«Использование учителем авторитета и родительского потенциала в воспитании младших школьников »
Выполнила
И.Г.Савинова
Актуальность работы:
Задачами семейного воспитания занимались И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский
У родителей проблемы в общении с детьми
Недостаточно знаний в области психологии и педагогики
Родителям необходима специализированная профессиональная помощь
Объект исследования: авторитет и родительский потенциал
Предмет исследования: использование учителем авторитета и родительского потенциала в воспитании младших школьников
Цель исследования: определить психолого-педагогические условия оптимального взаимодействия школы и семьи с целью использования родительского потенциала в воспитании младших школьников
Определить характеристики воспитательного потенциала семьи, его сущность и основные компоненты.
Разработать и апробировать формы и методы использования учителем авторитета и родительского потенциала в воспитании младших школьников .
Задачи исследования:
Воспитательный потенциал семьи – это «особенности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие и воспитание ребенка». Вопросами ВП занимались А.С. Дурнов, Е.В. Бондаревская, И.В. Гребенников. Факторы, имеющие эффективное влияние на воспитательный потенциал:
структура и численность семьи, ее эмоционально-психологический и нравственный климат; семейные традиции; бытовые и материальные условия; трудовая атмосфера семьи; характер организации семейного досуга, наличие свободного времени и личный пример родителей; характер отношений между членами семьи; уровень педагогической культуры родителей; уровень развитости семейного коллектива; использования средств массовой информации и культуры; особенности профессионального опыта родителей; культурно-образовательный уровень взрослых, жизненный опыт членов семьи.
Воспитательный потенциал семьи определяется следующими компонентами :
Педагогическая культура родителей
Нравственная направленность
Ответственность
Коммуникабельность
База экспериментального исследования: МБОУ СОШ №12 Московской области, г. Балашиха
В исследовании приняли 59 респондентов: 31 – обучающиеся 1 класса, 28 – родителей.
Исследование проводилось с сентября по апрель 2018-2019 учебного года.
Цель: выявление авторитета родителей и диагностика воспитательного потенциала семьи.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Выявить уровень воспитанности детей;
Выявить уровень отношения детей к родителям и родителей к детям;
Определить уровень родительского авторитета;
Провести анкетирование по качеству взаимодействия с учителем;
Определить уровень воспитательного потенциала семей.
Высокий уровень
Средний уровень
2 ребенка
Низкий уровень
26 детей
3 ребенка
Анкетирование. Отношение родителей к детям :
1. Доверяют ли вам дети собственные тайны? В случае если да, то кому – матери либо отцу?
2. Постоянно ли вы объективны к детям?
3. С кем из членов семьи более близок ваш ребенок?
4. Кому из членов семьи расскажет ребенок о собственных бедах?
Показало, что большинство родителей хорошо относятся к детям .
Анкетирование . Отношение детей к родителям :
1. Кому ты доверяешь собственные тайны?
2. С кем в семье ты особенно дружен?
3. Все ли знают о тебе родители?
4. Понимают ли тебя папа и мама?
5. Постоянно ли объективны к тебе в семье?
6. Постоянно ли ты говоришь правду собственным родителям?
7. В случае если тебе плохо, то кому первому ты расскажешь о собственных огорчениях?
8. Кого позовешь на помощь, в случае если попадешь в беду?
Показало, что большинство детей хорошо относятся к родителям .
Качество взаимодействия родителей с учителем
Определение уровня родительского авторитета
Тест «Какие мы родители?»
На вопрос принимаете ли Вы участие в подготовке и проведении воспитательных мероприятий в школе:
11% часто принимают участие;
- 14 родителей получили более 15 очков. Данные родители вполне справляются со своими родительскими обязанностями, имеют представление родительского авторитета.
- 10 родителей получили от 7 до 14 очков. Данные родители не делают крупных ошибок в воспитании, но все же есть над чем задуматься.
- 4 родителей получили менее 7 очков. Данные родители о настоящем воспитании имеют довольно смутное представление.
22% родителей не очень часто;
45% родителей принимает участие очень редко.
22% родителей не принимают участие .
На вопрос «В школе налажена работа с родителями?»
19% полностью согласен;
55% родителей в целом согласны;
21% родителей затрудняются с ответом;
5% не согласны.
Воспитательный потенциал 1класса:
Проанализировав ответы родителей, мы пришли к выводу:
1. Родители, которые понимают цели и задачи воспитания в семье, с высоким уровнем – 61%, среднего уровня – 39%,низкого уровня -0%.
2. С высоким уровнем педагогической культуры -43%, средним уровнем -43%, низким уровнем – 14%.
3. Родители, которые умеют применять на практике методы и средства воспитания, с высоким уровнем – 25%, среднего уровня -36%, низкого уровня – 39%.
4. Показатели ответственности родителей за воспитание детей с высоким уровнем -61%, среднего уровня – 14%, низкого уровня – 25%.
5. Характеристика внутрисемейных отношений высокого уровня – 64%, среднего уровня – 22%, низкого уровня -14%.
6. Родители с высоким уровнем примера и авторитета – 61%, среднего уровня – 22%, низкого уровня – 17%.
7. Согласованность семьи и школы в воспитании детей. Родителей с высоким уровнем – 47%, средним уровнем – 36%, низкого уровня – 17%.
Итак,
Рекомендации для родителей:
1. Строгое отношение к себе – основа авторитета родителей. У старших не должно быть расхождения между словом и делом.
2. Быть ответственным за воспитание ребенка пред окружением, перед самими собой.
3. Немаловажно формировать эмоционально позитивную атмосферу в семье, соблюдать педагогический такт во взаимоотношениях друг с другом, с ребенком .
4. Духовное общение с ребенком – одно из условий укрепления авторитета родителей.
5. Доверительные взаимоотношения между старшими и ребенком формируются и в тех случаях, когда родители могут признаться в собственных ошибках.
Наиболее эффективные формы взаимодействия:
Воспитательный потенциал семьи
Заключение:
Реализовав работу в данной области, мы видим качественные перемены. Родители ощутили увеличение педагогических познаний, потребность в обмене опыта, возрос интерес к проблемам детей, стали активнее взаимодействовать со школой.
Поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.
Спасибо за
внимание!