Общие сведения |
1 | Фамилия, имя, отчество участника (полностью) | Бейдик Анна Владимировна |
2 | Квалификационная категория, звания | Специалист |
3 | Должность | Педагог - психолог |
4 | Место работы | Отдел образования администрации петровского района города Донецка Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №116 города Донецка» |
| Домашний адрес, телефон, эл. почта | г.Донецк-39, ул. Белоречинская д.2 +380713918351 [email protected] |
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕЗБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА МОУ»
"Я не боюсь еще и еще раз сказать:
забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".
В.А. Сухомлинский
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам.. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Важнейшей целью образования является: обеспечение благоприятных условий для полноценного развития ребенка как личности. Основой такого развития является психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье в целом.
Поэтому, передо мной, как психологом, встала задача психологической поддержки детей, направленная на сохранение психологического здоровья в МОУ.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа «здоровый ребенок – успешный ребенок», считаю невозможным решение проблемы воспитания социально-адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях МОУ здоровьесберегающих технологий.
Я, как педагог-психолог, реализую в своей работе несколько видов здоровьесберегающих технологий в МОУ: физкультурно-оздоровительные технологии, технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, технологии здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов..
Здоровьесберегающие технологии являются неотъемлемой частью каждого психолого-педагогического занятия, как группового или подгруппового, так и индивидуального.
В своей работе использую элементы данных видов здоровьесберегающих технологий:
Физкультурно-оздоровительные технологии - это технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья школьников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры.
В этом направление используются элементы данных видов технологий:
Упражнения с массажными ковриками
Динамические паузы (физкультминутки) — пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности.
Релаксация (Снятие психологического, мышечного напряжения для восстановления сил
Су-Джок терапия
Как сказал небезызвестный Сухомлинский В. А. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев ». И он был прав, ведь на кончиках пальцев так много точек, которые отвечают за различные органы. Соответственно, стимулируя эти точки – мы помогаем нашим органам, помимо этого точечный массаж, в частности с использованием массажного мяча.
Функциональная гимнастика (дыхательную, глазодвигательную, пальчиковую, психогимнастику), направленную на улучшение работы основных физиологических систем и органов растущего организма, совершенствование функций психики ребенка-школьника.
Корригирующая гимнастика предназначена для профилактики коррекции различных деформаций опорно-двигательного аппарата (осанки, свода стопы). В работе можно использовать комплексы, которые содержат 6—8 упражнений. Продолжительность выполнения 10—15 мин. Упражнения выполняются в среднем или медленном темпе. Между упражнениями не должно быть длительных интервалов отдыха. В течение недели желательно проводить 2—3 занятия корригирующей гимнастикой.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке. Подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Через подвижные игры достигается наиболее гармоничная координация деятельности всех органов и систем ребенка. Целесообразно подобранные с учетом возраста, состояния здоровья, степени физической подготовленности детей подвижные игры, особенно на воздухе, способствуют укреплению организма ребенка, закаливанию и тем самым профилактике обострений заболеваний.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка - это технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-школьника. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в школе и семье.
В этом направлении используются следующие элементы представленной технологии:
Игротреннинги и игротерапия (метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры)
Коммуникативные игры (Это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга. развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки)
Арттерапия (это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. Проводится с детьми с нарушениями в развитии)
Сказкотерапия (это течение в психотерапии, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории. Проводится 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.)
Песочная терапия -это ключ к внутреннему миру ребенка, один из самых органических способов выразить переживания, исследовать мир, выстроить отношения.
Музыкотерапия.
Технологии здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
В перспективе будет продолжаться работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в работу педагога-психолога: создание новых методических пособий и игр, расширение картотек, повышение квалификации по данной теме, написание новых проектов по реализации здровьесберегающих технологий.
Библиографический список
Тихомирова, Л. Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики [Текст]: монография / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль, Изд-во ЯГПУ, 2004. – 240 с.
АнтоновааЛ.Н., Шульга Т.И., Эрдынеева К.Г. Психологическиеоснования-реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях. М.: Изд-во МГОУ, 2004. 314 с
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко « Чудеса на песке» практикум по песочной терапии. Из-во « Речь» 2005 год
Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.
Никифоров Г. С. Психология здоровья: Учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер, 2003.
Мухина В. С.Возрастная психология: Учебник для студ. вузов. – 7-е изд. Стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Погосова Н. М. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
4