СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ТРКМ на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование методов и приемов технологии развития критического мышления является необходимым условием в построении современного урока. В статье представлены наиболее эффективные приемы на примере урока литературы.

Просмотр содержимого документа
«Использование ТРКМ на уроках литературы»

Использование методов и приемов технологии развития критического мышления на уроках литературы как средства развития метапредметных результатов.


Федеральные государственные образовательные стандарты ориентируют на развитие важнейших социальных компетентностей школьников, достижение ими не только предметных, но и личностных, метапредметных результатов. Каковы способы формирования и развития важнейших социальных умений (коммуникативных, рефлексивных, организаторских)? Как построить учебное занятие, чтобы ученик мог осваивать предметные знания и одновременно навыки коллективного труда, умения коммуникации, универсальные способы мыследеятельности?

В этой связи особое место занимают такие учебные предметы, как русский язык и литература, направленные на развитие коммуникативной компетенции. Сформированные умения коммуникации являются важнейшим условием и средством успешного освоения содержания образования, дальнейшего профессионального становления личности, а общение является главным механизмом передачи социального опыта.

В контексте реализации инженерно-технологического образования в школе роль литературы и русского языка весьма значима. Именно эти учебные предметы уделяют основное внимание совершенствованию коммуникативной компетенции через практическую речевую деятельность. Коммуникативные учебные действия включают две группы умений:

  • умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми – в парах, группах, командах;

  • общие умения коммуникации – работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и читать с пониманием.

Создание условий для эффективного развития коммуникативных учебных действий требует существенных изменений в организации учебного процесса. Считаю, что использование методов и приемов технологии развития критического мышления является необходимым условием в построении современного урока, поскольку данная технология позволяет учителю планировать ситуации и процессы коммуникации на уроках, осуществлять контроль и рефлексию сформированности коммуникативных действий. Задачи, которые решаются в образовательном процессе через данную технологию:

  • умение размышлять над тем, как получить знания (вызов);

  • умение ставить и решать проблемы; развивать аналитическое мышление и творческое мышление (осмысление);

  • определять личное отношение к информации (рефлексия).




Какие же приемы ТРКМ наиболее эффективны?

Например, на этапе вызова - прием «Корзина идей».

Рассказ Тэффи, о котором мы сегодня будем говорить, называется «Жизнь и воротник». Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием? Наполним «Корзину идей»:

1. Обменяйтесь информацией в группах.

2. Запишите тезис, предположение, о чем может быть рассказ с таким названием.

3. Озвучьте ваши предположения.

4. Мы вернемся к «Корзине идей» после прочтения и осмысления.


На этапе осмысления - прием «Чтение с остановками» и прием «Толстые и тонкие вопросы».

Во время прочтения текста учитель предлагает составить вопросы для анализа фрагмента, используя прием «Толстые и тонкие вопросы».


«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните, почему…?

Согласны ли вы с тем, что…?

Почему вы считаете…?


Когда?

Как?

Кто?

Что?

Где?

Какой?

Было ли…?

Вопросы для обсуждения друг другу задают учащиеся. Учитель может задать дополнительные вопросы.


На этапе осмысления можно использовать прием «Трехчастная таблица».

Задание для 1 группы. Заполните трехчастную таблицу: проанализировав цитату, выявите проблему, дайте комментарий. Определите, актуальна ли данная проблема в наше время.

Цитата

Проблема/ Комментарий

Актуальность

«Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами. Иногда самая невзрачная вещица вотрется в жизнь, закрутит её и перевернет всю судьбу не в ту сторону, куда бы ей надлежало идти».











Группы выступают по очереди. Обобщить все сказанное можно с помощью приема «Колесо проблем».

Вот некоторые приемы технологии развития критического мышления, которые дают хорошие результаты в процессе обучения, позволяют отслеживать динамику развития у школьников коммуникативных умений - конструктивно сотрудничать в группе, строить общение в соответствии с учебной задачей, ориентироваться на позицию партнера во взаимодействии при решении учебных задач. Объединение и структурирование представленных выше приёмов создает условия для развития личности ребенка, формирования и развития метапредметных результатов, что является важным звеном в становлении личности будущего профессионала в любой отрасли, в том числе и инженерно-технологической.

А. Солженицын: «Инженер?... этот открыто светящийся интеллект, этот свободный и необидный юмор, эта лёгкость и широта мысли, непринуждённость переключения из одной инженерной области в другую и вообще от техники — к обществу, к искусству. Затем — эту воспитанность, тонкость вкусов; хорошую речь, плавно согласованную и без сорных словечек ; у одного — немножко музицирование ; у другого — немножко живопись ; и всегда у всех — духовная печать на лице»