Использование здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно-воспитательного процесса.
Аналитическая справка по итогам диагностических исследований
Семёнова Людмила Иосифовна внедряет образовательные программы и технологии, интегрирующие образовательные и оздоровительные компоненты, направленные на сохранение и повышение работоспособности, минимизацию утомительности обучения, обеспечение возрастных темпов роста и развития детей; с учетом индивидуальной образовательной траектории учащихся. С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья учитель использует различные приемы и методы: динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке, разноуровневые домашние задания. В зависимости от ситуации и степени напряженности работы на уроке, проводит: гимнастику для глаз, физкультразминку, музыкальную паузу или даже минутный «сон».
В процессе обучения использует современные информационные технологии. Постоянно ведется профилактическая работа по предупреждению близорукости, искривлению осанки. По вопросам гигиены и охраны здоровья и формирования ЗОЖ в классе оформлен уголок «Здоровье», материалы постоянно обновляются. Учитель проводит консультации для родителей по вопросам охраны здоровья детей и подростков, формирования их здорового образа жизни.
Людмила Иосифовна считает, что организовать образовательный процесс с учетом заботы о здоровье ученика — значит не принуждать его к занятиям, а воспитывать у него интерес к познанию себя и законов мироздания. Учитель проводит постоянный мониторинг здоровья обучающихся. В течение последних трёх лет наблюдается положительная динамика снижения заболеваний:
Результаты мониторинга 2017-2020 гг.
По результатам проведенного опроса для выявления жалоб учащихся на нарушение здоровья численность учащихся с неблагоприятной динамикой состояния здоровья уменьшается. Людмила Иосифовна на протяжении 4 лет работала в классе, используя «конторки» Базарского. Уменьшается количество случаев заболеваний. Заболеваний приобретенных, вызванных и спровоцированных недостатками организации школьного учебного процесса, отсутствием надлежащих санитарно-гигиенических условий для обучения, вызванных перегрузками и неблагоприятными условиями организации образовательного процесса, не наблюдается.
основные групы заболеваний | 2015-2016 год | 2016-2017 год | 2017-2018 год | 2018-2019 год | 2019-2020 год |
ЛОР-заболевания | 4 | 5 | 3 | 6 | 5 |
заболевания глаз | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
хирургия (нарушения осанки, плоскостопие) | 5 | 4 | 3 | 3 | 2 |
заболевания ЖКТ | 4 | 2 | - | - | 1 |
Здоровый образ жизни включает в себя комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия.
Основные элементы здорового образа жизни – плодотворная деятельность, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное питание, отказ от вредных привычек и, конечно же, закаливание. И все это необходимо развивать с детства. Школа и учебная деятельность как образ жизни существенно влияют на здоровье учеников. Физическое состояние детей нуждается в поддержке, коррекции со стороны взрослых, поэтому в своей педагогической деятельности я большое внимание уделяю работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся, пропаганде ценностей физической культуры среди школьников, формированию основ здорового образа жизни. В учебно-воспитательном процессе использую здоровьесберегающие технологии. В своей работе использую оригинальные методики для укрепления здоровья учащихся: физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения, ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук, ФМ для снятия напряжения с мышц туловища, ФМ для младших школьников на развитие мелкой моторики, упражнения для глаз, дыхательную и звуковую гимнастику
На уроке провожу не только физические паузы, но и спортивные минутки, где выполняем комплексные упражнения для глаз, для нормализации осанки, дыхательные упражнения, массаж пальцев рук – пальчиковые игры, для развития моторики, памяти, внимания. Стабильные показатели физкультурных групп здоровья.
Учебный год | класс | Основная группа здоровья | Подготовительная группа здоровья |
2017-2018 | 4кл | 10 человек | 7 человека |
2018-2019 | 1кл | 19 человек | 4 человек |
2019-2020 | 2кл | 24человек | 5 человека |
В направлении здоровьесбережения с учащимися проводятся беседы по ЗОЖ, ПДД, ППБ; конкурсы рисунков; в начале учебного года составляется рациональное расписание; проводятся подвижные перемены. Учащиеся принимают активное участие в Днях Здоровья,в спортивных праздниках. В целях сохранения и укрепления здоровья учащихся я провожу консультации для родителей по вопросам ЗОЖ.
Применение здоровьесберегающих технологий способствует снижению заболеваний учащихся, повышению работоспособности, обеспечению возрастных темпов роста и развития детей, формированию у младших школьников необходимых ЗУН по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.
Мероприятия, проводимые учителем для реализации профилактики ЗОЖ
Мероприятие | Год |
Комплексы гимнастических упражнений на уроках для различных частей тела | постоянно |
Комплекс гимнастик: оздоровительная; пальчиковая, корригирующая; дыхательная. | постоянно |
Санитарно-просветительская помощь: Беседа с учащимися «Гигиена зрения»; Беседа с учащимися «Профилактика гриппа». | постоянно |
Тематическое родительское собрание «Агрессивное поведение детей» | 2016г, 2017 ,2018 |
Физкультурные музыкальные паузы с различными двигательными упражнениями | Постоянно |
Основание: анализ посещённых уроков, диагностика использования здоровьесберегающих технологий, используемых педагогом.
Директор МБОУ Трубинской СОШ ____________________ /М.В.Канищева/
27.05.2020г.