СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование воды в быту и хозяйстве человека. Бережное отношение к воде»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Использование воды в быту и хозяйстве человека. Бережное отношение к воде»»

Тема урока: Использование воды в быту и хозяйстве человека. Бережное отношение к воде.

Цели урока: Расширить и углубить представления учащихся о воде и ее свойствах; Познакомить со значением чистой воды для жизни животных, растений и человека; Воспитывать бережное отношение к воде; Выявить причины загрязнения водоемов. Развивать память, мышление и внимание учащихся.

Оборудование: Глобус, иллюстрации о воде, о ее использовании, сберегающие воду знаки, пословицы о воде, тест «Найди правильный ответ» (по количеству учащихся), задание «Вода необходима человеку для…» (по количеству учащихся), презентация «Вода – это жизнь», видеоролик «Живи, родник».

Ход урока:

1. Организационный этап подготовка класса к уроку.

2.Мотивация урока

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В дом туманом к нам вползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться.

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить –

Без воды нам не прожить. (Слайд №1,2)

3. Сообщение темы урока

   Включена запись со звуком морского прибоя.

  • Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? (О воде)

  • Верно. Сегодня мы повторим все, что узнали о воде.

Чтение стихотворения (Слайд №3)

О воде сочиняют не только стихи, но и слагают легенды, пословицы, загадки:

Меня пьют, Меня льют, Всем нужна я, Кто я такая? (Вода) .(Сергей)

3.Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

- Какие свойства воды вы знаете?

- В каких состояниях находится вода в природе?

- Как выглядит вода  в природе в твердом состоянии?

- Где можем наблюдать воду в газообразном состоянии?

- Где можем наблюдать воду в жидком состоянии?

- А свойство, что вода при нагревании расширяется? (Когда закипает кастрюля, вода из нее выливается)

- Где используется вода?

4.Беседа о воде

Рассматривание глобуса. - Если быстро раскрутить глобус, то покажется, что он одноцветный, голубой. Почему? Что изображено голубым цветом на глобусе? Где больше всего воды на Земле? (Ответы детей)

5. Презентация «Вода – это жизнь (Слайд №4) Вода в природе это горные реки, озера, это гидроэлектростанции, это выпадение осадков в виде снега, дождя, утренней росы, это отдых на берегах рек и озер.

(Слайд №5) Это засуха и наводнение

(Слайд №6) Вода – главное вещество в природе, главное богатство, без которого невозможна жизнь. Для жизни человека, животных: без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды - не более 7 дней. Вода входит в состав живых организмов. Если взрослый человек весит 70 кг, то 50 кг из них - это вода. Люди всегда обожествляли воду. Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы основой всего живого. Океаны и моря покрывают большую часть поверхности нашей планеты. Но не забывайте, что вода в них соленая, а людям необходима пресная вода. (Слайд №7)На долю воды на нашей планете приходится 70%,а 30%-доля суши.

(Слайд №8) Вода необходима в сельском хозяйстве: для выращивания животных, поливки растений. Вода - это водная дорога: по воде перевозят грузы, людей. Вода вырабатывает электроэнергию: на гидроэлектростанциях используют силу падающей воды.

(Слайд №9) Вода в природе находится в постоянном движении. Дайте объяснение круговорота воды в природе.(ОЛЕГ)

(Слайд №10) - Вот что сказал о воде известный французский писатель-летчик Антуан де Сент-Экзюпери: «Вода!...У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Ты наполняешь нас радостью. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. Ты самое большое богатство на свете…».

- Так писал о воде человек, самолет которого потерпел аварию в пустыне Сахара.

(Слайд 11) Еще одно стихотворение о воде прочитает Евлампия

Ни умыться, ни напиться

Без воды,

Листику не распуститься.

Без воды,

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек….

И поэтому всегда

Всем, везде нужна вода!

6.Работа со словарем (Слайд 12)

Гидролог – это ученый, который изучает воду в природе. Например, наблюдает за круговоротом воды в природе, следит, как на него влияет деятельность человека.… Эколог - это ученый, специалист в области биологических систем, охраны окружающей среды.

7.Физкульт минутка К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре! Вот как славно освежились! А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно: Вместе – раз, это – брасс. Одной, другой – это – кроль.
Все плывем мы как дельфины. Вышли на берег крутой И отправились домой.

7.Биологический диктант (загадки).

1. Не пешеход, а идет. Мокнут люди у ворот. Ловит дворник его в кадку.

Очень трудная загадка? (дождь)

2. На дворе переполох: С неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина – У нее теперь ангина. (град)

3.Рыбам в зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло (лед)

4.Бел как мел, С неба прилетел, зиму пролежал в землю убежал. (снег)

5. Утром бусы засверкали Всю траву собой заткали, А пошли искать их днем, Ищем, ищем – не найдем. (роса)

6. Молоко над речкой плыло, Ничего не видно было. Растворилось молоко – Стало видно далеко. (туман)

7.Без крыльев, а летят,без ног, а идут,без паруса, а плывут (облака)

8.Все в белом бархате кругом. А как ветер подует, Бархат этот опадёт.(иней)

- Все загадки связаны одной темой «Вода». В каких состояниях вам здесь встретилась вода? (В твердом, жидком и газообразном)

8.Пословицы о воде (учитель и учащиеся).

- Народ издавна подметил значение воды в жизни человека. Давайте вспомним пословицы о воде и поясним их смысл.

1. Апрель с водой- май с травой- ранней весной будет много дождей, значит будет хороший урожай;

2. Без труда, не вытащишь рыбку из прудачтобы получить результат, нужно приложить усилия;

3.Без воды- земля пустыня- без воды ничего не может вырасти;

4.Вода-камень точит- в любом деле, если ты терпеливо и упорно будешь идти вперед, то достигнешь цели;

5. Если вода не идет за тобой, ты иди за водой- сидя на месте и ничего не делая, вряд ли что получишь;

6.Из малого облака, бывает большой дождь- нужно учитывать все мелочи в любом деле из чего-то маленького, может получиться большой успех;

7.Не зная броду- не лезь в воду- если не знаешь полной информации о деле, не стоит дело начинать;

8. Обжечься на молоке, дуй на воду- кто ошибся, становится осторожным, чтобы больше не делать ошибок;

9.Под лежачий камень-вода не течет- если ничего не будешь делать для достижения цели, то никогда ее не достигнешь;

10.Смола- не вода, брань- не привет- ругаться и ссориться очень плохо.

9. Обычаи разных народов (учащиеся).

- Все народы заботливо и бережно относятся к колодезной и родниковой питьевой воде.

1 ученик. У русского человека напоить путника – не услуга, не проявление доброй воли хозяина, а долг.

2 ученик. Кружку холодной воды – первое, что попросит уставший путник, переступив порог гостеприимного армянского дома. Впрочем, даже без просьбы ему предложат глоток воды.

3 ученик. У туркмен существует обычай здороваться с водой: «Здравствуй, уважаемый колодец! Дай кружку воды для гостя».

10. Использование воды человеком (иллюстрации).

- На протяжении всей жизни человек имеет дело с водой с утра до ночи, пользуется ею для приготовления пищи и питья, умывается. Летом люди отдыхают у воды, зимой обогреваются батареями водяного отопления. Без воды не обходится современное производство. Вода – источник энергии. Она работает на современных атомных, тепловых и гидроэлектростанциях.(стр.35 рис. 18.)

12. Примеры ежедневного потребления воды.

  • Питье и приготовление пищи – 7 л. Кран, оставленный открытым – 8-20 л в минуту. Смыв в туалете – 23 л.

  • Принятие ванны – 57 л. Мытье посуды – 38-50 л.

  • Стиральная машина– 100-110 л. Уборка, мытье обуви – 44 л.

13. Рубрика «Это интересно» (цифры).

Слону нужно в сутки 90 л воды. Чтобы вырастить 1 кг картофеля, нужно 30 ведер воды. Для изготовления 1 т стали – 150 т воды. 1 т чугуна – 50 т воды. 1 т кирпича – 1 т 200 кг воды. 1 т бумаги – 250 т воды. 1 т ткани – 1100 т воды.

1 т сахара – 100 т воды.

14.Схема «Вода необходима человеку для…»

- Заполните эту схему (у каждого ученика).

Вода необходима человеку для…..

15. Охрана воды. Бережное отношение к воде.

- Открывая кран, не расплескивайте слишком много воды, при утечке воды из крана за сутки убегает 1 ведро, а за неделю, за месяц?

Неравномерно распределена вся питьевая вода на Земле. Есть места, куда ее привозят на машинах, в цистернах. В нашей стране в центральных и южных районах, а также в Средней Азии воды не хватает. Воды недостает Нью-Йорку, Токио, Парижу и многим другим городам. В Италии продают ключевую воду. В Сингапуре вода выдается по карточкам.

16.Загрязнение воды.

- С ростом населения, строительством новых городов, увеличением посевных участков мы берем воды все больше. Только берем мы воду чистую, а отдаем грязную. В реки и озера сбрасываются промышленные отходы и канализационные стоки, ядохимикаты с полей. Миллионы рыб гибнут в мазуте, грязи, в сточных водах.

16. Сберегающие воду знаки.

- Все мы с вами желаем, чтобы рядом всегда были чистые водоемы. Из крана текла чистая вода, а не разводы химикатов.

Так, давайте же обращать внимание на все факты загрязнения воды, давайте не будем поворачиваться спиной к данной проблеме. Это наша планета, и нам на ней жить.

17.Презентация «Живи, родник».

18. Итог урока. Выставление оценок.

Рефлексия. 1. Чем понравился урок? 2. Какое настроение у вас? 3. Какое впечатление от урока?

Ребята, если вам понравился наш урок, то поднимите смайлик с улыбкой, если не понравился урок, то поднимите смайлик со слезой. (Дети поднимают смайлики)