ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Замалова Динара Ильдусовна,
учитель математики
Аннотация
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках математики позволяет объяснять материал в более яркой, наглядной и увлекательной форме. Многие образовательные платформы, к примеру, как учи.ру, LearningApps позволяют следить за успехами учащегося, моментально проверять его работу, тем самым экономя урочное время.
Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), образовательные платформы, интерактивные задания и модули.
Одной из главных целей научно-технологического развития Российской Федерации на ближайшие 10-15 лет является обеспечение конкурентоспособности страны за счет максимального использования интеллектуального потенциала нации, развитие которого в большей степени зависит от созданных условий для выявления талантливой молодежи. Одним из приоритетов этой программы является инженерное направление, в основе которого лежат математика, физика и другие точные науки. В связи с этим, особенно актуальным является выявление среди подрастающего поколения детей с элементами математической одаренности, построение траекторий дальнейшего их педагогического сопровождения и развития. И чем раньше этот процесс будет начат, тем эффективней он даст в будущем свои результаты. Именно поэтому перед учреждениями основного и дополнительного образования стоит ряд задач: своевременно заметить, разглядеть потенциал учащихся, приложить все силы для сохранения и развития уникальности ребенка, создать условия для реализации его таланта и способностей.
Успешно учить и учиться в современной школе помогают цифровые образовательные ресурсы.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса. Предлагаемые ресурсы могут быть использованы в целях активизации внимания, повышения познавательного интереса, проведения текущего контроля знаний и самопроверки в ходе изучения темы и в процессе закрепления изученного. Формы и место использования ЦОР на уроке зависят от содержания этого урока, цели, которую ставит учитель [1].
Достоинства использования цифровых образовательных ресурсов:
объяснение нового материала происходит в более яркой и увлекательной форме, что способствует повышению мотивации к учению;
наглядность;
экономия времени на уроке;
возможность одновременно слушать и видеть, что способствует лучшему усвоению;
возможность сделать процесс обобщения знаний интересным;
возможность быстрой и всеобъемлющей проверки знаний сразу у всего класса;
расширение возможности работы над проектами на уроках и во внеурочной деятельности, применяя интернет;
расширение возможности применить свои знания для применения своих знаний в нестандартной ситуации, например, составление своего алгоритма работы [2].
Рассмотрим несколько примеров из моей практики.
Помимо привычных нам мультимедийных презентаций, видеоуроков, наглядных материалов на уроках математики с целью повышения уровня знаний своих учащихся, я активно использую дистанционную форму обучения - работу всего класса на онлайн - платформе «Учи.ру». Учи.ру - это отечественная онлайн-платформа, где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме. Она была создана в рамках Концепции развития математического образования РФ [3].
При работе с данным образовательным ресурсом я как учитель получаю детальную статистику об образовательных результатах по каждому ученику. В любой момент можно узнать, сколько заданий выполнили ученики, сколько времени было затрачено на их выполнение, какие задания и темы вызвали наибольшую сложность, сколько ошибок было допущено в данной теме. В своем личном кабинете можно заранее ознакомиться со всеми интерактивными заданиями по всем предметам, причем доступна программа любого класса. Кроме самостоятельного решения учащимися заданий дома, учи.ру можно использовать и на уроке. К примеру, на этапе актуализации знаний данная форма работы будет очень удобная, так как будет затрачено минимальное количество времени, организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему дальнейшему самостоятельному выполнению работ. Кроме основных предметов на учи.ру есть и олимпиады. Они даны в понятной детям игровой форме и нацелены на развитие нестандартного мышления. Они тренируют внимание, логику и пространственное воображение, учат мыслить шире привычных рамок, но при этом не требуют углубленного знания школьной программы. Сказать по отношению к этим задачам: «Мы этого не проходили» — нельзя.
Так же я не могу не упомянуть о приложении LearningApps. LearningApps.org – это приложение для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Инструменты LearningApps позволяют создавать интерактивные задания разных видов: викторина, сортировка, группировка, классификация, ввод текста, кроссворд, лента времени и многое другое. Выбор инструментов обусловлен программным материалом и целью создания приложения. Я использую данный сервис чаще всего на этапе актуализации знаний, применяя методы групповой и фронтальной работы, на этапе введения нового материала в виде наглядного пособия и как домашнее задание. Чаще всего это различные викторины, задания на группировку, классификацию и кроссворды [4].
Выполняя предложенные мной задания, учащиеся, имеют возможность мгновенно проверить свои теоретические знания по учебной теме, оценить свои возможности, предпринять меры для устранения пробелов в знаниях, добиться корректного прохождения задания, тем самым повысив уровень собственной самооценки. Работая в группах или парах, ребята имеют возможность взаимопроверки знаний, проявления взаимопомощи, оценки своих возможностей по сравнению с одноклассниками. Таким образом, учащиеся получают обратную связь о своем собственном продвижении, насколько он хорошо разобрался в данном учебном материале, понятна ему эта тема или нет. Получив обратную связь, учащиеся ставят перед собой цели для повышения собственных знаний и мотивации к учебе.
При выполнении интерактивных заданий у учащихся повышается восприятие и запоминание информации, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как – устойчивость внимания, умение его распределять; способность анализировать, классифицировать. Мои учащиеся с удовольствием работают с сервисом LearningApps, выполняют практически все задания, добиваются полного их выполнения. При обсуждении трудностей выполнения заданий, учащиеся анализируют и оценивают уровень своих знаний, вырабатывают стратегию дальнейшего поведения для достижения более высокого уровня знаний, просят или предлагают помощь друг другу.
Таким образом, применение цифровых образовательных ресурсов на уроках естественно – математического цикла не дань моде, а необходимость. Их всесторонне продуманное применение позволит и в дальнейшем повышать эффективность урока, содействовать обеспечению «…инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях, включая: обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентностного подхода».
ЛИТЕРАТУРА
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2008
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
Образовательный портал на базе интерактивной платформы для обучения детей https://uchi.ru/
LearningApps.org – создание мультимедийных интерактивных упражнений https://learningapps.org/