СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование цифровых образовательных ресурсов для формирования и оценки функциональной грамотности на уроках информатики

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на школьном методическом объединении учителей математики и информатики. Тезисный вариант

Просмотр содержимого документа
«Использование цифровых образовательных ресурсов для формирования и оценки функциональной грамотности на уроках информатики»

«Использование цифровых образовательных ресурсов для формирования и оценки функциональной грамотности на уроках информатики»


Качество образовательных результатов современного школьника оценивается через его функциональную грамотность — это метапредметное, интегральное образование, которое формируется при изучении школьных дисциплин с опорой на личностные качества и имеет разнообразные формы проявления.

Компьютерная функциональная грамотность — это умение находить информацию в сети интернет, пользоваться электронной почтой, создавать и распечатывать тексты, работать с электронными таблицами, использовать графические редакторы.

В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью. Следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций на уроках информатики необходимо соблюдать следующие условия:

- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за результат своей деятельности;

- использовать продуктивные формы групповой работы;

- обеспечить переход от фронтальных форм обучения к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося.

В настоящее время широко используется понятие «Цифровые образовательные платформы», «цифровые образовательные инструменты», «цифровые образовательные ресурсы».

Все это создано для формирования и оценки функциональной грамотности.

Актуальность проблемы заключается в том, что быстрый темп современной жизни, постоянные изменения в информационном обществе, не всегда своевременно позволяют изменять, дополнять учебный материал с помощью «бумажного» учебника, а разработанные электронные средства обучения предоставляют возможность несложного оперативного тиражирования. Данное утверждение основано, прежде всего на возможности динамичного изменения, дополнения содержания электронных средств обучения в соответствии с текущими изменениями в жизни общества, науки, культуры и т. п.

Информационно содержательное обеспечение включает две группы ЦОР:

1. Информационные источники. На уроках информатики часто используется этот материал:

а) Тексты специальных словарей, энциклопедий, тексты из научной литературы.

б) Статистические изображения. Динамические изображения, кино — видио фрагменты.

в) Мультимедиа среды. Информационно — справочные источники, практикумы, тренажеры и тестовые системы, программированные учебные пособия, виртуальные экскурсии и т. д.

2. Информационные ресурсы. Информационные средства обеспечивающие работу с информационными источниками.

Так же целесообразно отметить, что на уроках информатики используются следующие виды ЦОР по образовательно — методическим функциям:

1) Электронные учебники:

- Прототипы традиционных учебников;

- Предметные обучающие системы;

- Предметные обучающие среды.

2) Электронные учебные пособия:

- Тренажеры;

- Репетиторы;

- Игровые;

- Справочники;

- Контролирующие.

3) Электронные учебно — методические комплексы:

- Програмно - методические комплексы;

- Учебно — методические среды;

- Инновационные УМК.

4) Электронные издания контроля:

- Тесты;

- Тестовые задания;

- Методические рекомендации по тестированию;

- Инструментальные средства.

Заслуживает внимания и такой аспект, как классификация ЦОР по типу информации:

1) ЦОР с текстовой информацией (учебные пособия, справочники, энциклопедии, нормативно — правовые документы, числовые данные).

2) ЦОР с визуальной информацией (иллюстрации, портреты, фотографии, видиофрагменты процессов и явлений, видиоэкскурс, демонстрация опытов, моделей, схемы, диаграммы, формулы, карты).

3) ЦОР с комбинированной информацией.

4) ЦОР с аудио и видио информацией.

5) Интерактивные модели.

6) ЦОР со сложной структурой (учебники, учебные пособия, первоисточники, энциклопедии).

Таким образом, использованное ЦОР ориентирует на формирование и оценку функциональной грамотности на уроках информатики и способствует развитию интеллектуального потенциала не только за счет овладения содержанием, но и по средствам обработки, усвоения и применения имеющейся информации, а так же, что особенно важно, формирует способность самостоятельно отыскивать путь к новым знаниям.