Слайд 1- название
( слайд 2) Приоритетным является проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», направленный на решение части проблем информатизации образования.
В рамках реализации этого проекта с 2018 года стартовал проект «Цифровая школа», рассчитанный на период до 2025 года. К этому времени должны быть создана возможность использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) во всех школах. «Реализация проекта «Цифровая школа» предусматривает максимально эффективное использование цифровых образовательных материалов в работе учителя.
Слайд 3-4- Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Слайд 5 ЗАДАЧИ ЦОР- помощь учителю при подготовке к уроку; помощь при проведении урока; помощь учащемуся при подготовке домашних заданий.
Слайд 6 Мультимедийные презентации- средство развития познавательной активности учащихся при изучении предмета. Это наглядность, дающая возможность учителю выстроить объяснение на уроке логично, научно с использованием видеофрагментов. Можно использовать как готовые презентации (нс портал, педсовет, инфоурок, мультиурок и т.д.) , так и создавать и редактировать свои : Microsoft PowerPoint (Повер поинт),
PowToon (Павти)- Облачный сервис, позволяющий создавать анимированные презентации и ролики. После регистрации на сайте открывается доступ к коллекции шаблонов для фона, персонажей и звуковых эффектов. PowToon идеально подойдет для ролика о продукте, главной страницы сайта, а также для выступления перед молодой аудиторией на любую тему.
Гугл презентейшен- Сервис похож на Power Point, но имеет ряд существенных преимуществ. Создавать, редактировать и просматривать презентации можно на любом устройстве – телефоне, планшете или компьютере. Даже без подключения к интернету, если скачать приложение. Поддерживается коллективное редактирование.
Слайд 7 Учебные видеоролики (видеоуроки) –Инфоурок (видеоуроки по русскому языку и литературе)
Интернетурок. ру (видеоуроки по русскому языку и литературе)уроки литературы с Борисом Ланиным (профессор, доктор филологических наук).
Для создания видеоуроков используются технические и программные средства.
(Киностудии Windows Live, VideoPad Video Editor, Camtasia Studio, Vegas Pro).
Можно выделить два метода для создания видеоуроков:
- запись видео при помощи видеокамеры;
- запись сигнала с аппаратуры, которая выдает изображение, как правило, это монитор компьютера.
Первый способ использует видеокамеру для записи. Особенностью данного способа является: выбор характера изображения и кадра, определение правильных фокусировки, композиции, светоосвещения, что очень затруднительно не профессионалу.
Во втором случае используется скринкаст. Скринкаст (англ. screencast) – цифровая видеозапись информации, выводимой на экран компьютера, также известная как videoscreencaptur (досл. «видеозахват экрана»). Часто сопровождается голосовыми комментариями. Для создания скринкастов используют не web или видеокамеры, а специальное ПО. Запись видео с экрана Screencast-O-Matic (Скрин Кат о Матик).При создании видеоурока целесообразно применять смешанный метод.
Слайд 8 Цифровые образовательные платформы
Я+ не делает вместо ребёнка домашнюю работу, как популярные у школьников решебники, – это бессмысленно и бесполезно с точки зрения усвоения материала. Я+ объясняет принцип решения задачи на аналогичных примерах, варианты которых генерируются всегда по-разному. Нельзя списать – можно только понять правило и применить его на своём материале.
Я+ заменяет собой репетитора, поскольку даёт шаги решения задачи, включая теоретический и практический материал – всё, что необходимо для усвоения темы. Это своеобразная работа над ошибками, которую школьник может провести самостоятельно и не сделать при этом новых ошибок.
Я+ предлагает более 2 миллионов вариантов заданий с шагами решения по всем основным предметам – по цене одного учебника.
Особая технология GenExis генерирует каждый раз новые задания, что помогает закрепить изученный материал, применив его на множестве различных примеров.
Родители и учитель могут просматривать результаты ученика, получив его разрешение. При этом участие родителей в процессе занятий не требуется.
Я+ сокращает расходы на рабочие тетради и дополнительные учебники – все необходимые материалы доступны в электронном виде в любое время.
Слайд 9 ЦОР, созданные педагогами с использованием новых технологических инструментов – интернет-сервисов Web 2.0
Все интернет-сервисы (программы Web 2.0) работают онлайн, и не требуют установки программного обеспечения на компьютере, необходимо только устойчивое подключение к интернету.
http://learningapps.org Леарнинг апс орг - программа Web 2.0 для создания интерактивных упражнений, применяемых для разнообразных форм учебного процесса, например, для уроков в игровой форме.
Созданные в этом сервисе электронные дидактические материалы можно использовать в работе с интерактивной доской или как индивидуальные упражнения для учеников.
Пользоваться созданными продуктами может каждый. Есть возможность сотрудничать с коллегами не только из своей образовательной организации, но и со всего мира, используя Интернет.
Учитель может работать с группами обучающихся, быстро создавать упражнения на уроке, задавать домашние задания, получать гиперссылку от учеников и проверять выполнение задания.
Есть также возможность использовать иллюстративные, видео- и аудио-материалы.
Применяя современные интернет-сервисы, педагог в полной мере может реализовать в образовательном процессе интерактивные технологии, технологии опережающего обучения, мобильного обучения, игровые технологии.
Можно создавать различные упражнения: найди пару, кроссворды, викторины, задания с вводом текста, выстраивать хронологические линейки и т.д.
СЛАЙД 10 https://www.google.ru/, sites.google.com - сервисы Google — веб-приложения, требующие от пользователя только наличия браузера, в котором они работают, и интернет-подключения. Это позволяет использовать данные в любой точке планеты и не быть привязанным к одному компьютеру.
Главное преимущество служб Google заключается в том, что все они объединены и держатся на одном аккаунте — аккаунте Google. Так, нужно только один раз зарегистрироваться для возможности пользоваться персонализированным веб-поиском, электронной почтой, облачным хранилищем и многим другим.
Помимо созданных в облачном хранилище документов, таблиц, презентаций, педагогу очень пригодятся формы для создания интерактивных викторин, опросов и тестов. А такой сервис, как sites.google.com может быть использован для создания образовательного веб-квеста.
Слайд 11 Платформа izi.travel – бесплатный интернет-сервис для создания аудио-, видео- гидов https://izi.travel/ru/creat
Позволяет создавать учебный контент для организации смешанного и мобильного обучения. Поддерживает текстовый, аудио, видео форматы информации. Система имеет возможность озвучивания загруженного текстового файла (создание аудио текста). Есть возможность создания тестов для получения мгновенной обратной связи.
Сервис поддерживает три типа аудиогидов:
- музей (аудиогид внутри помещения);
- тур (аудиогид на открытой местности);
- достопримечательность (отдельная аудиоистория).
Формы использования:
- образовательные веб-квесты;
- образовательный геокешинг (например, урок-путешествие, урок-экскурсия и т.д.);
- лингвострановедение.
Сервис позволяет превратить учебу в увлекательное действие, вовлечь детей в разные виды деятельности, мотивировать их познавательную активность, развивать умения и способности, установить связь между учебой и реальной жизнью, изучить объекты, явления, процессы в естественной среде. При этом реализуются такие дидактические принципы как наглядность, доступность, научность, связь теории и практики
Слайд 12 QR-код Быстрый Отклик» — это двухмерный штрихкод (бар-код), предоставляющий информацию для быстрого ее распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне.
Слайд 13 Виртуальные доски Твидла- Доски для обучения, чтобы вести уроки онлайн. Интерактивные онлайн-доски позволяют дистанционно работать в режиме реального времени большому количеству участников. Масштаб аудитории может начинаться с мини-класса или даже индивидуальной консультации и заканчиваться тысячной аудиторией. Twiddla — имеет визуально привлекательный и интуитивно понятный интерфейс. Преимущество Twiddla заключается в наличии множества математических символов и геометрических опций. Учитель и ученики могут совместно комментировать текст, выделять что-либо.
Включает в себя 5 тарифных планов для разных категорий пользователей, включая бесплатный. Бесплатный тариф не поддерживает голосовую конференцию и не сохраняет результаты обсуждений.
Пользователь в статусе “Guest/Гость” может без регистрации провести 20-минутное онлайн-занятие. Время считается с момента присоединения второго участника. Максимально на занятии может присутствовать 10 участников.Остальные тарифные планы c регистрацией имеют безлимит по времени и количеству участников. При этом пользователи могут делиться изображениями и документами.Хорошо, что есть возможность в течение 30 дней протестировать пробную версию. За этот период можно освоить функциональные возможности программы, а также понять, насколько она удобна и понятна для участников сессий.
Слайд 14 https://www.canva.com - онлайновый конструктор для создания баннеров, визиток, иллюстраций и постеров.Если вы думаете, что дизайнерские задачи приходится решать только специально обученным работникам, то вы сильно ошибаетесь. Каждый из нас, рано или поздно, сталкивается с необходимостью сделать визитку, объявление, создать презентацию, инфографику или коллаж. И если одни от рождения имеют дар даже в Paint и Блокноте создавать вполне достойные продукты, то другим очень бы пригодились специальные инструменты, помогающие без долгой подготовки и профессиональных навыков решать поставленные задачи.
Веб-сервис Canva именно таковым и является. При работе с ним всего за несколько минут можно создать визитку, объявление, баннер или иллюстрацию, ничем не уступающую профессиональным работам.
Слайд 15 Основные направления использования цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы:
- визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);
- интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия);
- программы-тренажеры (например, тренажер Словарь 2.0);
- контроль над умениями, навыками учащихся;
- самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.
Выбор цифровых средств обучения на уроке осуществляется в зависимости от цели учебного занятия, типа урока.
Чаще всего могут использоваться на уроках русского языка и литературы следующие виды ЦОР:
- презентации (использовать их можно и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий);
- анимации и иллюстрации (используются при объяснении нового материала, наглядно демонстрируют учебный материал, позволяют наблюдать различные явления языка. Также эти ресурсы можно использовать для организации творческой работы (составить рассказ на основе картинки, например).
Использование мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют учащихся. Но при этом нужно помнить, что излишняя анимация мешает восприятию.
- интерактивные электронные таблицы (целесообразно использовать на уроках обобщения и повторения; помогают систематизировать изученный материал; возможно использование и при объяснении нового материала)
С помощью электронных таблиц дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. Таблицы помогают вспомнить орфограмму или пунктограмму. В отличие от печатных, электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. Одну и ту же таблицу можно использовать в течение всего периода изучения какой-либо темы, так как таблицы бывают многоуровневые, содержащие полную информацию по какому-либо разделу (например, «Местоимения» или «Имя существительное»).
- интерактивные тесты
На этапах повторения и закрепления материала целесообразно использовать интерактивные тесты.
Это и тесты из коллекций ЦОР, и тесты, содержащиеся на дисках, например, материалы «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия».
- электронные учебные пособия (репетиторы, тренажеры, программы, интерактивные коллекции, словари, справочники; электронные издания для контроля знаний учащихся; ресурсы электронных библиотек и баз данных).
Слайд 16
Медиапроектирование – это совместная детско-взрослая деятельность. Очень важно помнить о том, что ребенок – всегда автор проекта, автор идеи! Взрослый может выступать в роли руководителя проекта, в роли помощника, осуществляющего технологическое сопровождение проекта.
При этом ребенок занимается активной поисковой деятельностью, учится сотрудничеству, взаимодействию в команде, получает навыки самопрезентации проекта
Форматы цифрового контента, которые можно использовать при совместном медиапроектировании с обучающимися:
- лайфхак (блог полезных советов), селфи-дневник как основу УУД (универсальных учебных действий);
- мемы и гифки как визуальные маркеры понятий и явлений;
- сайты и блоги как развитие навыков систематизации и обобщения материала в интерактивной форме;
- буктрейлеры (видеоролики-миниатюры), медиаиллюстрации к различным этапам урока как визуализация их содержания.
СЛАЙДЫ17 и далее - Полезные ссылки на интернет-ресурсы для использования в профессиональной деятельности современного педагога
Образовательные платформы
https://eom.edu.ru/ - «Российская электронная школа». Каталог интерактивных уроков;
http://school-collection.edu.ru - единая коллекция ЦОР, разработанная по поручению Министерства образования и науки РФ в рамках проекта «Информатизация системы образования», содержит не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в образовательном процессе;
Единая коллекция ЦОР http://window.edu.ru/ Электронные учебники:
- Просвещение https://digital.prosv.ru/
- Российский учебник https://rosuchebnik.ru
- Первое сентября https://1сентября.рф)
- электронные рабочие тетради (например, «Яндекс. Учебник»)
https://education.yandex.ru
http://uchebnik-tetrad.com
Познавательные сайты и порталы
Цифровое ТВ, общедоступные каналы (Культура.рф, Наука https://www.naukatv.ru/);
Открытые электронные библиотеки, образовательное видео, интерактивное онлайн телевидение, энциклопедии, коллекции (https://www.wdl.org/ru/, http://univertv.ru/, digital-edu.ru/, https://openedu.ru);
Сайт Государственной публичной исторической библиотеки http://www.shpl.ru
Университетская библиотека (полнотекстовая электронная мобильная библиотека) http://www.biblioclub.ru/audio_books.php
Русский биографический словарь http://www.rulex.ru/
Русские словари http://www.slovari.ru/
BiblioГид: Книги и дети http://bibliogid.ru/
Рубикон. Крупнейший энциклопедический ресурс http://www.rubricon.com/
Мегаэнциклопедия «Кирилл и Мефодий» http://www.megabook.ru
Культура письменной речи http://www.gramma.ru/
Сайт «Словесник» https://www.sites.google.com/site/slovooslove/
Cправочно-информационный портал Грамота.ру, помимо словарей можно использовать предлагаемые интерактивные диктанты http://www.gramota.ru
Коллекция "Диктанты - русский язык" Российского общеобразовательного портала http://window.edu.ru/resource/400/42400
Интерактивные медиамузеи (https://borderless.teamlab.art/;
http://www.1september.ru - сценарии уроков, олимпиад, разработки тестов, контрольных работ - на методическом сайте;
Просветительский сайт. Имеются бесплатные видеолекции и материалы по литературе, истории, искусству, антропологии, философии и прочему.
Доступен архив курсов - http://arzamas.academy;
Просветительский проект: создание уроков, курсов - https://www.lektorium.tv;
Решу ЕГЭ. На сайте размещены примерные варианты ЕГЭ по всем предметам, а также много разнообразных заданий - http://ege.sdamgia.ru;
http://www.openclass.ru/ - сетевое образовательное сообщество учителей;
Онлайн-школа будущего «Знайка» https://znaika.ru/catalog/;
Школа Интернет-урок https://interneturok.ru;
Инфоурок - https://infourok.ru/biblioteka;
Образовательный портал «Видеоуроки» https://videouroki.net/;
Международный образовательный портал МААМ https://www.maam.ru;
Образовательный портал «Преемственность в образовании»
https://preemstvennost.ru/ - на портале организовано обучение в виде онлайн курсов, вебинаров, дистанционные кабинеты педагогов, методическая копилка;
Набор готовых учебных презентаций к урокам русского языка и литературы предложен на сайте сетевого объединения методистов Федерации Интернет-образования http://center.fio.ru
Сценарии уроков, олимпиад, разработки тестов, контрольных работ - на методическом сайте http://www.1september.ru
Тест on-line http://www.kokch.kts.ru/cdo/index.htm
«Школьный помощник» http://school-assistant.ru/
«Видеотьютор по русскому языку» http://videotutor-rusyaz.ru - на этом сайте есть раздел «Ученикам»: в доступной форме изложена теория, даны разнообразные упражнения и тесты с самопроверкой. Например, по теме «Выразительные средства словообразования» представлена сначала очень подробная, с примерами, теория, а затем 17 упражнений и тест. Ниже – ссылка на ответы
«Старое радио» (есть раздел школьной фонохрестоматии) http://www.staroeradio.ru/shfh
Специализированный портал по информационно-коммуникационным технологиям в образовании http://www.ict.edu.ru/
Федеральный портал "ЕГЭ" Информационная поддержка Единого государственного экзамена http://www.ege.edu.ru
Журнал “Цифровое образование”.http://digital-edu.info/index.php;
Журнал Вопросы Интернет-образования http://vio.uchim.info/;
сайт ИД Первое сентября Открытый урок (главная)
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/
В презентации использованы материалы методического пособия «В помощь учителю русского языка и литературы. Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на уроках и во внеурочной образовательной деятельности»
Составители: Разаренова А.В, главный специалист МКУ «ЦОДСО г. Тулы», Костюхина Н.В., специалист МКУ «ЦОДСО г. Тулы»