МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
НУДОЛЬСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
141 623 Московская обл., Клинский р-н, п.Нудоль. ул.Советская, д.38 т.8(496)245-41-80
Выступление на тему:
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки и внеурочных занятиях по вокалу
Выполнила учитель музыки
Чеботаева Светлана Александровна
Музыка – не только фактор облагораживающий,
воспитывающий, но и целитель здоровья.
В.М. Бехтерев
Здоровьесберегающие технологии- это система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.
Урок музыки сам по себе – здоровьесберегающая технология. Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Каждый урок музыки содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию.
Основные формы музыкальной работы с детьми в начальных классах и в среднем звене такие как слушание музыки, исполнение песен можно рассматривать как терапевтические, так каквосприятие музыки, ее исполнение и создание являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии.
На своих уроках и внеурочных занятиях я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:
Музыкотерапия
Вокалотерапия
Фольклорная арттерапия
Терапия творчеством
Логоритмика
Ритмотерапия
Улыбкотерапия
Итак, слушания музыки, то есть музыкотерапия.
О целебных свойствах музыки человечество узнало еще из Библии. Первым, кто научно объяснил лечебный эффект музыки, был Пифагор. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость. Благодаря шведским ученым стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа. Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы.
Знакомство с биографиями великих людей также производит определённый психотерапевтический эффект, особенно если композитору или исполнителю приходилось преодолевать какие-то жизненные испытания.
Во время слушания музыки допускаю свободную посадку за партой, использую приём «слушание с закрытыми глазами» для лучшего восприятия музыки. При повторном прослушивании использую репродукции картин художников, фотографии, видеосюжеты, заранее подготовленные и связанные с содержанием музыкального произведения. Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что такое восприятие произведений искусства положительно влияет на их психоэмоциональное состояние.
На уроках музыки и особенно на внеурочных занятиях большое внимание уделяется пению, где дети овладевают основными приемами вокально-хоровой техники. И тут я применяю еще одну здоровьесберегающую технологию – вокалотерапию.
В процессе пения – сольного или хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Главное качество певческого вдоха – бесшумность – при неподвижности плеч и грудной клетки автоматически влечет за собой всю основную установку дыхательной мускулатуры. Работая над удлинением выдоха с целью качественного исполнения медленных песен, мы не только создаем условия для увеличения объема легких и их качественной вентиляции, но и усиливаем релаксационный момент, напрямую связанный с выдохом как антонимом вдоха.Все это положительно влияет на общее состояние здоровья обучающихся.
В голосообразовании участвует ряд органов: орган слуха с его тонким устройством, сложная система голосового аппарата, органы дыхания. Они составляют одно целое, один комплекс, их деятельность строго согласована и подчинена центральной нервной системе.
Пение благотворно действует на бронхо-лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце. Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.
После занятий вокалотерапией дыхание становиться более экономным, а, по утверждению ученых, от этого зависит работоспособность человека. А о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков.
Известно, что правильно петь – это значит правильно дышать. Очень часто на своих уроках музыки, а особенно на внеурочных занятиях я использую набор специальных дыхательных и голосовых упражнений, правильный подбор которых обеспечивает более качественное функционирование сердечнососудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.
Многим известно лечебное воздействие гимнастики Александры Николаевны Стрельниковой, педагогом-вокалистом.
Эта гимнастика восстанавливает дыхание голос певцам и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом. Я использую некоторые упражнения из комплекса.
Основной комплекс дыхательных упражнений
Исходное положение: встать прямо, показать ладошки “зрителю”, руки далеко от тела не уводить. Делайте короткий, шумный. Активный вдох носом и одновременно сжимайте кулачки в ладошки.
Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу.
В момент короткого и шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются
Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена
(смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона (“понюхайте пол”).
Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.
Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос.
Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Делаем лёгкие, пружинистые, танцевальные движения, одновременно поворачивая туловище то вправо. То влево с одновременным коротким шумным вдохом делаем руками лёгкое “сбрасывающее” движение.
Кисти рук далеко от пояса не уводим, чтобы вас “не заносило” на поворотах.
Голова поворачивается вместе с туловищем то вправо, то влево. Колени то гнутся, то выпрямляются, приседание лёгкое
И.П.: встаньте прямо. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идёт к правому плечу - короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идёт к левому плечу - тоже вдох.
Словно мысленно кому-то говорите: “Ай! Как не стыдно!”. Плечи при этом не дёргаются, голова посередине не останавливается.
(Дети серьёзно относятся к выполнению этой гимнастики, прочищаются носы, дети начинают откашливаться). Если движения выполнить правильно, то сначала начинается легкое головокружение, которое быстро проходит и всегда побаливают мышцы пресса, как после интенсивных занятий физкультурой, и дети всегда знают, где находится диафрагма.
Фольклорная арт-терапия. На своих уроках я знакомлю детей с русскими народными песнями. Фольклорная терапия – это естественная система арт-терапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Все – кости рук, ног, мышцы, кровь – все до самой последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек говорит, кричит, поет. Приемы свободного движения под музыку песни развивают музыкально-творческие способности детей. В ходе проведения нетрадиционных форм урока (урок-обряд, урок-концерт) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветными сочетаниями, характером узора. В ходе занятий у младших школьников неизбежно повышается художественная компетенция, но помимо этого совершенно неоспоримым фактом психотерапевтической направленности становится надевание самого костюма и пребывание в нем.
По своему опыту могу сказать, что исполнение народных песен не только доступно детям, но и вовлекает их в творческий процесс, высоко активизирует их внимание. Наблюдая за детьми во время урока, я вижу по их лицам, какое чувство удовлетворения они получают от своей работы, как они загораются желанием научиться создавать прекрасное.
На уроках, где преобладает устная работа, для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки (логоритмика). Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.
Ритмотерапия - Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. На уроках музыки используются простейшие движения, которые можно использовать в стенах кабинета, за партами. Эти движения понятны и доступны всем обучающимся:
-марширование;
-движение рук (фразировка);
-элементарные танцевальные движения;
-игра на воображаемых музыкальных инструментах;
-«свободное дирижирование».
Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.
Самый доступный вид движения в младших классах – марширование, поэтому на уроках музыки оно используется более
Терапия творчеством. Процесс творчества требует активности и координации всех нравственных сил. Выполнение творческих заданий – один из наиболее эффективных и сложных приёмов. Творческая составляющая есть в любом из видов деятельности на уроке. Занимаясь ритмическими упражнениями, можно самостоятельно придумывать ритмы и движения. Во время слушания музыки дети могут рисовать, сочинять рассказ на тему прослушанного произведения, давать ему своё название. Используются такие творческие задания как импровизация, сочинение коротеньких песенок, соответствующих заданному образу.
Выполнение творческих заданий на уроке музыки является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния школьников. Творческие задания направлены на расширение репертуара доступных ребенку эмоциональных переживаний. В процессе музыкального творчества происходит более полное познание учеником самого себя, своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром.
Улыбкотерапия. Очень важна на уроке улыбка учителя и улыбка самого ребенка. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки.
На своих уроках я стараюсь уделять улыбке большое внимание, так как при пении на улыбке развивается правильная мускулатура лицевых мышц, пение «на улыбке» является наиболее правильным для исполнения песен, а также является необходимым для выступлений в качестве артистов. Кроме того, улыбка - это просто здорово и приятно, она поднимает настроение и способствует повышению настроения и улучшению показателей здоровья.
Считаю, что моя работа, как учителя музыки, по применению здоровьесберегающих технологий на уроках музыки вносит весомый вклад в решении педагогическим коллективом одной из важнейших задач, стоящих перед современной школой, - создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.