СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по литературе «Сказка – ложь, да в ней намёк…»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование было проведено с ученицей 5 класса Шарифуллиной А.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по литературе «Сказка – ложь, да в ней намёк…»»

Тезисы по исследовательской работе на тему «Сказка – ложь, да в ней намёк…»

(Слайд 1)1. Введение.

Издавна люди придумывали сказки: себе на забаву, младшим на поучение. Ещё А. С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»

Всем известно, что сказки учат быть добрым, быть верным своему слову, учат не бояться трудностей, верить в себя и своих друзей, помогать тем, кто нуждается в помощи. Учат любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца и матери, всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство «полцарства».

Помимо этого, сказки учат патриотизму. Главный герой всегда с готовностью выходит защищать свою родную землю от чудищ-захватчиков.

Сказки дают понять, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и всегда побеждает зло.

А ещё я заметила, что сказки помогают представить образ будущего. Они наполнены тем светом чуда, которого нет в повседневности. Возвращая в состояние готовности к чуду, к возможности его, они ориентируют читателя как будущего созидателя, творца, мотивируют его. Поэтому можно предположить, что сказки помогают человеку претворить мечты в жизнь. «Сказка – ложь…», но именно она даёт понять, что фантазии, волшебство могут стать реальностью.

В своей работе мы попытаемся это доказать.

(Слайд 2) Гипотеза – сказки являются двигателем прогресса.

Цель исследования - выявить влияние сказки на прогресс, на развитие цивилизации – предполагает решение следующих задач: 1) прочитать, проанализировать русские народные сказки, литературные сказки;2) найти волшебные предметы, определить, прообразом каких современных предметов они являются; 3) проиллюстрировать результаты исследования.

(Слайд 3) В своей работе мы использовали различные методы исследования: чтение и изучение русских народных сказок, литературных сказок; изучение научных изобретений; сопоставление волшебных предметов и предметов современности, появившихся в нашей жизни в результате научных открытий.

(Слайд 4) 2. Итак, «Сказка – повествовательное, народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил», - читаем мы в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и обращаем внимание слушателей на то, что речь пойдёт именно о волшебных сказках.

(Слайд 5) Обратившись к истории создания сказки, мы выяснили, что сказка – древнейший жанр устного народного творчества - никогда не создавалась специально для детей. Нельзя не сказать, что русская сказка не раз подвергалась гонениям. Церковь боролась с народными сказками. Так в 13 веке епископ Серапион Владимирский запрещал «басни баять» (понятие «сказки» появилось позже), а царь Алексей Михайлович издал в 1649году специальную грамоту с требованием положить конец «сказыванию» и «скоморошеству». И в19 веке, и в 20веке чиновники боролись с народной сказкой, ругая её за то, что она уводит детей от реальности. (Слайд 6) Однако, уже в 19 веке появились люди, которые хотели собирать устное народное. Благодаря их именам мы можем наслаждаться этими произведениями.

Мыслители прошлого считали сказку вредной, потому что она «уводит детей от реальности». Мы считаем, что способность развивать воображение – важное достоинство сказки! Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией! Мы лишились бы почти всех замечательных произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями, изобретений , научных открытий!

Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает ему будущее.

Читатель сказки, рассказчик и слушатель – отнюдь не пассивные сторонние лица, а равные участники действия. Ребёнку обязательно нужно читать сказки, потому что только ребенок в его состоянии чистоты может настолько поверить в сказку, что способен претворить ее в реальность. Для детей нет невозможного, нет таблички «Закрыто». Еще Флоренский говорил о гениальности детей. Художники, писатели, изобретатели, учёные – это взрослые, которые, повзрослев, не расстались со сказкой. Вера в возможность чуда сопровождает их всю жизнь.

(Слайд 7) Проанализировав народные и литературные сказки, мы обратили внимание на то, что человек всегда стремился подняться над обыденной жизнью, мечтал преодолеть земное притяжение, ощутить настоящую свободу, чтобы почувствовать объёмность и бесконечность мира. Для этого ему не нужны были специальные, умные аппараты, герои летали с помощью самых простых вещей, которые нашлись в доме. Это метла, которой подметали пол; ступа, в которой толкли зерно для получения муки; ковёр, которым украшали жилище.

Благодаря фантазии наших далёких предков были изобретены (Слайд 8) дирижабль, (Слайд 9) самолёт(Слайд 10). Давняя мечта человека о полёте сбылась.

(Слайд 11) Когда-то только сказочному герою, обладателю волшебных предметов: блюдца и яблока, можно было сказать:

«Катись, катись, яблочко,
По серебряному блюдечку,
Покажи ты мне на блюдечке
Города и поля,
И леса, и моря,
И гор высоту,
И небес красоту».

Сегодня с помощью компьютера или телевизора можно без труда переместить в любую точку мира, посмотреть на нашу Землю сверху, увидеть её необъятные просторы, полюбоваться красотой.

Начало было положено в 1923 году Владимиром Козьмичом Зворыкиным.

Регулярное телевещание в России началось 10 марта 1939 года.

(Слайд 12) Только в сказке, возможно, было, обратившись к волшебному зеркальцу, спросить: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» и получить ответ.

Система видеосвязи может осуществляться через Интернет, через мобильную связь. Благодаря интернету можно не только разговаривать с человеком, находящимся на другом конце Земли, но и видеть его. Для этого нужно специальное устройство, которое называется web-камерой.

(Слайд 13) Кроме того, волшебные предметы помогали облегчить быт. Достаточно было сказать: «По щучьему велению, по моему хотению…», и вёдра с водой сами отправлялись домой.

А спустя столетия был изобретён водопровод. Первый водопровод был деревянным.

(Слайд 14) Горшочек, который сам варил кашу, по нашему мнению, стал прообразом скороварки и мультиварки.

(Слайд 15) А скатерть- самобранка – так называемого, шведского стола, на котором можно найти всё, что душе угодно.

(Слайд 16) Различные средства передвижения, описанные в сказках, помогали вырваться из многолетнего плена, быстро переместиться из одной части света в другую. Емеля опять-таки «По-Щучьему велению» управляет санями без лошади, отравляется во дворец к царю на печи. Не эти ли волшебные предметы подтолкнули конструкторов к удивительным открытиям? Посмотрите, какой путь проделали изобретатели от первого наземного самоходного средства до современного автомобиля (Слайд 17), (Слайд 18), (Слайд 19), (Слайд 20), (Слайд 21).

В России первые автомобили начали строить в начале 20 века.

(Слайд 22) Первый паровоз Джорджа Стефенсона появился в 1814 году.

(Слайд 23) Первый паровоз в России был построен в 1834 году на Урале замечательными русскими механиками, крепостными Черепановыми.

(Слайд 24) Сказочный герой, надевший волшебные сапоги получал способность передвигаться с большой скоростью. По некоторым данным, каждый сделанный шаг переносил владельца сапог на значительное расстояние (отсюда «семимильные», то есть каждый шаг равнялся семи милям).

Опытные образцы этой чудо-обуви были испытаны и запатентованы в 2001 году изобретателем из Уфы – Виктором Гордеевым.

(Слайд 25) В Японии изобретены "штаны-самоходы", которые избавляют человека от усталости во время прогулок, автоматически переставляя его ноги. Штаны весят 17 кг, но носить их не тяжело, так как человек не тратит сил на ходьбу.

(Слайд 26) Волшебный клубок, подаренный Ивану-царевичу старичком, помог найти и спасти царевну-лягушку. Сегодня этот волшебный предмет называется навигатор (Слайд 27).

(Слайд 28) Чувствуя свою беспомощность перед силами природы, перед судьбой, желая изменить её, чтобы только спасти своих любимых, наши предки придумали живую воду, молодильные яблоки. Сегодня бороться с болезнями человечеству помогают чудодейственные лекарства.

Хочется отметить, что обычные предметы быта неслучайно наделялись необычными свойствами. С их помощью сказочные герои непременно побеждали зло.

(Слайд 29) Продемонстрировав волшебные предметы и сопоставив их с результатами изобретений, научных открытий, мы не сомневаемся в том, что фантазии наших предков направляли деятельность учёных, конструкторов, таким образом, способствуя развитию человечества. Надеемся, что и вас смогли в этом убедить. Вы спросите, в чем актуальность этой темы? Я скажу вам! Сказка помогает изменить жизнь.

(Слайд 30) И ещё одна интересная информация, которой хочется с вами поделиться.

В психологии есть такое понятие «самоисполняющиеся сказки». Это сказки, авторами и героями которых являемся мы сами. В вашей сказке может происходить всё, что вам угодно, любые чудеса и превращения. Возможно, вам захочется стать принцессой, волшебницей или кем-то ещё – пожалуйста! Не стесняйтесь, отпустите свою фантазию и позвольте себе погрузиться в сказочный мир. В сказке вы описываете ситуацию, которая требует разрешения. Разумеется, в лучших традициях сказочного жанра. И в подробностях описываете историю того, как ситуация разрешилась и как главный герой сказки доволен и счастлив. Вот сказка и готова. Как видите, ничего сложного тут нет. Главное начать, а дальше всё получится само собой. Порой мы даже не подозреваем о том, на что способна наша фантазия, а она на самом деле способна на очень многое.

Читайте и сочиняйте сказки сами.

Волшебство-не сказка, уводящая от реальности.

Это состояние окрыленной души.

Творя себя, мы творим и мир вокруг себя, наполняя пространство светом своей любви.

В волшебство не надо верить - нём надо жить!