Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия № 20 имени Героя Советского Союза Н.Д. Дугнна
муниципального образования
городской округ Люберцы Московской области
Тема выступления
«Использование сингапурской методики
на уроках музыки»
Учитель:
Крюкова Елена Николаевна,
учитель музыки,
учитель первой категории
Присутствовали:
Председатель НМК естественно-научного цикла
Сизикова Е.В ____________________
Секретарь _____________________________
ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА № _________
От 12.01.2019
ЗАСЕДАНИЕ НМК учителей предметов естественно – научного цикла
МОУ гимназии № 20
Присутствуют __________________________
Отсутствуют ______________________________
ВОПРОС №_________
Кто выступил Крюкова Е.Н.______________
Тема сообщения и краткое изложение:
Что такое сингапурская методика, чем она привлекательна?
Методы и приемы, включенные в сингапурскую методику.
Требования к проектированию урока с использованием сингапурской технологии.
Использование сингапурской методики на уроках музыки.
Решение заседания НМК
Систематически применять на уроках музыки.
Председатель НМК ____________________________
Секретарь НМК _______________________________
Одна из главных проблем обеспечения гарантированного качества образования заключается в переосмысливание педагогами новых государственных образовательных стандартов в образовании.
Мы - учителя музыки, долгое время работаем по одной и той же программе. Первоначально это была программа Д.Кабалевского. Со временем на основе его программы Е.Д. Критская , Г.П. Сергеева и Алиев создали свою программу, по которой большинство из вас работают и по сей день. В своей практике я использовала все эти программы, они мало чем отличаются друг от друга. Во всех программах заложена одна и та же схема: знакомство с новым материалом, слушание музыки, межпредметная связь, сравнительный анализ , разучивание и исполнение песен. А всё остальное зависит от того, как мы это преподнесём учащимся, какие методы и технологии будем использовать на уроке и будет ли интересно детям. От этого и будет зависеть качество образования.
Сегодня я хочу поделиться с вами методикой, о которой не так давно услышала , но уже использую в своей практике.
Это Сингапурский метод.
Сингапурская методика - это форма и способы организации учебного процесса, которая позволяет разными способами и приемами достичь поставленной цели.
В своей практике методом сингапурской технологии я пользуюсь год. И это расширило способы преподнесения материала урока , позволило сделать урок динамичным и интересным , а так же помогло замотивировать учеников, привлечь к работе на уроках всех без исключения.
Первоначально я изучила обучающие структуры, которые постепенно вводила в разные этапы урока. Хочу отметить сразу, что подготовка к уроку отнимает немало времени, которое уделяется на подборку информационного материала к уроку. При этом необходимо предвидеть, чтобы учащимся хватило времени ответить на заданные вопросы. Каждому учащемуся на ответ отводится определённое время - тридцать секунд, оно засекается по электронному секундомеру или по часам. Структуру сингапурской методики можно использовать в различных этапах урока. По сингапурской системе обучения в работу вовлечен весь класс, в то время, как наш традиционный урок проходит в форме лекции где задействованы несколько учеников, чаще всего самые активные, остальные просто наблюдатели и слушатели. Обучаясь по сингапурской системе, учащимся приходится проявлять собственную инициативу, отвечая на заданные вопросы. Обмениваться мнениями с партнёрами. На таком уроке все учащиеся равны, нет лидеров. Вырабатываются такие качества, как совместная деятельность ,коммуникативность, сформированность собственного мнения. Пассивный ученик постепенно становится заинтересованным и активным.
Структур таких много. Я познакомлю с несколькими структурами, которые применяю в уроке.
1.Структура менеджмент - используется для того что бы управлять классом Класс разбит на несколько групп, по 4 человека в каждой. Учащиеся рассаживаются за сдвоенные парты, в центре которых находится табличка с буквами А.Б.А.Б. и цифрами 1.2.3.4. в каждом углу. Она позволяет распределять учащихся в команды, где каждый ученик находится под своим номером. А для работы в парах по плечу и лицу, партнёр отмечается буквой. Каждая группа - сплочённая команда, оснащённая рабочем материалом: тетрадь, ручка, (листочки), учебники и др. Команды получают задания и шумно в своей среде обсуждают
2.структура ХАЙ ФАЙВ – «дай пять» - сигнал, который привлекает внимание, для востановления тишины.
В начале урока учитель поднимает руку и, обращаясь к ученикам, произносит слова «Хай файв!». В ответ учащиеся тоже поднимают руку, обращая внимание на учителя. Эта структура позволяет сосредоточить внимание на учителе и подготовиться к следующему этапу урока.
Фрагмент урока: проверка домашнего задания
3. Структура РАУНД РОБИН ( круговой опрос) ТАЙМД РАУНД РОБИН (Timed Round Robin) - «круговой опрос в течение определенного времени» - обучающая структура, в которой каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течение определенного количества времени.
Например: " Вспомните, что мы проходили на предыдущем уроке?"(Каждому ученику отводится время по 20-30 сек.) отвечает ученик под №3. другие дополняют. Если ученик не был на уроке, то сведения ему сообщают учащиеся команды.
4. Клок баддис – «друзья по времени», выполнение группой конкретного задания за конкретное время, поскольку после сигнала состав команды будет меняться.
5. Тэк офф – Тач даун – «встать – сесть» - структура знакомства с классом и получения информации. Когда на заданный вопрос, в качестве положительного ответа ученики встают, те, кто не согласен, продолжают сидеть.
6. Конэрс – распределение учеников по углам класса по выбранным ими вариантам.
7. Сималтиниусс раунд тэйбл – структура, в которой все четыре члена группы выполняют письменные задания, а по окончанию передают их по кругу соседу на проверку.
8. Куиз-куиз-трэйд – «опроси – опроси – обменяйся карточками» - ученики проверяют друг друга и обучают по изученному материалу.
9. Микс пэа шэа – произвольное смешение класса под музыку, образуя случайную пару, когда музыка заканчивается, и обсуждают тему в коротких ответах (Релли робин) или в полных.
Требования к проектированию урока с использованием сингапурской технологии.
Инновационность использования образовательных структур заключается, прежде всего, в четко организованных действиях обучающихся на уроке. Проектирование урока с применением современных образовательных технологий, в том числе образовательных структур, предполагает соблюдение следующих требований:
1. Профессиональный подход к постановке целей урока. Необходимо ясное понимание: с какой целью обучающиеся выполняют то или иное задание. При подготовке к уроку следует продумать цели всех уровней: цели обучения данному предмету; цели раздела, темы, цели всего урока, цели этапов урока – его частей или эпизодов, отдельных заданий и т.д.
Сегодня целевая установка урока – это совместная деятельность учителя и обучающихся. Тема урока не преподносится учителем, она выводится через проблемные ситуации, проблемный диалог, и каждый из присутствующих на уроке имеет возможность определить приоритетные цели и свои результаты урока.
2. Работа над плотностью урока. За счёт более глубокого планирования, дифференциации и индивидуализации необходимо довести плотность уроков до оптимального уровня. Сингапурскими коллегами предложено использование таймеров (часов) для формирования у детей «чувства» реального времени. Самое общее условие экономии времени вытекает из определения урока как управляемого процесса. Управление в данном случае — организация взаимодействия учителя и обучающихся по достижению целей урока. Следовательно, на уроке не должно быть места тому, что не «работает» на достижение цели. Самой распространенной ошибкой потери времени на урок является любая деятельность учителя или обучающихся, которая не предваряется вопросом (заданием) и результат которой не проверяется. В данном случае нарушается элементарное требование дидактики к реализации приемов образовательной деятельности: вопрос (задание) – деятельность обучающихся – проверка результата выполнения.
3. Адресная информация. Необходимо использовать максимальное число каналов получения информации (слуховой, зрительный, моторный).
4. Четкость и продуманность заданий. Ясный инструктаж по выполнению заданий, точная постановка учебных вопросов помогут добиться исчерпывающих ответов. Постоянное обучение детей формулировать вопросы поможет развивать регулятивные универсальные учебные действия.
5. Ответственность обучающихся на уроке формируется через привлечение обучающихся в качестве тренеров, помощников учителя и т.д.
6. Комплексное требование к решению образовательных задач посредством учебного предмета. Данное требование возможно через систематическое использование пропедевтических творческих и информационных заданий (на 1-3 урока вперёд) для пар, команд, отдельных детей.
7. Работа над развитием речи учащихся. Умение вести диалог, дебаты, публичные выступления, говорить шепотом, умение взаимодействовать предусмотрено каждой образовательной структурой (Релли робин,Сингл раунд робин, Континиус раунд робин, Таймд раунд робин)
8. Организация самостоятельной деятельности обучающихся.
9. Использование различных режимов или уровней коммуникации с детьми (индивидуальный, парный, групповой, общий).
10. Чёткое структурирование учебного материала. Ученику необходимо увидеть основные понятия, их углублённый вариант и дополнительные сведения культурологического характера, необязательные для запоминания. Создание учителем интеллектуального «фона»/среды возможно через использование следующих образовательных структур: Коннэкт-экстенд-челэндж, Зумин.
11. Соблюдение здоровьесберегающего аспекта урока возможно, в том числе через использование следующих приемов: Микс пэа шэа, Микс-фриз-груп.
12. Дифференцирование домашних заданий. Домашнее задание требует от учителя четкого программирования дифференциации домашних заданий, подробные инструкции по использованию наиболее рациональных приёмов и времени. Необходимо донести до учащихся способ выполнения домашнего задания, это даст более продуктивный результат.
Важно понять, что технология, метод, прием – не самоцель, а способ достижения оптимального результата. Поэтому весьма важно разумное использование образовательных технологий, форм организации учебной деятельности, средств и методов обучения. Только обоснованный выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения принесёт максимальный образовательный эффект .
Заключение.
Многие учителя сталкиваются с отсутствием интереса к обучению и творчеству у современных школьников, а ведь это самый мощный инструмент в получении знаний по предмету и многостороннему развитию способностей. Сингапурская технология обучения на уроке увеличивает разнообразие форм и средств, которые повышают и стимулируют любую, в т.ч. творческую, активность учащихся.
Применение прогрессивных обучающих структур позволяет по-новому переосмыслить учебный процесс и направить обучение в сторону групповых и парных форм работы с учениками [3].
Сингапурская система обучения несет в себе массу плюсов:
Около половины детей в классе учатся одновременно говорить и слышать, исправлять чужие ошибки, таким образом, закрепляя, корректируя и дополняя свои знания.
Резко возрастает активность каждого ученика в процессе, особенно в функции «учитель».
Каждый ученик оказывается в центре вопроса, ему необходимо общаться, чтобы научить товарища тому, что знаешь сам, тем самым создается положительное отношение к процессу обучения.
Обучение для каждого ребенка без исключения становится интересным и результативным, а качество знаний по предмету существенно растет.
У учеников развиваются коммуникативные качества, креативное мышление, они учатся сотрудничать, критиковать и принимать критику.
Любой урок становится похожим на увлекательную и насыщенную игру и несет в себе исключительно положительные эмоции.
Таким образом, используя обучающие структуры Сингапурской методики обучения на уроках, повышается мотивация обучающихся к изучаемому предмету. Что ведёт к более эффективному освоению школьниками образовательной программы.
Таким образом, использование обучающих структур сингапурского метода обучения дает возможность формировать навыки коммуникативного общения, приводит учащихся к взаимодействию ученика с учебным материалом и взаимодействия ученика с учеником. С помощью взаимодействия ученика с учебным материалом мы способствуем возникновению ситуации, когда ученики работают на уроке больше, чем учитель. Именно ученики, обрабатывая информацию, размышляют над ней и создают связи с тем, что они уже знают. На таких уроках у детей формируется коммуникация, сотрудничество, критическое мышление и креативность, а самое главное - у учеников появляется интерес к предмету, что способствует успешному обучению.
Список используемой литературы.
1. http://www.semlot.ru/obrazovanie/
2. https://emigrant.guru/kak/sposoby/study/obuchenie-v-singapure.html
3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985.
4. Воронцов А.Б.. Основные составляющие развивающего эффекта образовательной системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. – М.,2000
5. Навыки и компетенции 21 века. АУ УР «Региональный центр информатизации и оценки качества образования». – Ижевск, 2015.
6. Носова И.В.. Особенности работы в малых группах. – ж.''Начальная школа плюс до и после'',№6 – 2004 г., стр. 69.
7. Утеева Р. А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке // Математика в школе, 1985 №2.
8. Чиханова О.В.. Групповая форма организации урока введения нового знания. - ж.''Начальная школа плюс до и после'', №2 – 2003 г., стр.36