«Использование
здоровьесберегающих
технологий в начальной школе »
- «Без здоровья и мудрость незавидна, и искусство бледное,
и сила увядает, и богатство без пользы, и слово бессильно».
Герофил (бл. 300р. к н. е.), древнегреческий врач, один из основоположников александрийской медицинской школы
Факторы, влияющие
на здоровье школьников
Санитарно-
физиологиические
Перегрузки
Гиподенамия
Стрессы
Дискомфорт
Утомление
Причини возникновения:
Неудовлетворительные условия обучение
Низкая двигательная активность
Нерациональная организация учебного прочеса
Несоответствие методик обучения возрастным и индивидуальным особенностям
Под здоровьесберегающими технологиями ученые (Ващенко О., Свириденко С.)
предлагают понимать:
Здоровьясберегающие технологии :
Благоприятные условия обучения ребенка в школе(отсутствие стрессовых ситуаций, адекватность требований, методик обучения и воспитания);
Полноценный и рационально организованный двигательный режим.
Оптимальную
организацию учебного процесса(в соответствии возрастных, половых, индивидуальных особенностей и гигиенических норм);
Повседневная деятельность школы
Знание, владение и применение здоровьесберегающих технологий является важной составляющей профессиональной компетентности современного педагога. Сохранение и укрепление здоровья детей на уроке невозможно без применения учителем здоровьесберегающих технологий. Снизить утомление детей можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует использовать средства восстановление трудоспособности. Например, дыхательные, пальчиковые, танцевально-музыкальные и массажные игры или паузы. Все это предупреждает утомляемость учащихся и является необходимым
Требования по восстановлению работоспособности
- Комплекс упражнений для физкультпаузы должен быть разнообразным;
- физкультминутки проводятся на начальном этапе утомления( 8-14 минута урока), в зависимости от возраста учащихся, сложности материала;
- упражнения должны быть интересными и простыми в исполнении;
- продолжительность проведения – 2-3 минут;
- во время проведения физкультминутки учащиеся могут сидеть за партами или стоять возле них, или у доски, в одиночку или группами.
Дыхательная гимнастика помогает:
- Укреплению дыхательной мускулатуры.
- Уменьшению заболеваний дыхательной системы.
- Повышать общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоравливать нервно-психическое состояние.
«Пузырьки»
В стакане налита вода, вставлены трубочки. По сигналу учителя ученики набирают воздух через нос , задерживают его.А потом через трубочку медленно выпускают его. Упражнение выполняется 5 – 7 раз.
Учитель: Чтобы чтение у нас было четким, быстрым, правильным, надо подготовить свои органы дыхания.
2. Дыхание животом (рука на груди) а)Глубокий вдох – на выдохе поем звуки М,Н,Д,Т,П
1. Дыхание грудью (рука на животе) а)Медленный вдох - медленный выдох.
б)Быстрый вдох– задержка –медленный выдох.
в)Вдох через нос – выдох – выдох через рот.)Глубокий вдох – быстрый выдох.
«Дудочка»
На дудочку губы похожи.(дети вытягивают губы вперед, как будто произнося звук у) Мы на ней поиграть можем.(подносят к губам дудочки, глубоко через нос набирают воздух) Ду-ду-ду, Ду-ду-ду.
Ду-ду-ду, Ду-ду-ду. (дети имитируют игру на
дудочке,постепенно выдыхают воздух).
«Дятел»
Улыбнулись, вздохнули. (Дети глубоко вдыхают) Дятла в гости пригласили.(дети протяжно зовут «Дятел!», «Дятел!», «Дятел!») Надо быстро работать(набирают воздух через нос) Ротик свой не закрывать:Д-д-д-д-д-д.
(Звук произносят как можно быстрее)
Пальчиковая гимнастика
помогает:
- Подготовить руку к письму.
- Развить внимание, терпение.
- Стимулировать фантазию.
- Активизировать работу мозга.
- Научиться управлять своим телом.
«Кукольный театр»
- Фантазируем. Это у нас кто? (Лисичка) -Она бегает быстро. Давайте устроим соревнования( в парах , дети перебирая пальчиками имитируют бег лисички). -Это моряки, они танцуют матросский танец. (Под мелодию "Яблочко" имитируются движения танца) и др.
Учитель: Чтобы нашим
пальчикам было интересно ,
мы посетим кукольный театр
и наши пальчики превратятся
в артистов. Поздравим артистов (машем платочком). - Кукловоды выводим кукол на сцену
Физминутки помогают:
- Снять усталость.
- Ослабить утомление.
- Проводить профилактику нарушение осанки.
- Поддерживать работоспособность, активное внимание.
«Обнимашки»
По сигналу учителя ученики медленно поднимают руки , подводят их к груди , обнимают себя за плечи. При этом медленно вдыхают через нос воздух и задерживают его.
Затем по сигналу учителя разводят руки, опускают их вниз, медленно выдыхают через рот воздух (губы сложены трубочкой). Упражнение выполняется
5 – 7 раз под спокойную
музыку.
«Дети-малыши»
Вывод
«Состояние здоровья подрастающего поколения- важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий действительную ситуацию, но и дающий прогноз на будущее».