Просмотр содержимого документа
«Использование вальдорфской педагогики для работы с детьми с ОВЗ»
Использование вальдорфской педагогики для работы с детьми с ОВЗ
Из опыта работы
Играковой Татьяны Витальевны
Специальные образовательные условия
Организационное обеспечение
- создание нормативно-правовой базы инклюзивного образования в образовательной организации,
- организации сетевого взаимодействия с внешними организациями,
- организация различных форм обучения в образовательной организации,
- организация питания и медицинского обслуживания, необходимого для поддержки ребенка с ОВЗ в образовательном процессе,
- финансовое обеспечение,
- информационное обеспечение,
- материально-техническое обеспечение.
Для своевременного учета особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР необходимо
создание условий, нормализующих / компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений;
Особенности детей с ТНР
- Потребность в обучении различным формам коммуникации (вербальным и невербальным), в формировании социальной компетентности.
- Развитие речи: понимание сложных предложно-падежных конструкций, формирование устного высказывания, составление предложений, связность речи;
- Недостаточная сформированность психических процессов - памяти, внимания, восприятия.
- Развитие навыков пространственной ориентировки.
- Особый индивидуально-дифференцированный подход к формированию образовательных умений и навыков.
- реализация индивидуального дифференцированного подхода к обучению ребенка с ТНР (учет структуры речевого нарушения, речевых и коммуникативных возможностей ребенка, его индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве и т.п.);
- необходимость концентрического подхода к изучению учебного материала, для неоднократном повторении изученного материала;
- организация для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в общеобразовательных организациях, патроната специальных служб помощи и поддержки (ПМПК, ПМПк, консультативных центров, ПМС-центров, логопедических пунктов);
- создание безбарьерной среды, включая физическую и психологическую составляющие. Организация воспитательной работы с использованием ресурсов системы дополнительного образования;
- п остоянный мониторинг результативности академического компонента образования и сформированности жизненной компетенции учащихся.
Материально-технические условия
- Организация пространства
- Организация временного режима обучения
- Технические средства комфортного доступа ребенка с ТНР к образованию ( ассистирующие средства и технологии)
- Технические средства обучения ( специализированные компьютерные программы)
- Комната психологической разгрузки – условие для взаимодействия специалистов и родителей.
Материально-технические
Кадровые условия
- Образовательная организация имеет право включать в штатное расписание специалистов по информационно-технической поддержке образовательной деятельности, имеющих соответствующую квалификацию.
- В процессе реализации АООП НОО для обучающихся с ТНР в рамках сетевого взаимодействия , при необходимости, должны быть организованы консультации специалистов медицинских и других организаций, которые не включены в штатное расписание организации (педиатр, невропатолог, психотерапевт и другие) для проведения дополнительного обследования обучающихся и получения медицинских заключений о состоянии их здоровья и возможностях лечения.
- Введение координатора по инклюзии в оо.
Использование ИКТ
- Ученик может моделировать реальные процессы;
- Разный уровень сложности;
- Воздействие на разные каналы восприятия;
- Разные виды памяти;
- Наглядность;
Образовательные платформы
Видеоуроки
https://resh.edu.ru/
Использование интерактивной доски
Заполнение дневника
На уроках математики
Развитие речи
Окружающий мир
Пальчиковая гимнастика
- способствует овладению навыками мелкой моторики;
- помогает развивать речь ребенка;
- повы ш ает работоспособность коры головного мозга;
- развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
- снимает тревожность;
- пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.
Дыхательная гимнастика
- Пропевание гласных
- Зарядка для языка
- Чистоговорки
- Скороговорки
- Зарядка для межполушарных связей: Кулак/ребро/ладонь, «Лезгинка» и др.
Вальдорфская педагогика
- Вальдорфская педагогика – это совокупность методов и приёмов воспитания и обучения, способствующих развитию человека на основе целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов.
- Рудольф Штайнер (27.02.1861 – 30.03.1925) - немецкий ученый философ и педагог, видный деятель, родоначальник антропософии (науки о познании человеческой духовности).
Рудольф Штейнер выделил 6 качеств: * Мыслительный контроль; * Волевой контроль; * Контроль эмоций; * Позитивность; * Непредвзятость; * Внутреннее равновесие
Основные принципы вальдорфской системы - К каждому ребёнку дифференцированный подход; - Свобода; - Принцип авторитета, а не авторитарности; - Образность преподавания; - Природосообразности т.е. соответсвие возраст. особенностям детей, против раннего развития; - От целого к частному; - Развитие воли через ручной труд; - Практико – ориентир. обучение (поездки на предприятия, ремесла); - Гармоничное физическое, душевное и духовное воспитание (ритмические упражнения, эвритмия, рецитация).
Содержание работы Главным является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности : - рисование; - лепка; - игра на музыкальных инструментах; - пение; - драматическое искусство; - эвритмия (выражение музыки в телодвижениях)
Музыка Л.В. Занков
Музыка
Изобразительная деятельность
Получение цветов: зеленый, оранжевый, фиолетовый
Рисование и анализ сказки
Труд
Рукоделие 3-4 кл
Результаты
- повышение у учащихся интереса и мотивации к занятию;
- более полное усвоение материала с опорой на зрительный и слуховой анализаторы;
- развитие логических операций;
- возможность индивидуализации коррекционного процесса ;
- формирование самоконтроля.
Спасибо за внимание!