Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат № 20»
(КГКОУ ШИ 20)
Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе
Выступление на педагогическом совете
Воспитатель: Шакурова Н.И.
2023 г.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
В.А.Сухомлинский.
Одна из задач, которую ставит перед собой наша школа, можно озвучить так: “Формирование потребностей личности в сохранении и укреплении здоровья”.
Значит, проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно.
Усилия работников школы сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современной школы.
В процессе воспитания в соответствии с целью здоровьесберегающих технологий я ставлю следующие задачи:
1.Профилактика вредных привычек.
2. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
3.Расширение кругозора воспитанников в области физической культуры и спорта.
4. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
6. Cформировать у воспитанника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.
7. Научить применять полученные знания в повседневной жизни.
Мои воспитанники получают полноценное питание. Где обязательно присутствуют: мясные и молочные продукты, соки и фрукты. Контролируется медикаментозное лечение детей.
В классе и игровой комнате соблюдается температурный режим, ведётся контроль над осветительными приборами, проветривание помещений, влажная уборка.
Проводится просветительская работа, направленная на ЗОЖ детей. В этом учебном году медиком проводились беседы (в соответствии с планом работы)
- Венерические заболевания и как их избежать.
- Профилактика инфекционных заболеваний
-«минутки» по предупреждению травматизма. Оказание первой помощи
-«Влияние алкоголизма, табакомании и наркомании на потомство».
-«Значение водных процедур для организма» (душ, баня, сауна, обливание, моржевание)
-«О вкусной и здоровой пище»
Мной, проводится работа по укреплению здоровья учащихся во внеурочное время.
В группе мы активно пропагандируем ЗОЖ, часто гуляем. Зимой, мы со старшими воспитанниками устраивали прогулки быстрым шагом. Ежемесячно с ребятами класса совершаем прогулки на природу.
Часто проводим подвижные игры на свежем воздухе (с наступлением тепла количество и время прогулок увеличивается). В тёплое время года так же организовываем прогулки на природу, поход, экскурсии. Во время прогулки на свежем воздухе проводим наблюдения за окружающим миром, отмечаем изменения в природе. При этом расширяется кругозор воспитанников, развивается речь, познавательный интерес. Во время активного отдыха наибольший эффект дают игры.
В план моей работы включен цикл воспитательных мероприятий, здоровьесберегающего содержания, профилактике вредных зависимостей и несчастных случаев, приобщению к здоровому образу жизни.
На эту тему были проведены беседы и воспитательные часы (в соответствии с планом работы)
- «Берегись наркотиков»
-« Правила поведения в общественных местах, на улице».
- Красивый – значит здоровый. Красивая фигура (мотивация мальчиков к спорту).
-«Закаливание. Кто такие моржи»
-«Что такое женственность» Гигиена девушки. (Тренинги и практикумы по личной интимной гигиене).
-«Безопасность дорожного движения» (принимали участие в конкурсе агитбригад)
-«Правила поведения на льду водоёмов в весенний период».
-«Профилактика простудных заболеваний», а так же
-тематические родительские собрания и информационно – профилактическая работа с родителями) «Роль родителей в воспитании у подростков нетерпимого отношения к наркотикам, курению, алкоголю»
В беседах рассказываю детям о том, как надо соблюдать личную гигиену тела, сна, питания, одежды и обуви, разумно чередовать труд и отдых, отказаться от вредных привычек. Рациональное питание необходимо человеку в связи с непрерывной тратой энергии. Нормальная жизнедеятельность возможна только тогда, когда энергия пополняется веществами, поступающими с пищей. Поэтому добиваюсь, чтобы воспитанники мыли руки до и после еды, пользовались чистой посудой, слежу за количеством принимаемой пищи, необходимо тщательно пережевывать пищу, не отвлекаться и не разговаривать во время еды. Во время обеда обращаю особое внимание на осанку воспитанников, культуру приема пищи, культуру поведения за столом, аппетит и самочувствие детей, соблюдение санитарно – гигиенических норм.
После обеда предоставляю возможность учащимся отдохнуть в игровой комнате.
Ребята включают аромалампу (один из моих нетрадиционных методов использования здоровьесберегающих технологий). Аромотерапия – это лечение, основанное на применении натуральных эфирных масел. Попадая через дыхательные пути в организм человека, ароматы оказывают целебное и очищающее воздействие. Человек успокаивается, обретает душевное равновесие и покой. В это время дети рисуют, играют в настольные игры, слушают музыку, смотрят телевизионные передачи.
В такой обстановке провожу с ребятами беседы групповые и индивидуальные. Во время беседы с воспитанниками проявляю толерантность, говорю спокойным голосом, проявляю к ним чуткость, заботу, оказываю помощь, сопереживаю в неудачах, вселяю уверенность в успехе.
Немалое внимание уделяется и трудовому воспитанию,
целью моей деятельности в этом направлении является максимальное вовлечение учащихся в разнообразные виды общественно полезного труда с целью передачи им трудовых умений и навыков, развитие у них трудолюбия и сознания рабочего человека. Организуя разнообразную, насыщенную трудом деятельность (уборка учебного кабинета, игровой комнаты, ремонт школьной мебели совместно с воспитателем, уборка школьной территории и т.п.) я, как воспитатель осознаю пользу такого воспитания для будущей социализации учащихся. В процессе коллективного труда осуществляется нравственное, физическое развитие школьника, формируются моральные качества, воля, характер.
Огромное значение в формировании положительных эмоций, влияющих на здоровье, играет участие детей в различных школьных праздниках, спортивных праздниках «Веселые старты», и мои ребята всегда принимают в них активное участие. Многие ребята посещают кружки, занимаются в спортивных секциях.
Самым сложным направлением деятельности является организация самоподготовки.
Во время самоподготовки провожу оздоровительные минутки, для того, чтобы учащиеся не уставали и могли работать в полную силу. Физкультминутки стараюсь проводить с музыкальным сопровождением. Так же в своей практике использую Пальчиковую гимнастику,
гимнастику для глаз, (тренажёр Базарного),
А так же включаю в занятия наглядность с разной степенью неопределённости изображения: 3D картинки, нечеткие снимки объектов, пятна Роршаха (Методика чернильные пятна). Для концентрации зрительного внимания.
На что похоже это пятно? Укажите то, что вы на нем видите: в целом или по частям. Что напоминает пятно по форме или цвету, статично оно или движется?
Ребята проявляют фантазию и воображение.
Дыхательную гимнастику использую для снижения стрессов,
вырабатываем привычку к правильному дыханию – дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично.
- вдох через нос – выдох через рот;
- краткий глубокий вдох – замедленный выдох;
- медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох;
- выдох толчками;
- «погаси свечу» — интенсивный, прерывистый выдох;
- произнесите скороговорку: во мраке раки шумят в драке.
Обязательна Релаксация.
Использую спокойную классическую музыку, звуки природы, шум моря и т.д.
Работаю по принципу «Не НАВРЕДИ»
Надеюсь, что все формы здоровьесберегающих технологий с детьми, которые я применяю на практике, делают повседневную жизнь и деятельность воспитанников разнообразной, содержательной. Здоровьесберегающие технологии помогают мне в решении задач и целей воспитания здоровья у школьников.
Но, надо сказать, что результат моей работы оставляет желать лучшего. Если навыки трудовые, личной и интимной гигиены и интерес к спорту сформированы у детей, то профилактика вредных привычек пока желаемого результата не приносит. Ребята курят, (как мальчики, так и девочки), некоторые принимают алкоголь. Есть ребята, которые уже пробовали наркотические средства. Выражаются нецензурной бранью, которая так же наносит физический вред организму человека. Ученые зафиксировали: бранное слово вызывает мутагенный эффект, аналогичный радиационному облучению.
Считаю, что необходимо чаще проводить работу с родителями. И только тогда, когда в семье будут закрепляться знания, полученные детьми в школе и, будут проводиться беседы с детьми дома, результаты моей работы будут положительные. Ведь не секрет, что сегодня родители сами дают детям деньги, не контролируя их расходы. Отпускают детей гулять, не интересуясь, в какую компанию они идут, и чем занимаются и т.д.
И еще. Надо гнать со своего лица сердитое выражение, чаще улыбаться. Психологи установили: улыбка не только признак хорошего настроения, но и способ его улучшить. Будьте же приветливы и добры. Это поможет сохранить здоровье и вам, и тем, кто вас окружает.