Материал
выступления на форуме образования
по теме:
«Использование возможностей виртуальных музеев сети Интернет в процессе изучения вопросов культуры на уроках истории в среднем звене»
Подготовил: учитель истории
МОУ-СОШ № 71
Кузнецова Н.В.
2011
Слайд 1
Тема моего выступления «Использование возможностей виртуальных музеев сети Интернет в процессе изучения вопросов культуры на уроках истории в среднем звене».
Слайд 2
Вопросы культуры очень сложны в изучении, но рассмотрение их очень важно. Это обусловлено сразу несколькими аспектами.
Во-первых, через изучение вопросов культуры осуществляется эстетическое воспитание, т.е. дети приобретают способность видеть и понимать красоту в жизни и искусство.
Во-вторых, осуществляется духовно-нравственное воспитание, т.е. через культуру учащиеся усваивают основные нравственные ценности – такие, как доброта, красота, свобода, любовь, честь, достоинство.
В-третьих, культура формирует понимание целостной картины мира.
И наконец, через изучение вопросов культуры, происходит социализация, т.е. приобщение к традициям народной культуры, к опыту предшествующих поколений.
Слайд 3
С переходом к цивилизационному подходу в изучении истории усиливается внимание к рассмотрение вопросов культуры. Это, в свою очередь, ведет за собой некоторые проблемы:
Одним из средств решения данных проблем является использование материалов виртуальных музеев.
Слайд 4.
Что же такое виртуальный музей?
Виртуальный музей – это сайт, предназначенный для экспозиции музейных материалов, которыми могут быть и предметы искусства, и исторические артефакты, и виртуальные коллекции.
Чем же так хороши виртуальные музеи?
В литературе есть следующая характеристика ВМ «ВМ не памятник, а коммуникативный очаг, обеспечивающий открытый доступ каждому человеку к новым территориям знания, опыта, выражения»
Т.е. здесь подчеркивается такая особенность ВМ как интерактивность, т.е ВМ ориентированы на коммуникацию, творческий диалог художника и зрителя, а не на презентацию и демонстрацию произведений искусства.
Во-вторых, зритель, посещая виртуальный музей на своем компьютере, общается с ним один на один и сам устанавливает с ВМ личные отношения, погружается в новую реальность, которую сам воссоздает в своем сознании.
В третьих, выставки ВМ могут длиться годами, и их количество связано лишь с новыми идеями и интересными проектами. К тому же, экспонаты виртуального музея никогда не приходят в негодность.
И наконец, посещать ВМ можно в любое время и попасть в него можно из любого уголка мира, имея доступ к сети Интернет.
Слайд 5.
Каким же образом можно использовать ресурсы ВМ в образовательной деятельности?
При подготовке к урокам (как иллюстративный материал при изучении вопросов искусства)
Для организации самостоятельной деятельности учащихся (проектная деятельность)
Для организации и проведения урока-виртуальная экскурсия.
Теперь я предлагаю вам непосредственно познакомиться с возможностями виртуальных музеев.
Слайд 6.
Все ВМ подразделяются на 3 вида.
Представительство реально существующих музеев (Лувр, Русский музей)
Слайд 7
Рассмотрение возможностей Русского музея.
А) описание картин
Б) проектная деятельность «Развитие живописи в XVIIIв.
Сайт с изображениями, репродукциями, систематизированными по тому или иному признаку.
репродукции картин, представленных в Третьяковской галерее
http://www.hydojnik.ru/Shishkin/
http://smallbay.ru/
Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10
Сайт, сделанный по законам музейного проектирования, реальное пространство, воспроизведенное в виртуальном мире.
http://tours.kremlin.ru/#/ru&1_13
Слайд 11 Перспектива работы с ВМ:
Дальнейшая работа по созданию коллекции сайтов-виртуальных музеев для расширения иллюстративного материала, используемого на уроках;
Использовать возможностей виртуальных музеев в старшей школе для самостоятельной подготовки учащихся к ЕГЭ по вопросам культуры;
Работа с ВМ обеспечивает внедрение ИКТ, использование ресурсов Интернет на уроках, создание образовательных модулей по изучению вопросов культуры;
Виртуальные экскурсии стимулируют познавательную деятельность и активизирует живой интерес учащихся к вопросам культуры.
Слайд 12