ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ
ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ гоу лнр «СуходольскАЯ СпециальнАЯ (коррекционная) Школа-интернат» Садовникова Татьяна николаевна
« ЛУЧШИЙ СПОСОБ
СДЕЛАТЬ РЕБЕНКА ХОРОШИМ – ЭТО СДЕЛАТЬ ЕГО ЗДОРОВЫМ »
ОСКАР УАЙЛЬД
Здоровьесберегающие технологии -
это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога
Н.К.Смирнов
Основная цель здоровьесберегающих технологий – сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Основные задачи:
- обеспечение школьнику возможности сохранения
здоровья на период обучения в школе;
- снижение уровня заболеваемости учащихся;
- сохранение работоспособности на уроках;
- формирование у учащихся знаний, умений и
навыков по здоровому образу жизни;
- формирование системы спортивно -
оздоровительной работы.
Основные принципы здоровьесбережения:
- Не навреди!
- Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
- Непрерывность ( работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно).
- Соответствие содержания обучения возрасту.
- Успех порождает успех (нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов).
- Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.
Классификация здоровьесберегающих технологий:
- Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.
- Технологии обучения здоровому образу жизни.
- Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности. Имеется в виду влияние учителя на учеников на каждом этапе урока и во время внешкольных занятий.
- Коррекционные технологии.
Физкультурная минутка -
динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.
Игры
дидактические , ролевые, деловые
призваны решать не только учебные задачи.
Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
Релаксация
проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.
Технологии эстетической направленности
Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.
Состояние кабинета
Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
Позы учащихся
Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.
Эмоциональные разрядки -
это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
Беседы о здоровье
Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.
Обобщая всё вышеизложенное, можно сказать, что школа способна заботиться о здоровье детей. Передовые учителя уже давно используют разнообразные элементы, снижающие заболеваемость, в своей работе. Молодым и начинающим педагогам стоит включить этот вопрос в своё самообразование. Здоровьесберегающие технологии в специальной (коррекционной) школе - мощная система, которая поможет сохранить детское здоровье.