МКОУ «Балезинская общеобразовательная школа-интернат»
ДОКЛАД
Исправление психофизических недостатков у умственно отсталых школьников
Подготовлен: воспитателем
первой квалификационной категории
Харитоновой Ольгой Алексеевной
Зачитан: на методическом объединении
воспитателей и классных руководителей
с. Балезино, 2016г.
Исправление психофизических недостатков у умственно отсталых школьников
(Норма. Вредные привычки умственно отсталых детей)
С каждым днем ребенок проявляет все большую самостоятельность. Он изучает не только окружающий его мир, но и свое тело. И это естественно. Возраст с трех до шести лет называют периодом полового любопытства. Это любопытство в первую очередь направлено на себя.
Познание своего пола происходит через созерцание и удовольствие. И это замечательно! Поэтому не ругайте своего ребенка за «непристойное поведение». Практически все взрослые в детстве занимались мастурбацией. Обычно это происходит недолго — с раннего детства и до школы. К тому времени ребенок уже осознает свою половую принадлежность и у него появляются другие интересы. Если же малыш постоянно занимается самоудовлетворением, это может свидетельствовать о неблагополучии в семье.
Вокруг темы онанизма существует целый ряд заблуждений, а иногда и просто нелепиц. Например, раньше считали, что онанизм может привести к психиатрическим отклонениям. Подобная теория родилась из наблюдения за умственно-отсталыми детьми, которые действительно часто онанируют, но сам по себе онанизм не может привести к отклонениям в развитии, а люди, так считающие, путают причину и следствие. Ещё одна ошибка- связывать интерес ребёнка к половым органам и ранний детский онанизм с сексуальностью.
Малыши разглядывают и исследуют свои половые органы точно так же, как они рассматривают свое лицо, трогают и даже пробуют на вкус свои выделения. Однако многие родители ужасаются, увидев, как их ребенок изучает свои половые органы. Они воспринимают это как первые половые игры.
(Снимая памперс малыш сразу хватается за свою письку, маме стыдно, и она его одергивает, говоря, «что нашел игрушку…»)
На самом деле это не так.
Раздражение половых органов могут вызвать:
-нечистоты,
-тесная одежда, сужение крайней плоти у мальчиков,
-влагалищные выделения у девочек,
-глисты, различные воспалительные явления, например, молочница,
-невозможности помочиться (у мальчиков).
-любой дискомфорт в области половых органов вызванный, например, раздражением в результате жаркой погоды или недостаточно тщательного ухода за интимными зонами.
Подобные явления вызывают сильный зуд. Расчесывание само по себе доставляет удовольствие, как расчёсывание укуса комара. И чем больше ребенок чешет половые органы, тем больше зуд усиливается. Чтобы исключить медицинские проблемы, посмотрите, нет ли выделений, припухлостей, покраснений. Если что-то вызывает беспокойство – обратитесь к врачу. Если же всё в порядке, то дело совсем в другом. И, как это ни странно, в нашей, взрослой, реакции на интерес ребёнка к интимным местам.
Но сексуальное значение такое действие приобретет после того, как она достигнет половой зрелости.
Когда ребенок изучает свою ногу, руку, нос, ухо, это ведь не вызывает ужаса, не так ли? Но если они застают малыша изучающим половые органы, они начинают кричать, ругаться, оскорблять и наказывать его. Таким образом взрослые привлекают внимание ребенка к этим органам.
Обычно такое негативное отношение, как правило, проявляют те родители, кто не удовлетворяет свои сексуальные желания в силу их религиозных взглядов или запретов, которые навязывались им с детства. Они будут усиленно следить за тем, чтобы ребенок «не лез туда руками». Родитель, который скрывал свое сексуальное желание за пуританским поведением, передает эту концентрированную энергию, собранную вокруг половых органов, своему ребенку. Придирчивые взгляды, окрики и наказания довершают свое действие.
Ребенок, занимающийся в раннем возрасте онанизмом, находится в состоянии крайнего нервного напряжения. Более того, именно такое напряжение, а не выраженное сексуальное влечение, и является основной причиной того, что он начинает онанировать. Если его резко одернуть в таком состоянии, это всегда приводит к сильному стрессу, а полученная психологическая травма, может негативно сказаться на всей его дальнейшей жизни. Детский онанизм перед сном - это распространённое явление среди деток, которым трудно быстро переключиться с активных игр на сон. Онанизм расслабляет (не тело, а нервную систему!!!!) и позволяет заснуть быстрее, чем просто лёжа в кроватке.
(Предлагается мягко вывести его из этого состояния: предложить почитать, рассказать о нежелательном поведении «Я бы не хотела снова увидеть это" или "Это неприличное занятие, показать свое отношение к его поведению, (в школьном возрасте), поиграть во что – то спокойное, сделать легкий массаж, обнять его и т.д.).
То есть, всё, что вам нужно, чтобы снизить тягу ребёнка к обследованию этих мест – создать условия, чтобы ребёнок получал эмоциональное расслабление через разные формы контакта своего тела.
Обычным детям этого будет достаточно, чтобы на долгое время отбить у них охоту к играм с половыми органами. Было бы неплохо наблюдать издали за группой детишек, находящихся в возрасте, когда появляется интерес к сексу, и следить, чтобы у них было достаточно игрушек и прочих вещей, которые бы могли отвлекать их от таких забав. Это важно потому, что некоторые дети бывают напуганы и расстроены, увидев непривычные для себя действия и услышав некоторые выражения, особенно если среди них есть озабоченные сексом подростки.
(Мальчик 3 класса показал неприличные действия по отношению к девочке Н, сделал он это демонстративно перед другими мальчиками, в итоге девочка Н, старается быстро выходить из комнаты, чтобы не оставаться одной).
Замечено, что чаще всего детский онанизм проявляется в нездоровых и неполных семьях.
Таблица (сведения взяты из документов, при наблюдении, из бесед с родителями, при наблюдении и беседах с самими детьми, медработниками)
| Наличие привычки | Неполная семья | Неблаг. климат в семье | Наличие заболевания | Другая причина |
К | | | | + | + |
Ю | + | + | + | + | |
Нт | | + | + | + | |
М | + | + | | + | |
С | + | | + | + | |
К | + | | | + | |
И | + | + | | + | |
С | | + | + | + | + |
Р | | | | + | |
Д | + | | | + | + |
Н | + | + | + | + | |
Р | | + | | + | |
А | | | | + | |
Другой причиной, по которой ребенок онанирует, является его ослабленная нервная система. Такое состояние ребенка связано со взаимоотношениями в семье и отношением к матери во время беременности. Неспокойная беременность, когда женщину заставляют нервничать, приводит к тому, что у ребенка ослабляется нервная система. Иногда это является признаком поражения эндокринной системы.
Онанизм не приносит физического вреда. В будущей взрослой жизни он утверждает предпочтение именно этой эрогенной зоны, то есть ту форму взаимоотношения полов, которая ведет к деторождению. Мозг фиксирует любые переживания ребенка и его жизненный опыт, поэтому в памяти мозга откладывается и этот эксперимент. В будущем он войдет в сексуальный сценарий и станет моделью сексуального поведения.
Мастурбация - признак того, что у ребенка не в порядке нервы.
Есть дети любого возраста, которые постоянно держат руки у половых органов. Иногда это делается даже в присутствии посторонних. Похоже, они даже не осознают, чем занимаются. Эти дети, как правило, страдают нервным расстройством. Однако не мастурбация становится причиной расстройства, а напротив, дети мастурбируют, потому что у них что-то не в порядке с нервами. Поэтому необходимо в первую очередь установить, чем ребенок обеспокоен, а не пытаться отучать его от дурной привычки.
Конечно, это не значит, что следует поощрять онанизм. Просто надо относиться к этому как к определителю будущей формы половой жизни.
Настороженность должно вызвать длительное и частое мастурбирование. Иногда к нему прибегают дети, которые находятся в хронической психотравмирующей ситуации. Таким образом они снимают нервное напряжение и тревогу. Избегайте лишнего раздражения половых органов, стеснения и трения одеждой, избавьте ребенка от паразитов, вовремя пролечите дисбактериоз, проявления которого наблюдаются не только в кишечнике, но и во влагалище девочек.
(каждые полгода проходят медосмотры с сдачей анализов).
Вовремя выявите и вылечите урологическую патологию, например, фимоз (сужения крайней плоти) у мальчиков.
Старайтесь мягко прекращать мастурбирование. Например, расскажите ему историю, которая произошла с одним мальчиком. В этом рассказе пусть идет речь о желаемом поведении.
Ни в коем случае не грозите мальчику отрезать его достоинство, так как такое обещание родителей вызывает у малыша страх кастрации — потери полового органа и связанного с ним представления о своем превосходстве. Вы рискуете добиться обратного результата. После такого заявления ребенок начинает обращать свое внимание на то, что у него расположено ниже пояса, чаще трогает, проверяет «на месте ли?».
Профилактикой онанизма также являются:
• ежедневная смена нижнего белья;
• свободная одежда;
• упорядоченный сон;
• мытье ног на ночь холодной водой;
• быстрый подъем по утрам;
• закаливание;
• подвижный образ жизни;
• приучение к аккуратному и быстрому отправлению естественных нужд;
• увлечение интересными занятиями;
• общение со сверстниками;
• предупреждение переедания на ночь;
• ограничение возбуждающей сексуальной информации;
• психологический комфорт;
• прием на ночь успокаивающих лекарственных трав, например валерианы.
На эту особенность чувств умственно отсталых детей в свое время указывал Л. С. Выготский. Практически при воспитании новых привычек это находит свое выражение в том, что устанавливается излишне прочная связь между действием и определенным переживанием. Если какое-либо сексуальное переживание привело к образованию нежелательной привычки у здорового ребенка, эту привычку можно искоренить, изжить в сравнительно короткий срок. Аналогичное переживание у умственно отсталого ребенка сохраняет свою аффективную напряженность и силу так долго, что искоренить соответствующую привычку оказывается очень трудно.
Эти примеры вновь и вновь возвращают нас к мысли о том, что у умственно отсталых детей легко возникают и с большим трудом искореняются дурные, вредные привычки.
И наконец, чрезвычайно актуальный раздел представляет собой методика искоренения дурных привычек. Относительно способов искоренения дурных привычек у здоровых детей имеется ряд ценных указаний у К. Д. Ушинского и А. С. Макаренко. Так, например, Ушинский предостерегает против слишком крутого и быстрого искоренения привычек, считая, что привычка искореняется так же медленно, с трудом, как она и возникает. Ушинский советует при искоренении дурной привычки сперва установить причину ее возникновения и действовать против причины, не против следствия. Так, например, из-за чрезмерной строгости, допускаемой отдельными родителями, у детей может возникнуть привычка лгать, бороться с которой трудно. Гораздо легче предупредить ее появление, сохраняя спокойное, справедливое отношение к детским провинностям.
Причиной возникновения вредной привычки к онанизму часто является праздность, длительное лежание в постели по утрам и вечерам. С самого раннего детства детей следует приучать вставать с постели, как только они проснутся, ложиться спать в прохладной комнате (тогда они быстрее засыпают), руки держать поверх одеяла.
(Вечером дети долго не могут заснуть, во время тихого часа некоторые совсем не спят и поэтому начинают себе находить занятия различного рода в том числе и заниматься онанизмом). Кроме того, очень важно, чтобы досуг детей был полностью заполнен занимательными, развивающими их занятиями — играми, спортом, прогулками и т. д. Праздность, безделье создают благоприятные условия для передачи от одних детей другим всяких вредных привычек (в том числе и привычки к онанизму).
(иногда дети жалуются друг на друга о поведении после отбоя и во время тихого часа, что не означает, что это не проделывают они сами).
Искоренить привычку к онанизму очень трудно. Меньше всего могут помочь в этом случае угрозы, запугивания, обращение к сознанию ребенка, требования обещания, что он так больше не будет делать. Основными средствами борьбы с этой вредной привычкой являются значительная спортивная и трудовая нагрузка ребенка, организация режима дня, исключающая одиночество, иногда снотворное на ночь (по назначению врача).
(К сожалению нагрузка ребенка незначительна, как трудовая, так и спортивная, много энергии остается не выплеснутой).
Появлению у умственно отсталых детей множества дурных привычек способствует то обстоятельство, что, прежде чем попасть во вспомогательную школу, они иногда проводят год или два в массовой школе. Не будучи в состоянии справиться с требованиями массовой школы, умственно отсталый ребенок по большей части не учится, а привыкает бездельничать, озорничать. У него формируется привычка искать развлечений и утешений в одиночестве, в стороне от детского коллектива; возникает отвращение к учению, страх перед возможным вызовом к доске и т. д. В эти годы нередко возникает ряд дурных привычек. В будущем умственно отсталые дети с сексуальными проблемами, наследуя интеллектуально полноценных детей часто не могут стать полноценными родителями.
Таким образом, необходимо пересмотреть подход к этой проблеме, изменить стереотипное мышление к искоренению этой проблемы, подумать над некоторыми моментами режима и внимательнее относиться к детям.
Литература:
http://medkarta.com/?cat=article&id=24457
http://centr-razvitia.ucoz.ru/publ/detskaja_psikhologija_osobye_problemy/17
http://kidportal.ru/interesno-znat/vospitanie-detei/nekotorie-prichini-interesa-k-polovim-organam-u-detei.html
http://pedlib.ru/Books/3/0011/3_0011-164.shtml
http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2014/04/30/ispravlenie-psikhofizicheskikh-nedostatkov-u
http://bookap.info/book/gelder_oksfordskoe_rukovodstvo_po_psihiatrii/gl158.shtm
http://www.psi-sintez.org/Psychoparesis/Rubinstein/VII/36