Развитие скорочтения в начальной школе.
Педагоги младшей и средней школы давно обнаружили взаимосвязь между скоростью чтения и успеваемостью учащихся. Чем быстрее школьник воспринимает поток информации, тем лучше он учится.
Скорочтение – это способность человека воспринимать текст с большой скоростью. Именно воспринимать, а не только механически прочитывать. Если вы научите ребенка проглатывать слова с феноменальной скоростью, при этом не понимать, что он прочитал, то скорочтение не окажет вам помощь в учебе, а даже наоборот.
Под скорочтением в правильном смысле принято понимать развитый навык обработки учебного текста. Это параграфы учебников, статьи на научные темы.
Скорость чтения при этом должна быть не менее 120-150 слов в минуту. В более старшем возрасте составляет до 200 лексических единиц.
Тренировка быстрочтения сопряжена с некоторыми сложностями. У неподготовленных детей слабо развито периферийное зрение, артикуляция, есть дефекты психических навыков (внимание, память).
Узкое поле зрения. Для освоения техники быстрого чтения необходимо иметь широкий охват зрения. Глаза не должны фокусироваться на одном слове. Задача педагога по скорочтению научить школьника воспринимать текст целиком, то есть взгляд должен останавливаться не на отдельных словах, а на пробелах между ними, захватывая сразу фразу или предложение.
Регрессия глаз. Это главный враг скорочтения. Школьник возвращается к уже прочитанному тексту, теряя время. Регрессия глаз происходит машинально. Процесс возможно контролировать, используя тренировочные упражнения.
Подавление артикуляции. Читая в обычном темпе, дети стараются проговаривать слова четко и громко. Это помогает усваивать художественную литературу. Например, стихи воспринимать точно и чувствовать настроение автора без пауз, логических ударений невозможно. Но для динамического чтения дикция не нужна. Проговаривание снижает скорость восприятия текста.
Неразвитое внимание. Высокий темп чтения требует повышенного внимания. Это необходимо для моментального выделения главного и второстепенного, глубокого понимания новой информации.
Для устранения дефектов и отработки навыков быстрого чтения нужно не только постоянно тренироваться, но и корректировать широту поля зрения, отказаться от внутреннего проговаривания слов, контролировать регрессию, развивать внимание и память.
В этом помогут занятия с тренажерами, необходимо уделять им внимание по несколько минут на каждом уроке, если вы не ведёте курс по скорочтению.
В своей практике я обучаю скорочтению на текстах Валентины Крутецкой на внеурочных занятиях интегрированного курса «Я изучаю мир растений и животных», он универсален, потому что обучающиеся не только овладевают приёмами скорочтения, но и знакомятся с окружающим миром через работу с тематическими текстами, развивают память, внимание.
А также систематические упражнения с тренажерами позволяют снизить процент проявлений дисграфии и дислексии.
Итак, узкое поле зрения. Проблема решается через использование таблиц Шульте
Это числовые квадраты. Каждая клетка содержит цифру. Для учеников начальных классов используется диапазон от 1 до 20.
Задача упражнения состоит в том, чтобы найти глазами все числа по порядку. Сначала это занимает много времени, потом 10-20 секунд. Засекать скорость выполнения задания нужно на каждом уроке, отмечая прогресс.
Красно-черные таблицы Горбова-Шульте
Ребенок глазами ищет цифры по порядку: от 1 до 25, например только черного или только красного цвета. Засекайте время, ограничивайте его постепенно. Поиск цифр в таблице увеличит темп речи, поскольку школьник будет видеть боковым зрением больше, то есть подсознательно прочитывать их заранее.
Словесные пирамиды
Аналог клиновидных таблиц. Слоги располагаются на разном расстоянии друг от друга. Начинать чтение нужно с верхнего уровня, постепенно спускаясь вниз, держа в фокусе обе стороны пирамиды. Это задание довольно сложное. Проводить тренировку нужно индивидуально, у каждого ученика на столе должна лежать карточка с таблицей, чтобы ничего не отвлекало.
Работа с тренажерами Ильина
Прочитываем строчку в медленном темпе, затем присоединением по одному слову, три раза с увеличением темпа всю строку.
Работа с таблицами и тренажерами ведется на этапе актуализация знаний.
Проблема регрессия глаз
Запретить глазам возвращаться на уже прочитанный текст силовой воли невозможно. Этот навык требует тренировки.
Действовать нужно следующим образом:
Ребенок читает предложения, например, первую строчку абзаца.
Кладет на прочитанный фрагмент лист бумаги, широкую закладку.
Продолжает чтение, двигая закладку по странице.
Возврат глаз на верхний текст невозможен — он спрятан.
Закономерность движения только вперед вырабатывается автоматически.
Это делается на этапе усвоение новых знаний
Проблема подавление артикуляции
Проговаривание слов даже губами, бесшумно мешает увеличению скорости чтения. Артикуляцию придется подавить. По тексту должны скользить только глаза. Для отработки навыка подойдут следующие упражнения.
Включайте музыку без слов, потом в сопровождении песни. Шум мешает проговариванию. Важно, регулярно проверять понимание прочитанного. Задавайте вопросы по тексту, просите пересказать абзацы, параграф учебника.
Бормотун или шмель. Школьники должны жужжать или бормотать, петь мотив во время чтения. Это упражнение достаточно сложное. Но развивает оба полушария мозга, поскольку ребенок выполняет несколько действий одновременно.
Выполняем на этапе первичная проверка понимания
Упражнения на внимание
Корректировка уровня внимания необходима для усовершенствования способности быстро воспринимать текст, видеть знакомые слова, проскальзывая по ним взглядом.
Задача: не читая слова, назвать цвет, которым окрашены буквы.
Игра «Найди слова»
Упражнения на развитие памяти
Нужно работать в паре. Помогать отстающим ученикам могут более успешные. Ведущий читатель быстро проговаривает текст, водит пальцем или указкой по странице. Наблюдающий следит, подстраивается под темп. На следующем уроке чтение проходит в бесшумном режиме. Нужно только следить за движениями указкой или пальца. При этом скорость должна быть на хорошем уровне.
Ребенок читает текст по частям. Нужно обвести овалом начало, средину и конец строчки. Таким образом, несколько предложений поделены на три равные части, вслух читать нельзя.
Способ похож на диагональное чтение. Карандашом обведите несколько первых слов каждого предложения. Ученик читает обведенные слова, затем — остальные. Скорость скольжения постепенно увеличивается.
Проводится на этапе первичное закрепление.
Как вы уже поняли из предыдущей информации урок строится в обычной структуре, задается домашнее задание – ежедневное занятие с тренажером Ильина по 5 минут, предусмотрены уроки контроля – ежемесячно, после анализа результатов техники чтения делаются индивидуальные корректировки.
Необязательно работать над скорочтением на текстах Крутицкой, разрешите порекомендовать вам пособие Абдуловой «Скорочтение для детей».
Самоучитель представляет собой сборник увлекательных заданий для увеличения темпа чтения, развития памяти, внимания.
Упражнения сопровождаются подробной инструкцией. Последние страницы книги представляют собой дневник успехов. В него заносятся данные школьника, итоги проверок техники.
Это мотивирует, делает образование эффективным.
Сорочтение для детей может стать спасательным кругом. С помощью упражнений на развитие памяти, внимания, поля зрения ребенок улучшает массу психических свойств.
А это помогает осваивать школьную программу, быть успешным и уважаемым среди одноклассников и учителей.
Научить читать быстро кажется сложно только на первый взгляд. Успеха можно добиться даже в домашних условиях, если использовать специализированную методическую литературу, не отступать при появлении сложностей, отсутствии заметного прогресса.
Через пару месяцев упорного труда вы точно заметите результат своей работы. Желаю успехов!