Использование методов и приемов технологии развития критического мышления на уроках литературы как средства развития метапредметных результатов.
Федеральные государственные образовательные стандарты ориентируют на развитие важнейших социальных компетентностей школьников, достижение ими не только предметных, но и личностных, метапредметных результатов. Каковы способы формирования и развития важнейших социальных умений (коммуникативных, рефлексивных, организаторских)? Как построить учебное занятие, чтобы ученик мог осваивать предметные знания и одновременно навыки коллективного труда, умения коммуникации, универсальные способы мыследеятельности?
В этой связи особое место занимают такие учебные предметы, как русский язык и литература, направленные на развитие коммуникативной компетенции. Сформированные умения коммуникации являются важнейшим условием и средством успешного освоения содержания образования, дальнейшего профессионального становления личности, а общение является главным механизмом передачи социального опыта.
В контексте реализации инженерно-технологического образования в школе роль литературы и русского языка весьма значима. Именно эти учебные предметы уделяют основное внимание совершенствованию коммуникативной компетенции через практическую речевую деятельность. Коммуникативные учебные действия включают две группы умений:
умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми – в парах, группах, командах;
общие умения коммуникации – работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и читать с пониманием.
Создание условий для эффективного развития коммуникативных учебных действий требует существенных изменений в организации учебного процесса. Считаю, что использование методов и приемов технологии развития критического мышления является необходимым условием в построении современного урока, поскольку данная технология позволяет учителю планировать ситуации и процессы коммуникации на уроках, осуществлять контроль и рефлексию сформированности коммуникативных действий. Задачи, которые решаются в образовательном процессе через данную технологию:
умение размышлять над тем, как получить знания (вызов);
умение ставить и решать проблемы; развивать аналитическое мышление и творческое мышление (осмысление);
определять личное отношение к информации (рефлексия).
Какие же приемы ТРКМ наиболее эффективны?
Например, на этапе вызова - прием «Корзина идей».
Рассказ Тэффи, о котором мы сегодня будем говорить, называется «Жизнь и воротник». Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием? Наполним «Корзину идей»:
1. Обменяйтесь информацией в группах.
2. Запишите тезис, предположение, о чем может быть рассказ с таким названием.
3. Озвучьте ваши предположения.
4. Мы вернемся к «Корзине идей» после прочтения и осмысления.
На этапе осмысления - прием «Чтение с остановками» и прием «Толстые и тонкие вопросы».
Во время прочтения текста учитель предлагает составить вопросы для анализа фрагмента, используя прием «Толстые и тонкие вопросы».
«Толстые» вопросы | «Тонкие» вопросы |
Объясните, почему…? Согласны ли вы с тем, что…? Почему вы считаете…? | Когда? Как? Кто? Что? Где? Какой? Было ли…? |
Вопросы для обсуждения друг другу задают учащиеся. Учитель может задать дополнительные вопросы.
На этапе осмысления можно использовать прием «Трехчастная таблица».
Задание для 1 группы. Заполните трехчастную таблицу: проанализировав цитату, выявите проблему, дайте комментарий. Определите, актуальна ли данная проблема в наше время.
Цитата | Проблема/ Комментарий | Актуальность |
«Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами. Иногда самая невзрачная вещица вотрется в жизнь, закрутит её и перевернет всю судьбу не в ту сторону, куда бы ей надлежало идти». | | |
Группы выступают по очереди. Обобщить все сказанное можно с помощью приема «Колесо проблем».
Вот некоторые приемы технологии развития критического мышления, которые дают хорошие результаты в процессе обучения, позволяют отслеживать динамику развития у школьников коммуникативных умений - конструктивно сотрудничать в группе, строить общение в соответствии с учебной задачей, ориентироваться на позицию партнера во взаимодействии при решении учебных задач. Объединение и структурирование представленных выше приёмов создает условия для развития личности ребенка, формирования и развития метапредметных результатов, что является важным звеном в становлении личности будущего профессионала в любой отрасли, в том числе и инженерно-технологической.
А. Солженицын: «Инженер?... этот открыто светящийся интеллект, этот свободный и необидный юмор, эта лёгкость и широта мысли, непринуждённость переключения из одной инженерной области в другую и вообще от техники — к обществу, к искусству. Затем — эту воспитанность, тонкость вкусов; хорошую речь, плавно согласованную и без сорных словечек ; у одного — немножко музицирование ; у другого — немножко живопись ; и всегда у всех — духовная печать на лице»