СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка, литературы и внеклассных мероприятиях

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для выступления на ШМО или педсовете по здоровьесберегающим технологиям

Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка, литературы и внеклассных мероприятиях»

Использование здоровье сберегающих технологий на уроках русского языка и литературы.

Современное состояние общества, высокие темпы его развития предъявляют все новые и более высокие требования к человеку и его здоровью. Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодежи в современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости. Серьезную озабоченность вызывает рост числа детей с ослабленным соматическим и психоневрологическим здоровьем.

Объективную причину роста количества заболеваний, ухудшения состояния здоровья школьников усматривают в условиях организации учебно-воспитательного процесса. Современные образовательные учреждения характеризуются повышенным объемом учебной нагрузки и интенсификацией учебного процесса в условиях дефицита учебного времени.

Передо мной, как перед учителем русского языка и литературы, встает вопрос, как развить интерес учащихся к своим предметам, как достичь оптимального сочетания образовательного и оздоровительного компонентов? Я пришла к выводу, что нужно использовать на уроках здоровье сберегающие технологии. Цель здоровье сбережения – создание условий и проведение мероприятий, направленных на сохранение здоровья учащихся.

Я стремлюсь применять некоторые образовательные технологии, которые приводят к сбережению здоровья детей. Например:

  1. Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставится личность ребенка. Стараюсь обеспечить комфортные условия для развития учащихся на уроке и реализации природных возможностей каждого ребенка.

  2. Педагогика сотрудничества. Проявляю гуманное отношение и любовь к детям, стараюсь избегать прямого принуждения, быть терпимой к детским недостаткам, разряжать напряженную обстановку шуткой, стимулировать активность учащихся поощрениями, давать возможность отстаивания свою точку зрения. Это оказывает благоприятное воздействие на психологическое здоровье детей

  3. Игровые технологии. Использование на уроках различных игровых моментов снимает напряженность учебного процесса, развивает познавательный интерес к предмету. Я использую разные виды игр на уроках как в среднем, так и в старшем звене. Например: в средних классах постановку сценок на данное правило, разбор грамматических сказок, «третий или четвертый лишний», «самый внимательный корректор», в более старших классах ролевые игры, инсценирование отрывков из литературных произведений, урок-суд и т.п.

  4. Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки строю с учетом индивидуальных возможностей способностей учащихся. После объяснения нового материала и общего закрепления во время самостоятельной работы даю возможность сильным учащимся активно реализовать свое стремление быстрее продвигаться вперед и вглубь, а слабым даю шанс и время на усвоение трудного для них материала. Применяю раздаточный материал в виде карточек разного уровня сложности, количества заданий, различные по уровню сложности тесты.

  5. Групповые технологии. Использую групповую работу на уроках русского языка как при закреплении и обобщении материала, так и при изучении новой темы, когда учащиеся на основе предыдущих знаний, примеров стараются самостоятельно вывести новое правило. В данном случае группы организуются путем подбора в каждой равного количества сильных и слабых учащихся, первые помогают вторым разобраться в данной проблеме без учителя, который контролирует процесс только со стороны. Таким образом, более слабые, чувствуя поддержку товарищей, в данной ситуации ведут себя раскрепощеннее, могут попросить повторного объяснения. А сильные учащиеся пробуют себя в роли учителя, наставника, оттачивая свои знания, развивая способности общения, убеждения.

  6. Информационно - коммуникационные технологии. Использование ИКТ дает возможность сэкономить время и провести его интересно, избегая перегрузки, повышая мотивацию к учению. На своих уроках литературы я часто использую фонохрестоматию, включаю в урок просмотр мультфильма или отрывка спектакля по изучаемым произведениям, создаю свои презентации или прошу приготовить презентации учащихся по желанию. На уроках русского языка в 5 классе использую приложение к новому учебнику CD -диск как для объяснения нового материала, так и для тренировочных работ.

При этом творческий характер образовательного процесса – крайне необходимое условие здоровье сбережения. Включение ребенка в творческий процесс не только служит реализации поисковой активности, но и снижает вероятность наступления утомления. Реализация творческих задач достигается использованием на уроках различных методов и форм обучения. Например, дискуссий на тему здорового образа жизни, поднятого в тексте для сжатого изложения при подготовки учащихся к ГИА или при изучении произведений по литературе ( «Обломов» И. Гончарова), написание сочинений по картинам: в 5 классе – составление спортивного репортажа, в 6 классе – сочинение-описание по картине Т. Яблонской «Утро», где девочка делает зарядку, в 7 классе – сочинение-интервью по картине А. Сайкиной «Детская спортивная школа». Мне нравится использовать работу над пословицами, крылатыми выражениями, фразеологизмами на тему здоровья и жизни. Можно и домашнее задание сделать творческим и направленным на здоровье сбережение. Например, при изучении темы «Повелительное наклонение глагола» я прошу написать рецепт приготовления полезного для здоровья блюда или при изучении темы «Имя числительное» составить задачу на спортивную тематику и т.п.

При планировании и проведении уроков необходимо придерживаться основных требований к уроку с позиций здоровье сбережения. Для того, чтобы дети не уставали на уроке, стараюсь проводить физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для кистей рук, гимнастика для глаз.

Таким образом, комплексное использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.