СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование вестибулярных пластинок в логопедической работе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование вестибулярных пластинок и трейнеров у детей с миофункциональными нарушениями значительно ускоряют процесс овладения звуковой культурой речи.

Просмотр содержимого документа
«Использование вестибулярных пластинок в логопедической работе»

Использование вестибулярных пластинок в логопедической работе.

По данным отечественных исследователей, в последние годы увеличивается число детей с речевыми нарушениями, вызванными анатомическими дефектами периферических органов речи. В старшем дошкольном возрасте у детей с выявленными нарушениями фонетической стороны речи такие проблемы наблюдаются примерно в 40-60% случаев.

Практика показывает, что для исправления сложных дефектов звукопроизношения необходимо применять в работе дополнительные упражнения, включающие элементы миогимнастики, нетрадиционные приемы работы, инновационные технологии.

Значительно оптимизирует процесс овладения звуковой культурой речи использование вестибулярных пластинок.

Вестибулярные пластинки и трейнеры для миофункциональной коррекции – это стандартные устройства, использование которых не требует снятия слепков и индивидуального изготовления, что позволяет наиболее простым и эффективным способом корректировать миофункциональные нарушения, вредные привычки, аномалии прикуса и у детей еще в дошкольном возрасте.

Настоящим открытием для логопедов стало появление на отечественном рынке вестибулярных пластинок MUPPY (далее по тексту МАППИ), разработанных в Германии врачом-ортодонтом профессором Р. Хинцем. Универсальные по сво­ей функциональности, изготовленные из безопасных материалов пластинки могут эффективно использоваться для речевой стимуляции. Они позволяют устранить ряд проблем, связанных с нарушением работы артикуляционных мышц и обеспечить профилактику аномалий развития зубочелюстной систе­мы у детей, в том числе, возникших вследствие вредных привычек (сосания и др.).

Все вестибулярные пластинки МАППИ выпускаются в двух размерах: пластинка с красным кольцом (радиус 22,5 мм) предназначена для детей в молочном прикусе (3-5 лет), с синим кольцом (радиус 30 мм) – для детей в сменном прикусе (5-7 лет). Это деление весьма условно, и размер пластин­ки подбирается индивидуально по размеру челюсти ребенка.

Наличие двух вариантов размеров у каждой пластинки (с красным и синим колечком) позволяет охватывать широкий возрастной диапазон: можно на­значать ее детям начиная с 2,5 лет до младшего школьного возраста и старше.

Пластмассовая часть пластинок размещается в преддверии полости рта, повторяя по форме изгиб фронтального участка зубных дуг. При этом вестибулярный щиток стимулирует смыкание губ (т. н. челюстной рефлекс), пре­дотвращая ротовое дыхание и обеспечивая профилактику ЛОР проблем.

Модели пластинок МАППИ с динамическим элементом (бусинкой на металлической проволоке) развивают артикуляционную мускулатуру. Бусин­ка, закреплённая на проволоке, удерживает язык в физиологически правильном нёбном положении и одновременно стимулирует корень языка. Ребенок при каждом глотательном движении рефлекторно раскатывает бу­синку языком по твердому небу, стимулируя его мышечный тонус. При более интенсивных движениях языком осуществляется тренировка мелкой мото­рики мышц, что позволяет подготовить артикуляционный аппарат к форми­рованию фонем, устранить проблему вялых мышц при нарушении иннерва­ции (дизартрическом компоненте).

Иногда аномалии прикуса и строения зубочелюстной системы не позволяют сразу использовать вестибулярные пластинки с бусинкой. Например, широкая сагиттальная щель (большое расстояние между резцами верхнего и нижнего зубного ряда) и недоразвитие нижней челюсти затрудняют прилегание вестибулярного щитка, располагающегося между зубами и губами ребёнка, к зубному ряду. Поэтому пластинка будет опрокидываться в полости рта и располагаться неправильно. В этих случаях целесообразно использовать вестибулярную пластинку с ко­зырьком, которая помогает выдвинуть нижнюю челюсть вперёд и стимулировать её нормальное развитие. При глубоком резцовом перекрытии пластиковую жёсткую пластинку устанавливают козырьком вниз. Прикусывая козырек пластинки нижними зубами, ребенок выдвигает ниж­нюю челюсть вперед, что стимулирует и нормализует ее развитие, облегчает и тренирует смыкательный рефлекс губ.

Уже начиная, с 2-х летнего возраста для скорейшего и безболезненного отвыкания ребенка от вредных привычек и профилактики возникновения нарушений звукопроизношения рекомендуется, использовать силиконовые вестибулярные пластинки Stoppi. Эта пластинка с боковыми площадками для накусывания в виде прочных силиконовых перемычек удобно размещается во рту, не опрокидывается и эффективно предотвращает компрессию верхнего ряда зубов при засасывании.

Также целесообразно использование трейнеров «INFANT» - мягких силиконовых миофункциональных позиционеров, корректирующих положение языка и способствующих нормализации мышечного баланса периоральной области.

Для выяснения целесообразности использования вестибулярных пластинок в логопедической работе проводится обследование детей. Наиболее благоприятна ситуация, когда логопедическое обследование проходит после осмотра ребенка ортодонтом, при наличии медицинского заключения. Но, как правило, логопед - это первый специалист, к которо­му обращаются родители детей дошкольного возраста, заметив недостатки в произношении ребёнка. Логопед при осмотре органов артикуляционного аппарата отмечает наличие и общий характер имеющихся у ребенка анома­лий анатомического строения и моторики, после чего может рекомендовать родителям обследуемого обратиться к ортодонту, отоларингологу, неврологу за консультацией и лечением.

Клинико-диагностическое обследование детей, имеющих нарушения звукопроизносительной стороны речи, предполагает исследование следующих аспектов:

  1. оценку физического и неврологического состояния ребенка (на ос­нове диагностических результатов невролога, психоневролога, педиатра и пр. специалистов);

  2. изучение строения органов артикуляции ребёнка (совместно с ортодонтом или стоматологом);

  3. исследование состояния артикуляционной и мимической моторики (совместно с врачом-неврологом);

  4. изучение звукопроизношения, просодики и фонематических процес­сов.

Диагностический этап должен начинаться с того момента, когда ребенок попадает в поле зрения логопеда. То, как ребенок зашел в кабинет, как он двигается, как дышит, как стоит - всё это уже информативно для специалиста.

Так, нарушение осанки может быть следствием длительного отсутствия носового дыхания. У детей с привычным ротовым дыханием и межзубным положением языка специалисты, как правило, выявляют переднее положение головы относительно вертикали позвоночного столба, нарушение осанки и виде асимметрии плеч и лопаток.

Предположить наличие проблем с дыханием логопед может по внешнему виду ребенка. Дети с нарушением носового дыхания, обусловленного аденоидными вегетациями или увеличением миндалин, имеют характерные внеш­ние черты: узкое лицо, уплощенное в среднем отделе, при этом носогубные с кладки слабо выражены, у малыша постоянно приоткрыт рот, часто возни­кает хейлит (шелушение красной каймы губ), вытянутая форма и бледный цвет лица, синева под глазами.

Наиболее очевидный признак ротового дыхания у детей от­сутствие смыкания губ в покое. Для проверки можно провести следу­ющий тест: попросить ребенка набрать в рот воды и подержать ее, сколько он сможет. Дети с привычным ротовым дыханием проглаты­вают воду уже через 30-35 секунд.

Ротовое дыхание ведёт к задержке роста верхней челюсти - она не растет из-за отсутствия вентиляции носовых пазух, ведет к её сужению, формированию готической формы нёба и нарушению фонации.

Тип прикуса определяется по соотноше­нию зубных рядов верхней и нижней челю­стей при смыкании. Нормальным считается ортогнатический прикус с глубиной перекрытия не более 1 мм.

Самыми распространенными аномалиями прикуса, влияющими на форми­рование фонетического строя речи, являются следующие:

  1. Дистальный прикус - заднее положение нижней челюсти относительно верхней, при этом боковые зубы находятся в бугровом смыка­нии. При этом резцы не смыкаются, и появляется сагиттальная щель, формируется т.н. открытый прикус с дистализацией. Губы, как правило, не смыкаются, поэтому у таких детей часто возникает ротовое ды­хание, верхняя губа при этом нередко бывает укорочена, а удлиненные верхние резцы могут лежать на нижней губе.

Визуальные сим­птомы: губы смыкаются с напряжением, рот постоянно приоткрыт, подбородок недораз­вит, учащено дыхание, страдает речь, затруднено разжёвывание пищи.

  1. Мезиальный прикус - перед­нее положение нижней челюсти относитель­но верхней, при этом часто бывает наруше­но смыкание боковых зубов. Дополнительные симптомы верхняя губа относительно нижней западает, а под носом возникает складка и на­блюдается значительное выступание подбо­родка вперёд.

  2. Открытый прикус - зубоче­люстная аномалия, при которой образуется вертикальная щель между верхними и нижни­ми зубами при смыкании: а) во фронтальном отделе - передний фронтальный открытый прикус; б) в боковом отделе - одно- или дву­сторонний боковой открытый прикус.

  3. Глубокий прикус - увеличение перекрытия верхними резцами нижних в вертикальном направлении, при этом смыкание между резцами может быть сохранено, а может отсутствовать, в этом случае нижние резцы могут упираться в слизистую оболочку десны или нёба - глубокий травмирующий прикус.

  4. Перекрёстный прикус - внеш­нее или внутреннее отклонение зубов нижней зубной дуги относительно верхней в боковом направлении (или в горизонтальной плоскости). Наблюдается нарушение формы лица, прикусывание слизистой оболочки щёк, нарушена жева­тельная и речеобразовательная функция.

Изучение органов артикуляции логопедом включает пристальный осмотр:

челюстей (верхней, нижней);

прикуса (то есть особенностей соотношения и смыкания верхней и ниж­ней челюсти);

зубов (а именно, скученность зубов, отсут­ствие зубов при ранней их потере; редкие, очень мелкие или очень крупные зубы - микрогнатия или макрогнатия; непра­вильные форма и расположение зубов; зубы вне зубной дуги; сверхкомплетные зубы; диастемы, тремы, вид смыкания зубных рядов);

языка (макроглоссия, микроглоссия; короткая/укороченная, толстая/ утолщенная подъязычная связка; наличие послеоперационного узла);

твердого неба (высокое; «готическое»; куполообразное; низкое; пло­ское; наличие расщелин и их характер: расщелина сквозная/несквозная, односторонняя/двусторонняя, полная/неполная);

мягкого неба (нормальное или укороченное; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения мягкого неба и боко­вых стенок глотки; наличие послеоперационных щелей; срастание мягкого неба с душками, миндалинами или задней стенкой глотки);

носоглотки, ротовой полости и глотки (носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки; гипертрофия носовых раковин; увеличение парных небных миндалин, непарной язычной миндалины);

губ (нормальное строение, тонкие, утолщенные; укорочение верхней губы, расщелина верхней губы: частичная/полная, односторонняя/двусторонняя; наличие послеоперационных рубцов; короткая/укороченная уздеч­ка верхней/нижней губы, наличие послеоперационного узла после проведе­ния пластики уздечки губы).

Оценка функции глотания.

Оценка функции жевания.

После статического обследования (осмотра органов артикуляции) проводится динамический этап (оценка речевой функции). Обследуемому ребенку предлагается произносить несколько звуков или слогов, фраз. Логопед следит за степенью разобщения прикуса, положением и моторикой языка и других органов артикуляции.

В работе над фонетической стороной речи ставятся две основные цели - правильное формирование артикуляционной базы (свода нёба, резонаторов носовых ходов и пазух), а также нормальное соотношение челюстей и зубных рядов. С этой целью используются миофункциональные трейнеры «Инфант», а также вестибулярная пластинка с козырьком, т.е. устройства, стимулирующие горизонтальный рост лицевых структур в целом и челюстных структур в частности.

Второй целью работы по нормализации артикуляционной базы является улучшение иннервации мягких тканей полости рта, а также динамических функций мышц губ, щёк и языка. В этой динамической работе наиболее эффективны вестибулярные пластинки с бусинкой и заслонкой.

При подборе учитываются также особенности соотношения челюстей (тип прикуса).

Термин «вестибулярная пластинка» происходит от места её локализации (латинское «вестибула» - преддверие полости рта), так как щиток пластин­ки располагается вестибулярно - между губами и зубами, анатомически повторяя форму челюстей. Ребенок удерживает пластинку губами с помощью круговой мышцы рта. Колечко при этом находится снаружи. Зубы должны быть сомкнуты. Проволочная часть пластинки располагается между верхним и нижним рядами передних зубов.

Бусинка - динамический элемент, стимулирующий определённые зоны языка и нёба. Поэтому в полости рта бусинка должна находиться в положе­нии, которое наилучшим образом подходит для решения конкретных задач коррекционной работы по звукопроизношению.

По месту локализации бусинки, вестибулярные пластинки бывают принёбными (бусинка находится и куполе нёба, направлена к спин­ки языка) и альвеолярными, где бусинка располагается за резцами, у альвеол.

Принёбный (классический) ва­риант вестибулярной пластинки Мирру с бусинкой многофункционален и удобен в использовании.

Как показала практика логопеди­ческой работы, данная вестибуляр­ная пластинка может успешно использоваться для профилактики и устране­ния:

•дизартрии;

  • нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата;

  • нарушений произношения твердых и мягких согласных звуков разных групп (свистящих, шипящих, заднеязычных, соноров);

  • функциональной ринолалии, обусловленной недостаточным подъемом мягкого неба;

  • врожденной ринолалии (после проведенной операции по устранению врождённой расщелины неба), поскольку характерной особенностью детей с ринолалией является изменение оральной чувствительности. Эти откло­нения в произношении связаны с дисфункцией сенсомоторных проводящих путей, а пластинка с бусинкой способствует тренировке вялых мышц и тка­ней полости рта;

заикания - одного из проявлений нарушения темпоритмической организации речи, обусловленного судорожным напряжением мышц речевого аппарата. Динамическая работа языка снимает напряжение и обеспечивает заданный темп, нормализующий ритмический рисунок речи.

Пластинка с бусинкой классической модели в отличие от других вестибуляр­ных пластинок наиболее универсальна в работе, т.к. её можно слегка модифи­цировать путём изменения положения бусинки. Проволочная часть пластинки имеет небольшой изгиб, позволяющий направлять бусинку к языку или к нёбу.

При работе со стимуляцией определённых зон языка мы можем также изменять положение и высоту расположения бусинки, отгибая проволочную часть пластинки вверх или вниз, а также просто переворачивать пластинку бусинкой вверх или вниз. Все эти манипуляции позволяют фикси­ровать язык в том положении, которое необходимо для создания артикуля­ционного уклада для определенных групп звуков.

Для правильной работы вестибулярная пластинка должна определённым образом располагаться в полости рта - так, чтобы зубные ряды почти смыкались, а язык располагался в куполе нёба. Поэтому, если у ребёнка выраженное недоразвитие нижней челюсти, то ему обязательно следует добавить к коррекционной программе ночное ношение трейнера «Инфант» для стимуля­ции роста нижней челюсти.

Параллельно через 2-3 месяца ребенок начинает работу с пластинкой с бусинкой, что позволяет перейти к динамическому этапу работы над звукопроизношением од­новременно с улучшением артикуляцион­ной базы.

Использование в логопедической работе пластинки с проволочной заслонкой.

По сравнению с пластинками MUPPY с бусинкой пластинка с заслонкой не имеет динамической части (бусинки) и создана была для конкретной задачи - предотвращения прокладывания языка между зубами (резцами верхней и нижней челюстей).

Эта пластинка, так же как и вестибулярные пластинки с бусинкой, сделана из прозрачного гипо­аллергенного материала, что помогает контролировать положение языка. Если у ребенка открытый прикус и во время постановки логопедом звука (при межзубном сигматизме) он не может придать

своему языку нужное положение, то заслонка (металлическая, проволочная часть пластинки) не позволяет ребенку прокладывать язык между зубами и способствует, таким образом коррекции открытого прикуса. Вестибулярная пластинка свободно располагается в преддверии рта перед зубами и удерживается на месте благодаря смыкательному рефлексу губ, язык упирается в проволочную часть пластинки. Это положение закрепляется во время дневного ношения (1-2 часа вдень).

Применение в логопедической практике пластинки с заслонкой очень эффективно. Она может применяться как индивидуальный постановоч­ный зонд для различных групп звуков: переднеязычных (т, д, н), свистя­щих (с, з, ц), шипящих (ш, ж, щ), аффрикат (ц, ч), соноров (р, л), заднеязычных (к, г, х), губных. При постановке заднеязычных звуков пластинка выполняет функции кре­стообразного зонда. При помощи пластинки язык можно значительно отодвинуть назад: кончик языка упирается в нижние зубы, а средняя часть поднимается горкой. В момент смычки вставляется зонд - пластинка с заслонкой, отодвигающей кончик языка назад, - и получается звук «К» (с голосом - «Г»).


Пластинка фиксирует язык, не давая возможности уходить воздушной струе вбок - как в верхнем положении, так и в нижнем.

На этапе формирования фонемы возможна автоматизация звуков изолированно - в слогах и словах - с помощью пластинки.

Простые массажные движения, которые раньше логопед делал с помощью зондов, можно выполнять пластинкой с заслонкой. Например, зонд «расче­ска» по форме и функционально похож на пластинку с заслонкой от прокла­дывания языка между зубами.

При отсутствии как верхних, так и нижних зу­бов заслонка создает необходимую для языка опору. Это значительно облегчает формирова­ние фонем, особенно у детей, потерявших мо­лочные зубы в раннем возрасте.

Если ребенок не может удерживать язык и верхнем положении, логопед подводит под язык металлическую часть пластинки с заслон­кой, фиксируя язык. При укороченной или недостаточно эластичной подъ­язычной связке уздечку помещают между зубцами гребенки, немного подтягивая её вверх. Кончик языка при этом находится за верхними зубами.

Использование вестибулярных пластинок МАППИ в процессе речевой коррекции значительно повышает эффективность упражнений, вы­полняемых ребёнком с логопедом по стандартной программе, что расширя­ет возможности коррекционного воздействия.

По мнению логопедов Тисовской Ю.А. и Соколовой Н.А. работа с вестибулярными пластинками и трейнерами возможна с деть­ми разных возрастов. При этом должны учитываться возрастные и пове­денческие особенности, речевой онтогенез, сопутствующие проблемы и нарушения развития.

Для работы с вестибулярными пластинками они рекомендуют использовать все формы занятий: индивидуальные и групповые, самостоятельное закрепление навыков дома. При этом можно комбинировать и сочетать виды деятельности: крутить языком бусинку вестибулярной пластинки во время занятий рисованием, лепкой, во время прослушивания сказок.

Таким образом, очевидна высокая эффективность использования вестибулярных пластинок в здоровьесберегающих методиках работы с детьми в ДОУ. С их помощью специалистам удаётся решить многие функциональные проблемы, которые ранее не удавалось преодолеть в дошкольном возрасте.

Одновременно в процессе работы с вестибулярными пластинками и трейнерами у детей формируется правильный прикус, нормализируется носовое дыхание, устраняются вредные миопривычки, стабилизируется психоэмоциональное состояние, укрепляется общее здоровье.