СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование учителем авторитета и родительского потенциала в воспитании младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование учителем авторитета и родительского потенциала в воспитании младших школьников»

 «Использование учителем авторитета и родительского потенциала в воспитании младших школьников » Выполнила И.Г.Савинова

«Использование учителем авторитета и родительского потенциала в воспитании младших школьников »

Выполнила

И.Г.Савинова

 Актуальность работы: Задачами семейного воспитания занимались И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский У родителей проблемы в общении с детьми Недостаточно знаний в области психологии и педагогики Родителям необходима специализированная профессиональная помощь

Актуальность работы:

Задачами семейного воспитания занимались И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский

У родителей проблемы в общении с детьми

Недостаточно знаний в области психологии и педагогики

Родителям необходима специализированная профессиональная помощь

Объект исследования: авторитет и родительский потенциал Предмет исследования: использование учителем авторитета и родительского потенциала в воспитании младших школьников Цель исследования: определить психолого-педагогические условия оптимального взаимодействия школы и семьи с целью использования родительского потенциала в воспитании младших школьников

Объект исследования: авторитет и родительский потенциал

Предмет исследования: использование учителем авторитета и родительского потенциала в воспитании младших школьников

Цель исследования: определить психолого-педагогические условия оптимального взаимодействия школы и семьи с целью использования родительского потенциала в воспитании младших школьников

Определить характеристики воспитательного потенциала семьи, его сущность и основные компоненты. Разработать и апробировать формы и методы использования учителем авторитета и родительского потенциала в воспитании младших школьников .  Задачи исследования:

Определить характеристики воспитательного потенциала семьи, его сущность и основные компоненты.

Разработать и апробировать формы и методы использования учителем авторитета и родительского потенциала в воспитании младших школьников .

Задачи исследования:

 Воспитательный потенциал семьи – это «особенности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие и воспитание ребенка».  Вопросами ВП занимались А.С. Дурнов, Е.В. Бондаревская, И.В. Гребенников.  Факторы, имеющие эффективное влияние на воспитательный потенциал:    структура и численность семьи, ее эмоционально-психологический и нравственный климат; семейные традиции; бытовые и материальные условия; трудовая атмосфера семьи; характер организации семейного досуга, наличие свободного времени и личный пример родителей; характер отношений между членами семьи; уровень педагогической культуры родителей; уровень развитости семейного коллектива; использования средств массовой информации и культуры; особенности профессионального опыта родителей; культурно-образовательный уровень взрослых, жизненный опыт членов семьи.

Воспитательный потенциал семьи – это «особенности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие и воспитание ребенка». Вопросами ВП занимались А.С. Дурнов, Е.В. Бондаревская, И.В. Гребенников. Факторы, имеющие эффективное влияние на воспитательный потенциал:

структура и численность семьи, ее эмоционально-психологический и нравственный климат; семейные традиции; бытовые и материальные условия; трудовая атмосфера семьи; характер организации семейного досуга, наличие свободного времени и личный пример родителей; характер отношений между членами семьи; уровень педагогической культуры родителей; уровень развитости семейного коллектива; использования средств массовой информации и культуры; особенности профессионального опыта родителей; культурно-образовательный уровень взрослых, жизненный опыт членов семьи.

 Воспитательный потенциал семьи определяется следующими компонентами :   Педагогическая  культура  родителей Нравственная  направленность Ответственность Коммуникабельность

Воспитательный потенциал семьи определяется следующими компонентами :

Педагогическая культура родителей

Нравственная направленность

Ответственность

Коммуникабельность

База экспериментального исследования: МБОУ СОШ №12 Московской области, г. Балашиха   В исследовании приняли 59 респондентов: 31 – обучающиеся 1 класса, 28 – родителей. Исследование проводилось с сентября по апрель 2018-2019 учебного года. Цель: выявление авторитета родителей и диагностика воспитательного потенциала семьи.

База экспериментального исследования: МБОУ СОШ №12 Московской области, г. Балашиха

В исследовании приняли 59 респондентов: 31 – обучающиеся 1 класса, 28 – родителей.

Исследование проводилось с сентября по апрель 2018-2019 учебного года.

Цель: выявление авторитета родителей и диагностика воспитательного потенциала семьи.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: Выявить уровень воспитанности детей; Выявить уровень отношения детей к родителям и родителей к детям; Определить уровень родительского авторитета;  Провести анкетирование по качеству взаимодействия с учителем; Определить уровень воспитательного потенциала семей.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Выявить уровень воспитанности детей;

Выявить уровень отношения детей к родителям и родителей к детям;

Определить уровень родительского авторитета;

Провести анкетирование по качеству взаимодействия с учителем;

Определить уровень воспитательного потенциала семей.

Высокий уровень Средний уровень 2 ребенка Низкий уровень 26 детей 3 ребенка Анкетирование. Отношение родителей к детям : 1. Доверяют ли вам дети собственные тайны? В случае если да, то кому – матери либо отцу? 2. Постоянно ли вы объективны к детям? 3. С кем из членов семьи более близок ваш ребенок? 4. Кому из членов семьи расскажет ребенок о собственных бедах? Показало, что большинство родителей хорошо относятся к детям . Анкетирование . Отношение детей к родителям : 1. Кому ты доверяешь собственные тайны? 2. С кем в семье ты особенно дружен? 3. Все ли знают о тебе родители? 4. Понимают ли тебя папа и мама? 5. Постоянно ли объективны к тебе в семье? 6. Постоянно ли ты говоришь правду собственным родителям? 7. В случае если тебе плохо, то кому первому ты расскажешь о собственных огорчениях? 8. Кого позовешь на помощь, в случае если попадешь в беду? Показало, что большинство детей хорошо относятся к родителям .

Высокий уровень

Средний уровень

2 ребенка

Низкий уровень

26 детей

3 ребенка

Анкетирование. Отношение родителей к детям :

1. Доверяют ли вам дети собственные тайны? В случае если да, то кому – матери либо отцу?

2. Постоянно ли вы объективны к детям?

3. С кем из членов семьи более близок ваш ребенок?

4. Кому из членов семьи расскажет ребенок о собственных бедах?

Показало, что большинство родителей хорошо относятся к детям .

Анкетирование . Отношение детей к родителям :

1. Кому ты доверяешь собственные тайны?

2. С кем в семье ты особенно дружен?

3. Все ли знают о тебе родители?

4. Понимают ли тебя папа и мама?

5. Постоянно ли объективны к тебе в семье?

6. Постоянно ли ты говоришь правду собственным родителям?

7. В случае если тебе плохо, то кому первому ты расскажешь о собственных огорчениях?

8. Кого позовешь на помощь, в случае если попадешь в беду?

Показало, что большинство детей хорошо относятся к родителям .

  Качество взаимодействия родителей с учителем Определение уровня родительского авторитета  Тест «Какие мы родители?» На вопрос принимаете ли Вы участие в подготовке и проведении воспитательных мероприятий в школе:  11% часто принимают участие; 14 родителей получили более 15 очков. Данные родители вполне справляются со своими родительскими обязанностями, имеют представление родительского авторитета. 10 родителей получили от 7 до 14 очков. Данные родители не делают крупных ошибок в воспитании, но все же есть над чем задуматься. 4 родителей получили менее 7 очков. Данные родители о настоящем воспитании имеют довольно смутное представление. 22% родителей не очень часто; 45% родителей принимает участие очень редко. 22% родителей не принимают участие .  На вопрос «В школе налажена работа с родителями?» 19% полностью согласен; 55% родителей в целом согласны; 21% родителей затрудняются с ответом; 5% не согласны.

Качество взаимодействия родителей с учителем

Определение уровня родительского авторитета

Тест «Какие мы родители?»

На вопрос принимаете ли Вы участие в подготовке и проведении воспитательных мероприятий в школе:

11% часто принимают участие;

  • 14 родителей получили более 15 очков. Данные родители вполне справляются со своими родительскими обязанностями, имеют представление родительского авторитета.
  • 10 родителей получили от 7 до 14 очков. Данные родители не делают крупных ошибок в воспитании, но все же есть над чем задуматься.
  • 4 родителей получили менее 7 очков. Данные родители о настоящем воспитании имеют довольно смутное представление.

22% родителей не очень часто;

45% родителей принимает участие очень редко.

22% родителей не принимают участие .

На вопрос «В школе налажена работа с родителями?»

19% полностью согласен;

55% родителей в целом согласны;

21% родителей затрудняются с ответом;

5% не согласны.

Воспитательный потенциал 1класса: Проанализировав ответы родителей, мы пришли к выводу: 1. Родители, которые понимают цели и задачи воспитания в семье, с высоким уровнем – 61%, среднего уровня – 39%,низкого уровня -0%. 2. С высоким уровнем педагогической культуры -43%, средним уровнем -43%, низким уровнем – 14%. 3. Родители, которые умеют применять на практике методы и средства воспитания, с высоким уровнем – 25%, среднего уровня -36%, низкого уровня – 39%. 4. Показатели ответственности родителей за воспитание детей с высоким уровнем -61%, среднего уровня – 14%, низкого уровня – 25%. 5. Характеристика внутрисемейных отношений высокого уровня – 64%, среднего уровня – 22%, низкого уровня -14%. 6. Родители с высоким уровнем примера и авторитета – 61%, среднего уровня – 22%, низкого уровня – 17%. 7. Согласованность семьи и школы в воспитании детей. Родителей с высоким уровнем – 47%, средним уровнем – 36%, низкого уровня – 17%.

Воспитательный потенциал 1класса:

Проанализировав ответы родителей, мы пришли к выводу:

1. Родители, которые понимают цели и задачи воспитания в семье, с высоким уровнем – 61%, среднего уровня – 39%,низкого уровня -0%.

2. С высоким уровнем педагогической культуры -43%, средним уровнем -43%, низким уровнем – 14%.

3. Родители, которые умеют применять на практике методы и средства воспитания, с высоким уровнем – 25%, среднего уровня -36%, низкого уровня – 39%.

4. Показатели ответственности родителей за воспитание детей с высоким уровнем -61%, среднего уровня – 14%, низкого уровня – 25%.

5. Характеристика внутрисемейных отношений высокого уровня – 64%, среднего уровня – 22%, низкого уровня -14%.

6. Родители с высоким уровнем примера и авторитета – 61%, среднего уровня – 22%, низкого уровня – 17%.

7. Согласованность семьи и школы в воспитании детей. Родителей с высоким уровнем – 47%, средним уровнем – 36%, низкого уровня – 17%.

Итак,

Итак,

Рекомендации для родителей: 1. Строгое отношение к себе – основа авторитета родителей. У старших не должно быть расхождения между словом и делом. 2. Быть ответственным за воспитание ребенка пред окружением, перед самими собой. 3. Немаловажно формировать эмоционально позитивную атмосферу в семье, соблюдать педагогический такт во взаимоотношениях друг с другом, с ребенком . 4. Духовное общение с ребенком – одно из условий укрепления авторитета родителей. 5. Доверительные взаимоотношения между старшими и ребенком формируются и в тех случаях, когда родители могут признаться в собственных ошибках.

Рекомендации для родителей:

1. Строгое отношение к себе – основа авторитета родителей. У старших не должно быть расхождения между словом и делом.

2. Быть ответственным за воспитание ребенка пред окружением, перед самими собой.

3. Немаловажно формировать эмоционально позитивную атмосферу в семье, соблюдать педагогический такт во взаимоотношениях друг с другом, с ребенком .

4. Духовное общение с ребенком – одно из условий укрепления авторитета родителей.

5. Доверительные взаимоотношения между старшими и ребенком формируются и в тех случаях, когда родители могут признаться в собственных ошибках.

Наиболее эффективные формы взаимодействия:

Наиболее эффективные формы взаимодействия:

 Воспитательный потенциал семьи

Воспитательный потенциал семьи

Заключение:  Реализовав работу в данной области, мы видим качественные перемены. Родители ощутили увеличение педагогических познаний, потребность в обмене опыта, возрос интерес к проблемам детей, стали активнее взаимодействовать со школой.  Поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.

Заключение:

Реализовав работу в данной области, мы видим качественные перемены. Родители ощутили увеличение педагогических познаний, потребность в обмене опыта, возрос интерес к проблемам детей, стали активнее взаимодействовать со школой.

Поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.

Спасибо за  внимание!

Спасибо за

внимание!