СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование в работе с детьми с ОВЗ развивающего пособия «Прозрачный мольберт».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются вопросы организации работы учителя-дефектолога, направленного на развитие сенсорной сферы у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Автор раскрывает понятие арт-технологий, технологию «Прозрачный мольберт», особенности технологии, характеристики, функциональность.

Просмотр содержимого документа
««Использование в работе с детьми с ОВЗ развивающего пособия «Прозрачный мольберт».»

Уникальность – 82%


М. В. Шульженко, магистрант ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова», учитель-дефектолог МБОУ «ООШ №17», г. Абакан


«Использование в работе с детьми с ОВЗ развивающего пособия «Прозрачный мольберт».

"The use of the development manual "Transparent easel" in working with children with disabilities.


В статье рассматриваются вопросы организации работы учителя-дефектолога, направленного на развитие сенсорной сферы у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Автор раскрывает понятие арт-технологий, технологию «Прозрачный мольберт», особенности технологии, характеристики, функциональность.

The article discusses the issues of organizing the work of a teacher-defectologist, aimed at the development of the sensory sphere in children of primary school age with disabilities. The author reveals the concept of art technology, the «Transparent easel» technology, technology features, characteristics, functionality.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, сенсорная сфера, арт-технологии, учитель-дефектолог.

Keywords: limited health opportunities, sensory sphere, art technologies, teacher-defectologist.

В настоящее время основной акцент в образовании смещается в сторону построения качественно новой системы, которая должна исходить из особенностей психического и физического развития ребенка. Исходя из этой задачи, деятельность образовательных организаций должна быть сегодня направлена на создание определенных условий, которые помогают каждому ребенку в становления его личности.

Среди многочисленных задач, которые решает учитель-дефектолог, работая с детьми с ОВЗ, особое место занимают задачи, связанные с низкой познавательной активностью детей, стремлением к избеганию умственных усилий, недостаточностью основных мыслительных операций, ослабленностью произвольности регуляции деятельности и поведения. Все это затрудняет усвоение детьми программного материала, мешает им адаптироваться в среде и, конечно же, влияет на общее эмоциональное благополучие и подготовку к обучению в школе [2].

Все сказанное побуждает педагогическое сообщество искать эффективные средства организации коррекционно-развивающего процесса, методы и приемы, многофункциональные пособия и инновационные технологии в работе с детьми с ОВЗ. Особенно активно используются в настоящее время арт-технологии, ориентированные на различные виды искусства. «Выделяют следующие направления арт-технологий: визуальные (рисунок, лепка, коллажирование, песочная, ландшафтная арт-технологии); музыкальная; драматехнология; нарративная (сказочная)» [1]. (с.57) К визуальным арт-технологиям относится «Прозрачный мольберт».

Технология «Прозрачный мольберт» впервые была представлена в научно-методическом поле как эффективное средство развития сенсорной сферы ребенка, формирования изобразительных навыков и включается в группу нетрадиционых техник рисования. Такой мольберт придумал Сальвадор Дали, создавая творение «Ansikte mot ansikte» – лицом к лицу [3].

Анализ научных исследований и методических разработок позволяет раскрыть особенности данной технологии, среди которых следует указать на такие ее характеристики, как: – многофункциональность. Использование мольберта, представляющего собой деревянную раму с небьющимся прозрачным стеклом, возможно как для обогащения сенсорного опыта ребенка, развития его психических функций, так и для развития вербального анализа и пространственно-логического мышления. Помимо этого, мольберт помогает в формировании произвольного внимания, способствует развитию мелкой моторики ребенка и его зрительно-моторной координации. Большую роль он может сыграть и в формировании пространственных представлений детей, помогая им научиться ориентироваться на вертикальной поверхности. При этом работа с мольбертом способствует расширению словарного запаса ребенка, формирует у него коммуникативные навыки, увеличивает объем информации об окружающем мире.

– создание положительного насртоя на совместную работу. Наиболее эффективным является работа с прозрачным мольбертом в период адаптации ребенка к новым школьным условиям. Использование технологии «Прозрачный мольберт» в этот период помогает установлению контакта с первоклассником, способствует его раскрепощенности при общении со взрослым. Все это может быть одним из факторов профилактики школьной дезадаптации.

Помимо этого, занятия, которые строятся с использованием мольберта, стимулируют познавательную активность детей, формируют положительный эмоциональный фон от совместного творчества в коллективе, фиксируют внимание обучающихся на происходящем.

– комплексность, которая выражается в направленности использовании данной технологии на решение как профилактических, так и развивающих задач. Это объясняется, прежде всего, взаимосвязанностью различных сторон личности и гетерохронностью (возникновением новообразовавшихся функций организма в определенные этапы их развития, в соответствии с предъявляемыми требованиями окружающей среды) их развития [3].

Использование технологии «Прозрачный мольберт» в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, связано с особенностями таких детей, выражающимися в отставании развития их психической деятельности, а также в формировании восприятия. Однако включение этой технологии в коррекционную работу с такими детьми требует разработки определенной программы, что и стало основной задачей нашего исследования.

Предложенная программа включает занятия с учителем-дефектологом и состоит из системы релаксационных и развивающих занятий. Все проводимые занятия включают в себя разные упражнения, которые отличаются по своей сложности и насыщенности. Такая подборка упражнений основывается на том, что занятия проводятся с детьми, имеющими различные отклонения в своем развитии.

Преимуществом предлагаемой программы является то, что работа по ней не основана на жестком соблюдении алгоритма занятий. В зависимости от цели конкретного занятия, от особенностей детей, от их эмоционального настроя учитель-дефектолог может сам включать в занятия определенный набор упражнений. Это позволяет не только индивидуализировать программу, но и более творчески использовать имеющееся в образовательной организации оборудование.

Задачами программы являются направленность не только на развитие психических функций ребенка (внимания, зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, осязания, мелкой моторики), но и на развитие речи и коммуникативных навыков, обогащение сенсорного опыта, пространственно-логического мышления и вербального анализа. При этом особо выделяется задача по профилактике школьной дезадаптации детей.

В качестве средства для решения этих задач в программе и используется прозрачный мольберт. Преимуществом использования данной технологии является ее скрытая для ребенка дидактичность, игровой характер, опосредованная изобразительная деятельность, возможность использования занимательного и красочного материала.

В процессе занятий по программе можно использовать различные необычные материалы, инструменты и оригинальные техники. Так, например, в процессе работы с мольбертом включается рисование ладошкой, пальчиками и кулачком, сухой кистью, печатями и штампами, листьями деревьев и растений. В качестве материалов для рисования использовали краски, крем, цветные маркеры. Помимо этого, новизна программы заключалась в том, что ребенок при выполнении работы стоя мог свободно двигаться.

Также используются парные виды работы с мольбертом, где одновременно два ученика выполняли рисунок на заданную тему. При этом у каждого была своя прозрачная рабочая поверхность. Для этого мольберт был разделен специальной перегородкой. По окончании выполнения работы перегородка убиралась, и оценивалась получившаяся композиция.

В процессе занятий с прозрачным мольбертом использовался различный стимульный материал. Это мог быть цветной фон, изображения разных животных или предметов. Такие изображения приклеивались с обратной стороны стекла или вставлялись между стеклами. Все это создавало положительный эмоциональный настрой в проведении занятий.

В качестве приемов работы в ходе реализации программы используется комплекс дидактических игр и упражнений, ориентированный на учет специфики дефекта в развитии психических функций у ребенка с особыми образовательными потребностями. Так, включая работу по технологии «Прозрачный мольберт» в систему занятий, мы исходили из анализа сохранных функций в развитии каждого ребенка. На основе этого анализа строилась предметно-практическая деятельность (наблюдения, сюжетно-ролевые и дидактические игры), которая предшествует всем заданиям обучающего характера. В процессе этой деятельности проводится работа по обогащению и коррекции чувственного опыта детей, уточнению образов предметов окружающего мира.

В организации этой деятельности используются дидактические игры и задания, которые направлены на выработку умений детей различать и сравнивать объекты с их изображениями, анализировать особенности строения предметов. Эти задачи можно решить, используя такие задания, как «Найди такой же предмет, какой изображен на картинке», «Подбери к дереву лист», «Составь целый предмет, целое изображение».

Для сличения реального предмета с его изображением можно использовать такие дидактические игры и упражнения, как «Найди сходство и различие», «Подбери другую половину изображения, предмета» и т.п. При их выполнении у детей формируются разные способы анализа, на основе которых они учатся сопоставлять, определять строение реального предмета и его изображения. Также для этой цели можно включать и задания для соотнесения контурных, силуэтных, цветных изображений с их реальными предметами. Кроме того, для выработки графических умений в процессе работы по анализу предмета и его изображения использовались такие практические упражнения, как обводка фигуры по контуру, силуэту, трафарету. Все эти упражнения сочетались с приемами активизации познавательной деятельности детей. Для этого были включены такие игровые приемы, как «У кого правильнее, более похоже», «Кто скорее обведет по контуру, трафарету», «Кто лучше закрасит фломастерами изображение», «Кто больше фигур заштрихует» [3, 11].

Апробация программы осуществлялась на базе МБОУ г. Абакана «ООШ №17». В экспериментальную группу вошли 16 обучающихся с ОВЗВ качестве первых результатов реализации коррекционной программы с использованием технологии «Прозрачный мольберт», отмечается положительная динамика в общем развитии детей, что проявляется в повышении уровня активности детей в процессе занятий, снижении негативных эмоционально-поведенческих проявлений, возрастании уровня принятия простых инструкций, предлагаемых педагогом, повышении уровня самоконтроля, произвольного внимания, которое стало более устойчивым. Произошли изменения и в уровне развития пространственных и сенсорных представлений детей.

Следует особо отметить успехи детей в развитии их речевой деятельности. Так, существенно у большинства обучающихся повысился уровень понимания речи, вырос объем активного словаря. Все это отражается и эмоциональном состоянии детей, которые с удовольствием демонстрируют свои успехи и способности.

Отмеченные достижения стали результатом реализации программы, которая была направлена на коррекцию и развитие сенсорно-перцептивной сферы ребенка. Основой этой программы стало направляемое учителем-дефектологом взаимодействие ребенка с наглядно-дидактическим пособием, которым в данном случае является прозрачный мольберт. В процессе такого взаимодействия у ребенка происходят изменения в его психическом развитии, совершенствуются практические умения и навыки ребенка с ОВЗ.


Список литературы

  1. Бурачевская, О. В. Арт-технологии как средство развития пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). – Казань: Бук, 2015. – С. 139-142. – URL: moluch.ru/conf/ped/archive/150/8101 (26.08.2021).

  2. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб: Речь, 2014.-С. 1-58.

  3. Комова, Н. С., Козлова, Е. А. Использование пособия «Прозрачный мольберт» в работе с дошкольниками, имеющими нарушение зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. – №3. – С. 1-16.