СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах коррекционной школы (мастер-класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке описывается использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах. Представлен опыт работы в данном направлении с обучающимися с умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра.

Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах коррекционной школы (мастер-класс)»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат № 115 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара»





«Рассмотрено»

Центром методического объединения

«Детство»

Протокол №_____

от «__»__________2018 г.

Председатель ЦМО____ Л.В.Мокеева


«УТВЕРЖДЕНО»

Методическим Советом школы-интерната №115

Протокол №_____

от «__»__________2018 г.
Председатель МС _____Т.Ю.Томенко








Методическая разработка

Мастер – класса для педагогов на тему:

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах коррекционной школы»



Разработано:

Бардаковой Мариной Анатольевной,

учитель начальных классов









Самара, 2018г.


Мастер-класс

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах коррекционной школы»

Цель: формирование профессиональных компетенций педагогов начальных классов в области применения здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

  • сформировать профессиональные компетенции педагогов начальных классов в области применения здоровьесберегающих технологий;

  • раскрыть значение здоровьесберегающий технологий;

  • познакомить с методикой проведения оздоровительных минуток;

  • поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья обучающихся.

Оборудование: электронная презентация, листы формата А 4, ручки, карточки.


1. Вступление:

-Здравствуйте!

Слайд 2

Девиз моей работы: «Помочь ребенку учиться с удовольствием».

2. Основная часть.

2.1. Обоснование проблемы.

Слайд 3

Вопрос. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему мы приветствуем людей словом «Здравствуйте».

Ответы педагогов.

- Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.

- Сейчас мы поработаем в группах.

2.2 «Работа в группах»

Она поможет нам оценить роль здоровья для человека.

Слайд 4

Упражнение «Воздушный шар»

Цель: определение ценности здоровья для человека.

Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человека в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важны для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозится скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 слова из списка. Ваш шар начал подниматься, но ему все еще тяжело от груза. Необходимо снова сбросить балласт: вычеркните еще 3 слова из оставшегося списка. Какие ценности остались в Вашем списке? Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т.д.

- К какому выводу мы пришли? (основой ценностью для человека является здоровье)

2.3. Работа на карточках

Слайд 5

Всем известно, что здоровье человека зависит от разных факторов. К таким факторам относятся экология, наследственность, состояние медицины, образ жизни.

Попробуйте предположить, на сколько процентов от каждого фактора зависит наше здоровье (используется Приложение 1)

Давайте сравним наши предположения с данными Всемирной организации здравоохранения. Ученые утверждают, что здоровье народа определяется на 17 – 20 % – экологическими, на 8 – 10 % – биологическими (наследственными) факторами, на 8 – 10 % – состоянием медицины и на 45 – 55% образом жизни

Слайд 6

Вопрос: Если наполовину наше здоровье зависит от нас самих, значит, сделать можно многое. А что может сделать для сохранения и укрепления здоровья учитель во время урока?

Ответы педагогов: использовать здоровьесберегающие технологии

Вопрос: Что такое здоровьесберегающие технологии?

Ответы педагогов:

  • Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение здоровья.

  • Стремление педагогов к тому, чтобы воздействия педагога не наносили ущерба здоровью детей.

  • В случае использования на уроках здоровьесберегающих технологий достигается важный результат - получение обучающимися образования без ущерба для здоровья.

  • Системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;

  • Качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье обучающихся и педагогов;

  • Технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.




Слайд 7

Здоровьесберегающая технология - система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Слайд 8

Здоровьесберегающий урок - урок, на котором педагог обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, высокую работоспособность обучающихся, профилактику раннего и выраженного утомления, поддерживает внимание и интерес обучающихся с ОВЗ, отбирает, рационально использует и чередует формы, методы, приемы и способы обучения, что позволяет ученикам легче переносить учебные нагрузки, снизить риск ухудшения здоровья.

2.5. Работа в парах

- Сейчас мы поработаем в парах.

Слайд 9 схема

Вопрос. Что оказывает положительное воздействие на здоровье ребенка во время урока? (используется Приложение 2)

= работа в парах, обсуждение ответов=

Слайд 10

Работая в этом направлении, я пришла к выводу, что положительно на здоровье детей влияют следующие факторы:

- двигательная активность

- психологическое здоровье школьника

- творческий характер процесса обучения

- использование оздоровительной силы природы

- использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс.

2. 6. Практикум

Сейчас мы с вами постараемся разобраться на практике с работай по данным направлениям.

Слайд 11-14

  1. Двигательная активность

В рамках урока для этого могут быть использованы элементарные движения, физические упражнения, физкультминутки и подвижные игры, различные виды гимнастики (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная, профилактическая), самомассаж.

Физические упражнения, как эффективный методический прием на уроках, имеют большое значение не только для переключения и поддержания внимания учеников, но и для правильного развития организма детей, укрепления их здоровья.

Все эти оздоровительные минутки довольно кратки по времени и эффективны по своим результатам. Они мобилизуют биоэнергетический потенциал ребенка, снимают его напряжение, усталость в процессе умственных занятий.

Слайд 15

  1. Психологическое здоровье школьника

Надо стараться научить ребенка быть здоровым не только телом, но и душой, стремиться творить свое здоровье в согласии с законами природы и бытия, поэтому в урок включаются не только физические упражнения, но и «этюды для души».

Оздоровительная минутка «Солнышко»

Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Пере­ключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаем вни­мание на дыхание.) Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу.

Разновидностью психотерапии и аутотренинга является психофизическая тренировка. Она построена на использовании общеразвивающих и специальных упражнений, а также некоторых видах дыхательных упражнений.

Психофизическая тренировка – это метод самовоздействия на организм. Проводится с целью повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья, эмоционального настроения.

Слайд 16

  1. Творческий характер процесса обучения

Каждый из нас знает, как важно ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. В связи с этим мною используется игровая методика, занимательные уроки или вводятся занимательные элементы в уроки, нестандартные уроки: уроки - игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии, что позволяет избежать утомления обучающихся, свести к минимуму учебный стресс, достичь хороших результатов в преподавании.

Слайд 17

  1. Использование оздоровительной силы природы

- прогулки на свежем воздухе (динамические перемены);

- экскурсии;

- подвижные игры на свежем воздухе и т.д.


Слайд 18

5.Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс

Далеко не всем обучающимся легко дается учеба, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища.

Разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья обучающихся. В практике работы использую разноуровневые разъяснительные инструкции.

Методы здоровьесбережения все чаще используются учителями в учебном процессе. Учителя стали чаще проводить физминутки, следят за санитарно-гигиеническими условиями учебного процесса, за правильностью осанки учеников, обращают внимание на смену учебной деятельности, на объем и сложность задаваемого на дом материала, в воспитании уделяют вопросам здоровья.

При таком обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе.

Многое еще предстоит сделать: менять психологию учителя, преодолевать авторитарность и однообразие традиционного урока, постепенно переходить от информационных моделей обучения к моделям усовершенствования личности, на уроках создавать атмосферу доброжелательности, веры в силы и успех ребенка.

3. Подведение итогов. Рефлексия:

Слайд 19

Сегодня на занятии мы с вами:

1. Выяснили, насколько остро стоит проблема здоровья школьников на современном этапе.

2. Определили ценность здоровья для каждого из вас.

3. Поделились опытом работы в использовании здоровьесберегающих технологий в своей практической деятельности.

Слайд 20

  1. - Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять здоровье своих учеников.







Приложение 1.

На сколько процентов влияют данные факторы на наше здоровье?


Моё мнение

Данные ВОЗ

Экологические факторы



Биологические факторы



Состояние медицины



Образ жизни




















Приложение 2.

Что оказывает положительное воздействие на здоровье ребенка во время урока?





















Приложение 3.

План – анализ

урока с позиций здоровьесберегающих технологий


п/п

Критерии

Вопросы для анализа

1

Гигиенические условия в классе (кабинете)

Чистота, температура, свежесть воздуха, освещенность, отсутствие неприятных звуковых раздражителей (эксперт ориентируется на свои органы чувств).

2

Число видов учебной деятельности, используемых учителем

Опрос обучающихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и пр. Нормой считается 4 – 7 видов за урок. Но следует помнить, что частая смена видов деятельности требует дополнительных адаптационных усилий обучающихся.

3

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности

Ориентировочная норма – 7- 10 минут.

4

Использование учителем различных видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и другие. Норма – не менее трех видов за урок

5

Чередование видов преподавания

Чередование видов преподавания не позже, чем через 10 -15 минут.

6

Использование методов, способствующих активизации обучающихся, развитию творческих начал

Это следующие методы:

-методы свободного выбора (беседа, выбор действий, свобода творчества и пр.)

-активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, ролевая игра, дискуссия, семинар и пр.)

-методы, направленные на самопознание и саморазвитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки и пр.)

7

Применение ТСО в соответствии с гигиеническими нормами

Норма – 8-10 мин.

8

Мастерство учителя при использовании видеоматериалов

Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познанию, решения в синтезе учебных и воспитательных задач

9

Позы обучающихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы

Дети на уроке не должны быть избыточно напряжены, что обычно бывает у авторитарных педагогов. Психофизический комфорт учеников на уроке - это важнейшее условие предупреждения их утомления.

10

Физкультминутки и физкультпаузы

Это обязательная составная часть урока. Норма – на 15 – 20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3 -4

повторениями каждого. При этом важно наличие у школьников желания их выполнять.

11

Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ

Выработка понимания сущности здорового образа жизни (ЗОЖ), формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработка понимания сущности ЗОЖ ит.д. Умение учителя выделить и подчеркнуть в программном материале вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

12

Наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности.

Интерес к знаниям, радость от активного учебного труда, интерес к изучаемому на уроке материалу.

13

Благоприятный психологический климат на уроке

Применение методов и форм работы, способствующих созданию ситуации успеха, т.к. наличие стрессов, отрицательные эмоции свидетельствуют преобладании на уроке здоровьеразрушающих тенденций. Приветствуются эмоционально-смысловые разрядки: улыбки, уместные остроумные шутки, поговорки, афоризмы и пр.

14

Итоговая плотность урока

Количество времени, затраченного непосредственно на учебную работу должно быть в диапазоне от 60 до 80%.

15

Момент наступления утомления обучающихся и снижения учебной активности

Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма – не ранее чем за 10 – 12 минут до окончания урока.

16

Темп и окончание урока

К нежелательным показателям относятся: неоправданно быстрый темп урока («скомканность»), отсутствие времени на вопросы обучающихся, торопливая, практически без комментариев запись домашнего задания.

17

Интегральный показатель эффективности проведенного урока

Состояние и вид учеников после окончания урока: на одном полюсе – спокойно-деловое, удовлетворенное, умерено-возбужденное состояние школьников, на другом - утомленное, растерянное, агрессивное состояние.



















Приложение 4.

1. Физкультминутки в стихах.


Будем в классики играть,

На одной ноге скакать.

А теперь немножко

На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ноге)


Льётся чистая водица

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щёткой зубы трём.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Поверни головку вправо,

Поверни головку влево.

Опусти головку вниз

И тихонечко садись. (Слова текста сопровождаются движениями)


Ча-ча-ча, (3 хлопка в ладоши)

Печка очень горяча! (4 полуприседа)

Чи-чи-чи, (3 хлопка над головой)

Печет печка калачи. (4 прыжка на месте)


Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы бельё теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем всё кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем. (Подражательные движения по тексту)


Я иду и ты идёшь – раз, два, три. (Шагаем на месте)

Я пою и ты поешь – раз, два, три. (Хлопаем в ладоши)

Мы идём и мы поём – раз, два, три. (Шагаем на месте)

Очень дружно мы живём – раз, два, три. (Шагаем на месте)








2. Пальчиковые игры.


«Моя семья»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)


«Капуста»

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту трём-трём,

Мы капусту жмём-жмём.

(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)


Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки.

Ну а теперь мы от Земли

Отталкиваем тучки.

(Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.)


Руки мы на стол положим,

Повернём ладонью вверх.

Безымянный палец тоже

Хочется быть не хуже всех.

(Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.)


«Многоножки»

Руки находятся на краю парты. По сигналу учителя «многоножки» начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем, направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.


«Двуножки»

Игра проводится аналогично предыдущей, но в «гонках» участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони.

3. Упражнения для глаз.

Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.

Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.

Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.

Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.

Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.

Обучающиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.

4. Минутки релаксации.

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем.

Мы спокойно отдыхаем.

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко... ровно... глубоко...

Наши руки отдыхают...

Ноги тоже отдыхают.

Отдыхают, засыпают.

Отдыхают, засыпают.

Шея не напряжена

И расслаблена...

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляются.

Все чудесно расслабляются.

Дышится легко... ровно... глубоко...

(Пауза.)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

5. Упражнения для профилактики осанки.

Начинаем подготовку!

Выходи на тренировку!

В путь пойдем мы спозаранку,

Не забудем про осанку.

Три, четыре, раз, два.

Я хожу с осанкой гордой,

Прямо голову держу,

Никуда я не спешу.

Раз, два, три, четыре,

Три, четыре, раз, два.

Я могу и поклониться,

И присесть, и наклониться,

Повернусь туда-сюда!

Ох, прямешенька спина!

Раз, два, три, четыре,

Три, четыре, раз, два!


«Начинается разминка»

Начинается разминка.

Встали, выровняли спинки.

Вправо-влево наклонились

И еще раз повторили.

Приседаем мы по счету,

Раз, два, три, четыре, пять.

Это нужная работа —

Мышцы ног тренировать.

А теперь рывки руками

Выполняем вместе с вами.

Раз — рывок и два рывок.

Продолжаем наш урок.


«Поднимаем руки выше»

Поднимаем руки выше,

Опускаем руки вниз.

Ты достань сначала крышу,

Пола ты потом коснись.

Выполняем три наклона,

Наклоняемся до пола,

А потом прогнемся сразу

Глубоко назад три раза.

Выполним рывки руками —

Раз, два, три, четыре, пять.

А теперь мы приседаем, Чтоб сильней и крепче стать.

6. Дыхательные упражнения.

Вдох через нос — выдох через рот;

Краткий глубокий вдох — замедленный выдох;

Медленный глубокий вдох — краткий резкий выдох;

Медленный выдох, чтобы воздух выходил узкой струей; выдох толчками;

Сделайте глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос, задержите дыхание, на выдохе считайте от 1 до 10, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счета;

Выдохните воздух и не дышите в течение нескольких секунд, затем наполните легкие воздухом, но не за один вдох, а за несколько коротких, активных вдохов;

На одном выдохе усиливайте или ослабляйте звук: жужжание пчелы: Ж-Ж-Ж-Ж... писк летающего комара: 3-3-3-3... рычание собаки: Р-Р-Р... воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда: С-С-С-С...

«Свеча» — ровный медленный выдох, глубоко вдохнуть, остановиться и медленно дуть на воображаемое пламя свечи, постараться дуть так, чтобы пламя «легло», и удержать его в таком положении до конца выдоха;

«Погаси свечу» — интенсивный, прерывистый выдох;

На одном выдохе произнесите 5—10 звуков «ф», делая короткие промежутки между звуками: ф! -ф!- ф!- ф!

«Завели машину»

Завели машину,(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш,(Выдох.)

Накачали шину,(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш,(Выдох.)

Улыбнулись веселей

И поехали быстрей,(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш-ш-ш.(Выдох.)