Использование тропы здоровья
в детском летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием.
Особенность тропы здоровья в том, что она устраивается в естественной природной среде — на просеке, поляне и от школы до нее необходимо преодолеть определенное расстояние.
Учитывая, что основными видами перемещения к тропе здоровья и на самой трассе служат ходьба и бег трусцой, необходимо более подробно остановиться на этих способах перемещения.
Ходьба — естественный, привычный способ передвижения человека. Движения при ходьбе носят циклический характер, которому свойственна смена режимов направления и расслабления.
По физиологическому воздействию ходьба может быть упражнением малой, умеренной и большой интенсивности. Умело подбирая нагрузку, можно добиться улучшения обмена веществ, укрепить мышцы ног, овладеть правильной, экономной походкой.
Занятия ходьбой способствуют улучшению кровоснабжения легких и их вентиляции, поэтому она особенно рекомендуется перенесшим воспаление легких, бронхит, острые респираторные заболевания.
Темп ходьбы — это число шагов в минуту. Количество шагов в минуту зависит от длины ног и ширины шага. В среднем ширина шага равна 40—70 см. Считается, что средний темп находится в пределах 50— 80 шагов. За пределом 80 шагов у детей обычно включается волевое усилие, которое тем сильнее, чем выше скорость ходьбы.
Важное условие эффективности ходьбы — правильное дыхание. Дышать надо ритмично через нос, согласуя дыхание с ритмом движения. Во всех случаях тренировки ходьбой при повышении нагрузки надо избегать одышки и стараться не прекращать дыхания носом. При быстром темпе, если воздух чистый, дышать нужно ртом и носом одновременно.
Полезно выполнять дыхательные упражнения, например форсирование выдоха при движении (на 3—4 шага вдох, на 6—8 шагов выдох и т. д.).
Бег — один из незаменимых видов физической подготовки. Он оказывает положительное влияние на многочисленные функции организма, способствует развитию общей выносливости. Можно рекомендовать бег 1—2 мин, затем одноминутная ходьба и снова бег. При проведении бега необходимо дозировать нагрузки, учитывая возрастные особенности каждой группы. При желании бег можно заменить ходьбой.
На рисунке показана наша тропа здоровья.
На трассе располагается 8 снарядов, называемых «станциями». Трасса проходит в устье реки. Первая станция расположена в 100—150 м от начала тропы здоровья. Длина всей тропы здоровья составляет 800— 1200 м.
Схема использования тропы здоровья в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей.
Подготовительная часть. Построение. Измерение пульса.
1. 2—3 потягивания с глубоким дыханием.
2. Ходьба на носках, пятках, наружной части стопы; прыжки на двух ногах. Ускоренная ходьба, переходящая в бег.
3. Бег трусцой 1 мин — для первой группы (I—II отряды), бег трусцой 2 мин — для второй группы (III—IV отряды) с переходом на ходьбу.
4. Медленная ходьба с двумя-тремя дыхательными упражнениями (первая группа — 2 мин, вторая группа — 1мин).
5. На медленном шаге для первой группы восемь круговых движений плечами в одну и столько же в другую сторону; для второй группы — двенадцать.
6. На каждые три шага остановка и 2—3 пружинящих притягивания согнутой ноги к туловищу. Повторить 4—6 раз (первая группа), 8—10 раз (вторая группа) каждой ногой.
7. На каждые три шага остановка и наклон к носкам ног до касания их руками. Первая группа выполняет 6—8 раз; вторая группа выполняет 8—12 раз.
8. Продвижение выпадами вперед с поворотом туловища в сторону вышагивающей ноги. Первая группа выполняет 8—10 раз; вторая группа выполняет 12—16 раз. Закончив упражнение, проделать 3—4 глубоких дыхания.
Основная часть.
1. Бег трусцой (100—150 м) к первому препятствию.
2. Вскочить на разновысокие столбики и пройти по ним туда и обратно (первая группа). Учащиеся второй группы выполняют это упражнение два раза с различными дополнительными движениями, усложняющими равновесие (приседания, повороты и т.п.).
После выполнения упражнений на первой станции учащиеся направляются к следующей станции медленной ходьбой с переходом на бег трусцой.
3. Качающаяся балка — упражнение на этом снаряде выполняют учащиеся второй группы. Пройти по балке туда и обратно.
4. Мост из автопокрышек. Забегание на мост; пройти по нему (для учащихся первой группы); для учащихся второй группы — пройти туда и обратно с различными положениями рук.
5. Рукоход. Первая группа проходит в висе на руках. Вторая группа проходит на руках два раза с небольшим (1 —1,5 мин) перерывом для отдыха после каждого прохождения рукохода.
6. Тренажер для развития мышц спины и живота. Упражнения для учащихся первой группы.
И. п. — сидя на толстом бревне, ноги закреплены. Наклоны вперед и назад 6—10 раз.
И. п. — сидя на бревне. Поднимание прямых ног 4—6 раз.
И. п. — сидя на бревне. Имитация езды на велосипеде.
И. п. — упор лежа, руками в бревно. Сгибание и разгибание рук 6—10 раз.
Упражнения для учащихся второй группы.
И. п. — сидя на толстом бревне, ноги закреплены. Наклоны вперед и назад 10— 14 раз.
И. п. — сидя на бревне. Поднимание прямых ног 8—12 раз.
И. п. — упор лежа, руками в бревно. Сгибание и разгибание рук 15—25 раз.
7. Лабиринт. Первая группа выполняет прохождение лабиринта сначала шагом, затем 2 раза бегом. Вторая группа выполняет прохождение лабиринта 2 раза бегом, затем выполняет бег по автопокрышкам.
8. Подтягивание на перекладине, выполняют мальчики. Первая группа делает 2 подхода, мальчики второй группы 3—4 подхода с 1 —1,5 - минутными перерывами для отдыха.
Количество подтягиваний устанавливается 60—80 % от максимальной мощности. Занимающийся может подтянуться всего 6 раз, тогда в каждом подходе он должен выполнить подтягивание 4 раза.
Девочки, закончив упражнение на тренажере «Лабиринт» медленной ходьбой с переходом на бег трусцой и последующим замедлением с переходом на ходьбу, передвигаются к щиту-мишени для метания мяча. Мальчики переходят к метанию после подтягивания.
9. Метание мяча в щит-мишень.
10. Подвижная игра на внимание «Делай так, делай этак!».
Заключительная часть.
1. Возвращение в лагерь. Бег трусцой с переходом на ходьбу.
2. Упражнения на расслабление с 2—3 глубокими дыханиями.
3. Измерение пульса.