Использование ЦОР и ЭОР в процессе обучения биологии и химии с внедрением ФГОС.
«Если сегодня мы будем учить детей, так как вчера, то отнимем у них завтра»
Моё педагогическое кредо – это постоянный поиск способов повышения мотивации учащихся, поддержание их интереса к предмету, освоение новых педагогических технологий, стремление идти в ногу со временем.
В этом году я прошла курсы «Использование Электронных Образовательных Ресурсов в процессе обучения в основной школе», после чего стала внедрять в практику ресурсы ФЦИОР http://www.fcior.edu.ru и ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru.
Сегодня уже без использования ЦОР и ЭОР трудно представить современный урок. Однако важно не только иметь доступ к ЭОР, но и эффективно его использовать, чтобы достигнуть тех целей, которые ставит перед собой учитель.
ЭОР на уроках являются важной частью, главное не подменять урок на ЭОР, а грамотно распределить ЭОР на все этапы урока. Мне лично нравится ресурс ФЦИОР, огромное количество ЭОР по биологии и химии.
Проведение уроков с использованием информационных технологий - это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам. Античный философ Гераклий Эфессский заметил, что «глаза – более точные свидетели, чем уши»: более 80 % всей информации человек получает при помощи зрения.
Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий - создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.
Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных технологий, доступных школьному учителю. При подготовке и проведении учебного занятия могут быть использованы:
офисные технологии (MS Word, MS Excel, Power Point и др.), которые позволяют создавать программные продукты в поддержку преподавания своего предмета и организовывать проектную деятельность учащихся;
образовательные ресурсы сети Интернет;
электронные образовательные ресурсы (ЭОР) http://www.fcior.edu.ru которые расширяют возможности образовательной среды и создают условия для развития творческого мышления учащихся.
Урок как основная форма обучения предоставляет большие возможности для использования электронных учебных модулей.
Как правило, каждый урок состоит из трёх модулей: информационного, практического (тренажёра), модуля диагностики и контроля.
ЭОР на уроках являются важной частью, главное не подменять урок на ЭОР, а грамотно распределить ЭОР на все этапы урока.
Информационный и практический модули можно применять на уроке, как при изучении нового материала, так и при его закреплении. Контрольный модуль целесообразно использовать при повторении нового материала, а также при контроле знаний и умений на обобщающих уроках.
ЭОР – учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся с помощью компьютера.
Классификация ЭОР:
1) ЭОР - «И» - для получения информации;
2) ЭОР - «П» - для поддержки практической деятельности учащихся;
3) ЭОР - «К» - для аттестации и контроля знаний учащихся.
Не будем забывать, что ЭОР, ЦОР - это всего лишь современный инструментарий для грамотного использования на уроке.
Основные этапы урока | Используемые ЭОР |
Проверка домашнего задания. | Тренажер "Простые вещества металлы и неметаллы" | Составление характеристики простого вещества - металла |
Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме. | Тренажер "Простые вещества металлы и неметаллы" | Общие физические свойства металлов | Составление характеристики простого вещества - металла |
Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний. | Простые вещества металлы и неметаллы |
Первичная проверка понимания. | Общие физические свойства металлов |
Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу. | Составление характеристики простого вещества - металла |
Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений. | Лабораторная работа “Взаимодействие оксидов щелочных и щелочноземельных металлов с водой” |
Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений. | Простые вещества металлы и неметаллы | Общие физические свойства металлов |
Урок «Азот и его свойства» Перечень используемых на уроке ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Общая характеристика подгруппы азота | Информационный | Иллюстрация, модель атома азота | http://www.fcior.edu.ru/card/7392/obshaya-harakteristika-podgruppy-azota.html |
2 | Лабораторная работа "Конструирование модели молекулы азота" | Практический | Лабораторная работа «Конструирование модели азота» | http://www.fcior.edu.ru/card/6139/laboratornaya-rabota-konstruirovanie-modeli-molekuly-azota.html |
3 | Физические и химические свойства азота | Информационный | Текст, иллюстрация | http://www.fcior.edu.ru/search.page?phrase |
4 | Круговорот азота в природе | Информационный | Текст, иллюстрация | http://www.fcior.edu.ru/card/6778/testy-po-teme-azot-i-ego-soedineniya.html |
5 | Тесты по теме "Азот – простое вещество" | Практический | тест | http://www.fcior.edu.ru/search.page?phrase |
Разработка технологической карты и методики самостоятельной деятельности учащихся по теме «Физические и химические явления в химии. Признаки химических реакций», на основе ЭОР.
№ | Тема урока | Задание для самостоятельной работы | ЭОР для работы | Предполагаемое количество времени на выполнение |
1 | Физические и химические явления в химии. Признаки химических реакций. | Ученику предлагается просмотреть и прослушать материал, представленный в интерактивных схемах путём выбора активных зон в них, в каждой активной зоне приведены наглядные химические опыты, предлагается, изучив видеофрагменты, заполнить таблицу, иллюстрирующую признаки химических реакций. | Превращения веществ – явления физические и химические | 5-7 минут |
Ученику предлагается выполнить лабораторную работу. Ученику предлагается расплавить парафин, получить оксид меди (II) путём нагревания медной пластинки в пламени горелки и растворить его в растворе серной кислоты, сфотографировать результаты, записать результаты наблюдений и выводы в лабораторный журнал путём ввода с клавиатуры. | Лабораторная работа “Явления физические и химические” | 13-15 минут |
Используя ИКТ на уроке, учитель должен помнить о том, что перегруженность урока средствами ИКТ ведёт к нерациональному распределению рабочего времени, снижению активности учащихся и эффективности обучения в целом.
В заключение хотелось бы отметить, что, эффективное внедрение ЭОР в учебный процесс возможно при сочетании их с традиционными методами преподавания. Использование ЭОР в учебном процессе повышает результативность деятельности не только обучающихся, но и учителя, помогает расширить кругозор, как педагогов, так и учеников, способствует обмену мнениями и опытом с коллегами.
В современный учебный процесс внедряются новые методы обучения и современные информационные технологии, которые построены на принципе саморазвития, активности личности; эти технологии направлены на практическое применение полученных знаний; применение технологий позволяет максимально эффективно развивать ключевые компетенции; технологии учат работать в сотрудничестве; позволяют раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности ученика.