невозможно не упомянуть о наидревнейшей форме глиняной посуды – макитре (макотре). Размер этих изделий мог быть от 5-6 до 40 литров. Назначение этих изделий было универсальным. В них могли хранить сыпучие продукты, растирать мак (отсюда и пошла форма названия «макотра»), но главным образом макитру использовали для приготовления теста и хранения выпеченного хлеба и пирогов.
Моя бабушка, Мария Матвеевна Скибина, тоже пекла пироги и «пасочки», используя для этой цели глиняные макитры и керамические формы местных мастеров. Опара ставилась на ночь, а рано утром еще до рассвета бабушка вставала «учинять» тесто, добавлять в него сдобу (сливочное масло, яйца, сметану). Пироги были всегда удачными, румяными, крупными, различной формы. Каждой начинке соответствовала своя форма – с вишней пирожок традиционно был треугольной формы, с творогом («с сыром») - открытый, кругленький в виде розочки или овальным бантиком, классический по форме пирог мог быть начинен сладким рисом, сваренным на молоке. Но самым необыкновенным был маковый рулет, его бабушка выпекала в виде сома. Рулет был довольно большим, «хвост» надсекался ножом, чешую имитировали надрезы ножницами по «спине» рыбы, глаза – изюминки, рот надрезался и вкладывались «усы» из теста. Бабушка никогда не пользовалась газовой духовкой, для своих пирогов она всегда «растопляла» русскую печь, которую на летней кухне сложил для нее ее брат. Бабушка была человеком творческим, возможно, она сама придумала такую форму выпечки, но скорее всего этот рецепт передала ей ее мама.
О традициях в использовании гончарной посуды можно говорить много. В этом выступлении упомянуты далеко не все изделия кухонной посуды даже из тех, что составляли ее основу. Однако, была сделана попытка утвердить, что кухонная посуда, как одно из древнейших изобретений человека несет огромное значение духовного плана, составляет особый мир культуры питания наших предков. Ее традиции следует изучать и сохранять, проявляя тем самым глубокий интерес и уважение к своим национальным корням.
литература:
О.Пошивайло Этнография украинского гончарства. Киев. Издательство «Молодь» 1993г.
Л. Метка Гончарство слободской Украины второй половины XIX – первой половины XX столетия. Монография. Полтава . «АСМИ» 2011г.
Т.Г. Брыжик Рассказы о глиняной игрушке. Старый Оскол ООО «ТНТ»2007г.