СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровьесберегающие технологии - это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

Вопрос о внедрении в практику работы логопеда здоровьесберегающих образовательных технологий становится весьма актуальным

Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ»

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ

Здоровьесберегающие технологии - это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

Вопрос о внедрении в практику работы логопеда здоровьесберегающих образовательных технологий становится весьма актуальным. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения одна из важнейших задач стоящих перед логопедом. Для детей с нарушениями речи это особенно значимо, поскольку, как правило, эти дети соматически ослаблены, могут иметь хронические заболевания, нарушения в

Задачи - познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе позволяют значительно улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей, ведь качественное развитие, обучение и воспитание детей невозможно без внимания к сохранению и укреплению здоровья.

Каков портрет ребёнка, имеющего речевую патологию? это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов, вдобавок ещё и часто болеющий.

На логопедических занятиях используются следующие здоровьесберегающие технологии: традиционные и нетрадиционные методы: артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, гимнастику для глаз, Су - Джок - терапия,дыхательная гимнастика, метод кинезиология, биоэнергопластика.

Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение помогает:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их (нервную проводимость)

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- уменьшить напряжённость артикуляционных органов;

Артикуляционную гимнастику с детьми я провожу с использованием зеркал, что мы сейчас и сделаем.

Одной из форм оздоровительной работы является – пальчиковая гимнастика

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Для организации коррекционно - образовательного и оздоровительного процесса с детьми я использую самомассаж рук.

Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Большие возможности в здоровье сбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика.

Дыхательные упражнения играют большую роль в воспитании правильной речи. Они развивают продолжительный, равномерный выдох, формируют сильную воздушную струю, тренируют умение экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора, тренируют ситуативную фразовую речь.

Параллельно с этим, логопедом решается и ряд оздоровительных задач, таких как:

- насыщение организма кислородом

- улучшение обменных процессов

- нормализация психо-эмоционального состояния

- повышение иммунитета

Интерес к дыхательным упражнениям поддерживается сочетанием наглядности, игровых приемов, стихотворных форм, атрибутами. Дыхательная гимнастика в начале занятия, активизирует внимание, снижает излишнюю эмоциональную и двигательную активность, создает положительный эмоциональный фон, обеспечивая плавный переход к

Если мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны на своих занятиях уделять достаточно много времени гимнастике для глаз.

Это должно стать нормой, правилом жизнедеятельности. За основу я выбрала упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз.

Следующий метод, с которым я вас познакомлю, Су - Джок терапия.

Су - Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок–терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

С успехом в своей работе использую элементы точечного массажа. Учёным давно известно, что есть связь между участками кожи и внутренними органами. В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма. И он сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного безопаснее таблеток.

Метод кинезиологии

Кинезилогия–это наука о развитии головного мозга через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения способствуют синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.

Биоэнергопластика

Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика- движение. Биоэнергопастиканаправлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме.

- Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.

1.Приветствие.

Дорогие друзья у нас сегодня необычное занятие, так как к нам пришли гости. И мы не можем его начать, не поприветствовав наших гостей, давайте крепко возьмемся за руки и произнесем:

«Я твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Доброе утро и солнцу, и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам!

Сейчас я вам загадаю загадку, а вы меня внимательно слушайте и постарайтесь ее отгадать

Дождик с раннего утра

Птицам в дальний путь пора

Громко ветер завывает

Это все когда бывает?

(Осенью)

Мы сегодня на занятии поговорим об осени!

- Что мы можем сказать об осени? Осень (какая?) - холодная, ранняя, золотая, дождливая, красивая...

- Посмотрите за окошко, вспомните, как вы шли сегодня в детский садик и ответьте на мой вопрос: «Какая погода осенью?» ( холодная, хмурая, пасмурная...).

- Что происходит с листочками осенью? Как называется это явление? Листопад. Давайте хором повторим это слово!

- Ребята, как вы считаете, осень — красивое время года? (выслушиваю ответы детей). 

2.Артикуляционная гимнастика.

К нам на занятие залетел листочек:

« Легкий, воздушный, ветерку послушный»

Этот листочек очень веселый.

Ребята возьмите все зеркала, Все смотрите на меня, я показываю, а затем делаем вместе

Улыбнитесь ему в ответ. Положите свой язычок на губку и подержите так же спокойно, как лежит листочек (лопатка). Ветерок поднимает листочек и опускает (качели), качает вправо – влево (часики).  А вот и солнышко протянуло ему свой лучик (иголка). Вдруг по листочку закапал дождик (лошадка). Кончился дождик, поднялся ветер и закружил листочек (облизать губы) молодцы

3.Упражнение «Подуй на листочки».

Осень в гости к вам пришла,

Деток радует она:

Разукрасила наш сад,

Подарила листопад.

Встаньте прямо, возьмите листочек за ниточку, поднесите его к губам, немного отодвиньте его от лица. Начинайте дуть по моей команде.

Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.

А сейчас мы с вами немного отдохнем, приглашаю детей в стать и пройти на ковер

4.Физминутка.

 Мы дорожки подметаем (имитация движений)
Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души! (подскоки на месте)
Ох, устали («обтереть пот со лба»)
Отдохнем (присесть)
И домой скорей пойдем (шаги на месте)

Давайте пройдем на свои рабочие места

Теперь поиграем с пальчиками.

5.Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики, начиная с большого),

Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки),

Листья березы, листья рябины, ( загибают пальчики, начиная с большого)

Листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем («шагают» по столу средним и указательным пальчиками).

6.Упражнение для коррекции зрения«Игра с листочком».

Раз, два, три, четыре, пять – будем мы с листочком играть!  (дети берут листок в руку и вытягивают её вперед перед собой,  сфокусировать на ней взгляд) 

Листочки вправо полетели, глазки вправо посмотрели  (отвести листик вправо, проследить движение взглядом) 

Вот листочки полетели, глазки влево посмотрели (отвести листик влево, проследить движение взглядом) 

Ветер вверх поднимал и на землю опускал…  (поднимать листики вверх и опускать вниз, дети смотрят вверх и вниз)

Всё! На землю улеглись.  (Покружиться и присесть, опустив на пол)  Глазки закрываем, глазки отдыхают (закрыть глаза) 

Ребята , чтобы мы не болели ,что нам может помочь. Массаж

7.Массаж биологически активных точек  лица« Осень в гости пришла».

По дороге золоченой – поглаживаем кончиками пальцев лоб к вискам

Осень в гости к нам пришла – массируем круговыми движениями виски

И  зверятам, и ребятам – указательными пальчиками массируем крылья носа

Всем подарки принесла – пощипываем легкими движениями щеки. Сюрпризный момент волшебный мешочек с суджоками

Ребята осень приготовила вам подарки давайте каждый пощупает подарок и скажет какие ощущения он испытывает, ребята похож на колючий ёжик

8.Су-джок терапия.

Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек

По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.

(движения по пальцам)

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!

(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)

9.Биоэнергопластика.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. 
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. 
Хлопаем по всему телу ладонями. 
На лбу, ушах, на шее, на локтях, 
На носах, на животах, на коленях и носках. 
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. 
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. 
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. 
Щипаем себя, как бы собирая складки. 
На лбу, ушах, на шее, на локтях, 
На носах, на животах, на коленях и носках. 
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. 
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. 
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. 
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку 
На лбу, ушах, на шее, на локтях, 
На носах, на животах, на коленях и носках. 
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. 
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. 
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. 
Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки) 
На лбу, ушах, на шее, на локтях, 
На носах, на животах, на коленях и носках. 
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

10.Релаксация.

— Поздней осенью всё погружается в сон. Поэтому и мы с вами примем удобную позу и закроем глаза. Вы не заснёте по-настоящему, будете всё слышать, но не будете двигаться и открывать глаза, пока «не проснётесь». Спокойный сон закончится, когда я скажу: «Открой глаза». Внимание: наступает «волшебный сон». Включается музыка

Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем (2 раза) —
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши ручки отдыхают,
Наши ноги отдыхают,
Отдыхают, засыпают (2 раза).
Шея не напряжена и расслаблена.
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется (2 раза).
Дышится легко, ровно, глубоко. (Пауза)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!

11.Итог.

Спасибо нашим пальчикам.                  

Спасибо язычку.

Красиво, четко, правильно.              

Я вас говорить научить хочу.