СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследование лексико-семантической группы "растения" в ранней лирике С.Есенина

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследование лексико-семантической группы "растения" в ранней лирике С.Есенина»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Северодвинская гимназия №14»



Секция языкознание




«Исследование лексико - семантической группы

«растения» в ранней лирике С.А.Есенина»





Щетенкова Марина Сергеевна

7 А класс


Руководитель:

Стифорова Юлия Николаевна

учитель русского языка

и литературы

высшей квалификационной категории







Северодвинск

2021


Оглавление

Введение 3

Глава 1. С.А. Есенин и его лирика 4

Глава 2. Лексико – семантическая группа «растения» в лирике С. Есенина 5

Глава 3. Роль лексико – семантической группы «растения» в лирике С. Есенина 7

Заключение 11



Список литературы 12


Приложение №1

Алфавитный указатель слов лексико – семантической группы «растения» 13















Введение


В системе языковых средств слово играет важнейшую роль. Русские писатели, восхищаясь красотой, силой, богатством русского языка, прежде всего отмечали разнообразие его лексики, в которой заключены неисчерпаемые возможности для передачи самых различных значений.

В учебных пособиях Розенталя Д.Э., Шмелева Д.Н. «Современный русский язык» содержатся общие теоретические сведения о словах однозначных и многозначных, о способах переноса значений слова, о функциях многозначных слов. В исследованиях Голуб И.Б. «Стилистика русского языка», Розенталя Д.Э. «Практическая стилистка» отмечается, что наличие у многих слов русского языка переносного значения позволяет использовать эту их особенность как средство художественной изобразительности.

Предметом исследования является слова лексико - семантической группы «растения», использованные в прямом и переносном значении.

Актуальность работы.

Актуальным представляется рассмотрение вопроса о роли слов лексико - семантической группы «растения» в ранней лирике С.А.Есенина, потому что глубокое и всестороннее познание стихотворения невозможно без осмысления использования автором возможностей данных слов.

Необходимо отметить, что анализ лексико - семантической группы «растения» в ранней лирике С.А.Есенина проводился на основе описательного, статистического методов и сопровождался лингвистическим и литературоведческим комментированием, представляющим собой универсальный приём объяснения и синтеза получаемых сведений.

Цель исследовательского проекта:

Рассмотреть слова лексико - семантической группы «растения» с учетом их стилистических особенностей.

Задачи работы:

1. Исследовать раннюю лирику С.Есенина, датированную 1910 – 1916 гг, с целью выявления и определения отношений слов лексико-семантической группы «растения».

2. Определить роль слов лексико - семантической группы «растения» в лирике С.А.Есенина дореволюционного периода.



Глава 1

С.А. Есенин и его лирика


Среди замечательных русских поэтов ХХ века Сергей Александрович Есенин занимает свое особое и очень почетное место. Настоящий сын русского народа, он стал подлинным народным художником слова, искренне и страстно любившим и воспевавшим свою великую Родину, ее людей, природу, радости и заботы, «все, что душу облекает в плоть»1.

Первый сборник стихов "Радуница" (1916) привлек внимание проникновенным изображением природы и "праздничностью зрения", которую сам Есенин впоследствии осознал как живую черту народного мироощущения, связав её с органической образностью русского языка, с обрядовым и орнаментальным народным искусством.

«В стихах моих, - писал поэт в 1924 году, - читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование и ту образность, которая указала пути многим и многим молодым поэтам и беллетристам. Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах. Он живет во мне органически так же, как мои страсти и чувства. Это моя особенность, и этому у меня можно учиться так же, как я могу учиться чему-нибудь другому у других».













Глава 2

Лексико – семантическая группа «растения» в лирике С.Есенина


Обратимся к словам лексико – семантической группы «растения» в лирике Есенина дореволюционного периода и рассмотрим их с точки зрения типологии и структуры. Данные слова выделены методом сплошной выборки.

Нами были прочитаны стихотворения Сергея Есенина с 1910 по 1916 годы. В 130 стихотворениях мы обнаружили 129 слов.

Слова лексико – семантической группы «растения» являются в лирике Есенина весьма частотными.

Так, слова черемуха, ива встречаются по 5 раз, а слова крапива, камыш, рожь – по 4 раза, верба, рябина, осина – по 3 раза, дуб, липа, ковыль – по 2 раза, а слова яблоня, васильки, фиалка, маргаритка и другие – по одному разу.

«Грезит над озером рыжий овес,

Пахнет ромашкой и медом от ос». («Синее небо, цветная дуга»)

Однако самыми «востребованными» у С.А.Есенина являются такие слова, как:

береза (18 случаев употребления):

«Троицыно утро, утренний канон,

В роще по березкам белый перезвон» («Троицыно утро, утренний канон»)

ель (11 случаев употребления):

«В темной роще на зеленых елях,

Золотятся листья вялых ив» («Мечта»)

сосна (9 случаев употребления):

«Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной» («Сыплет черемуха снегом»)

Лексико – семантическая группа «растения» включает ряд слов, объединенных гиперогипонимическими отношениями: слова цветы, трава, кусты, деревья выступают гиперонимами2 (слова с широким значением, выражающие общее, родовое понятие), а названия конкретных растений – гипонимами3 (слова с более узким значением, обозначающие подчиненное, видовое понятие).

Таким образом, в лирике С.Есенина мы можем выделить следующие гиперогипонимические отношения:

слово цветок является гиперонимом слов ромашка, васильки, фиалка, резеда, левкой и др. и в то же время само выступает как гипоним по отношению к слову растение. Всего в данной подгруппе 15 слов.

слово дерево является гиперонимом слов береза, черемуха, осина, липа и др. и в то же время само выступает как гипоним по отношению к слову растение. Всего в данной подгруппе 51 слово.

слово куст является гиперонимом слов вишня, смородина, сирень и др. и в то же время само выступает как гипоним по отношению к слову растение. Всего в данной подгруппе 22 слова.

слово трава является гиперонимом слов крапива, лебеда, ковыль и др. и в то же время само выступает как гипоним по отношению к слову растение. Всего в данной подгруппе 41 слово.

Растения – один из самых емких и значимых образов, имеющих богатые традиции употребления в фольклоре и художественной литературе.

В лирике С.А.Есенина значимость образов тех или иных растений (цветов, деревьев) определяется не только частотностью употребления их названий, но и местом в поэтической системе, особенностями семантического наполнения.

Глава 3

Роль лексико – семантической группы «растения» в лирике С.Есенина

Художественное произведение многогранно. Чтобы разобраться, осмыслить какое - либо сложное явление, необходим детальный анализ, внимательное изучение всех его составляющих элементов.

Стремясь передать читателю свои мысли, чувства, автор под определенным углом зрения отбирает слова, фразы, соответственно их группирует, по-своему освещает факты. Воспринимая текст, читатель постигает авторский замысел.

При создании своих стихотворений С.А.Есенин пользовался всем богатством средств, которыми располагает наш язык (это и синонимы, эпитеты, сравнения и так далее). В том числе он использует и слова лексико- семантической группы «растения» в прямом и переносном значении для создания более выразительных индивидуальных поэтических образов.

Выполняя в художественной литературе эстетическую роль, слово является средством создания образа, наряду с композицией, ритмикой, мелодией. Но не всякое слово само является образом. Известно, что поэтический образ может быть создан как с помощью прямого значения слова, так и метафорически. Сергей Есенин в своей лирике великолепно использует оба способа. Однако главное, благодаря чему стихи Есенина эмоционально воздействуют на читателя, это искреннее воодушевление поэта4: «В стихах моих читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование и ту образность, которая указала пути многим и многим молодым поэтам и беллетристам. Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах. Он живет во мне органически так же, как мои страсти и чувства»,- писал Есенин в 1924г.

Основная образная тема лирических произведений Есенина – передача внутреннего состояния лирического героя через восприятие окружающего мира. Поэт вырос среди раздолья среднерусской природы, и она научила его любить «все, что душу облекает в плоть». И «зеленокосая» березка, и старый клен «на одной ноге», стерегущий «голубую Русь», и цветы, склонившие к поэту свои головки, - все это любимые образы Есенина.

В стихах мы встречаем названия множества растений (91 случай употребления слов в прямом значении). Среди них – названия цветов: мак, маргаритки, ромашки, резеда, кашка, левкои, василек; названия кустарников и деревьев: сирень, черемуха, липа, рябина, яблоня; трав: полынь, крапива, ковыль, лебеда и другие. Вот лишь несколько примеров:

«Под венком лесной ромашки

Я строгал, чинил челны…» («Под венком лесной ромашки»)

«Бреду дубравною сторонкой

Под тихий шелест тополей» («Без шапки, с лыковой котомкой»)

«Чей-то мягкий лик за лесом,

Пахнет вишнями и мхом» («Даль дернулась туманом»)

Чтобы создать выразительную картину мира, поэт использует название цветов и деревьев в прямом значении.

Но очень часто поэт прибегает к переносному, метафорическому употреблению. Таким способом Есенин выражает душевное состояние и чувства своего лирического героя, например:

восторг: «Васильками сердце светится, Горит в нем бирюза» («Заиграй, сыграй, тальяночка..»);

грусть: «И в глазах завязали маргаритки, Как болотный гаснет огонек» («Месяц рогом облако бодает»).

Умение подготовить читателя к восприятию метафоры является характерной особенностью поэта. Вначале может даваться описание предмета или явления в том виде, в каком оно улавливается с первого взгляда, и только после этого открывается путь к метафоре. Именно так конструируется стихотворение 1911 года «Темна ноченька, не спится…».

Действительно, реальная картина воссоздана, но красота поэзии Есенина не только в этом… Главное для Есенина – художника – показать эту неповторимую ночь и те чувства, которые пережил в тот момент лирический герой. Для этого и необходимы слова с переносным значением.

Так, вторая строфа начинается со сказочного пейзажа – метафоры, созвучной эмоциональному настрою героя:

«На бугре береза – свечка

В лунных перьях серебра».

Образ белой березы в лиственном уборе лунной ночью видится большой свечой, переливающейся серебром; это уже «пейзаж души», рожденный от соприкосновения с миром природы через приметы Божьего храма.

Рисуя картины природы, Есенин основывается на богатом опыте народной поэзии. Он часто прибегает к приему олицетворения.

Олицетворение в лирике С. Есенина как метафора, близкая по своей роли к психологическому параллелизму: жизнь окружающего мира, преимущественно природы, привлечённая к соучастию в душевной жизни героя, наделяется признаками человекоподобия.

Подобно человеку, цветы и деревья рождаются, растут, умирают, поют, шепчут, грустят, страдают:

«Кленочек маленький матке

Зеленое вымя сосет» («Там, где капустные грядки…»)

«Наклонив лик свой кроткий,

Дремлет ряд плакучих ив» («Микола»)

«Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе» («Сыплет черемуха снегом»)

Есенин – создатель единственного в своем роде "древесного романа", лирическая героиня которого – береза (среди всех названий растений мы обнаружили 18 случаев употребления слова береза в прямом и переносном значении). Очеловеченный образ березы обрастает "портретными" подробностями:

«Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы» («С добрым утром»).

Береза во многом благодаря Есенину стала национальным поэтическим символом России.

Есенин часто прибегает к приему олицетворения. Так, нами зафиксировано 19 случаев использования поэтом приема олицетворения, сравнений - 7, метафор – 6, эпитетов – 7. Это связано с тем, что, рисуя природу, Есенин вводит в рассказ описание человеческого быта, праздников, которые так или иначе связаны с растительным миром, он как бы переплетает эти два мира, создает один гармоничный и взаимопроникающий мир.

Человек – дитя природы. Есенин не мыслит себя, своего лирического героя вне природы. Он живет в природе, а природа живет в нем. Вероятно, поэтому в стихах Есенина так часто встречается сравнение человека с цветком, с деревьями и кустарниками:

«И я, как страстная фиалка,

Хочу любить, любить весну» («Чары»);

«Загорятся, как черна смородина,

Угли –очи в подковах бровей» («Русь»).

В лирике поэта мы встречаемся не только с названием цветов и деревьев (прямыми и переносными), но и с эпитетами, образованными от цветочных и древесных названий:

«Уведу тебя под склоны

Вплоть до маковой зари» («Темна ноченька, не спиться»).

«А степь под пологом зеленым,

Кадит черемуховый дым» («За темной прядью перелесиц»).

«Туда, где льется по равнинам

Березовое молоко» («Пойду в скуфье смиренным иноком»).

Сергей Есенин в своей лирике создает поэтические образы как с помощью прямого значения слова, так и переносного. Принцип чередования прямых и переносных значений в различных вариациях выдержан почти во всех дореволюционных стихах Есенина.

Эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения для Есенина – не формальные показатели «владения словом». С их помощью поэт глубже выражает свое отношение к жизни: «Искусство для меня - не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить».


Как мы видим, слова лексико - семантической группы «растения», использованные в прямом и переносном значении, играют существенную роль в лирике С.А.Есенина. Они являются неотъемлемой составляющей стиля и языка поэта, тесно связаны с темой стихотворения, сутью создаваемых образов, передают не только содержательно-фактическую, но и подтекстовую информацию, способствуют раскрытию идейно-эстетического содержания текста, часто выявляя его скрытые смыслы.





Заключение


В системе языковых средств слово играет важнейшую роль.

Слово способно иметь одновременно несколько значений. Явление многозначности, относится к числу важнейших проблем семасиологии и лексической стилистики.

Наша задача сводилась к обобщению материалов о лексическом значении слова. В работе нами была показана роль слов с прямым и переносным значением в художественном тексте, потому что наличие у слова нескольких значений дает простор творческому использованию лексических запасов языка.

Применив метод сплошной выборки, мы обнаружили 129 слов лексико- семантической группы «растения» в 130 стихотворениях С.А.Есенина дореволюционного периода.

Самыми «востребованными» у С. Есенина являются такие слова, как береза, ель, сосна (18, 11, 9 случаев употребления соответственно).

В лирике С.А.Есенина значимость образов тех или иных растений (цветов, деревьев) определяется не только частотностью употребления их названий, но и местом в поэтической системе, особенностями семантического наполнения.

С.А.Есенин мастерски использует возможности слов лексико- семантической группы «растения», использованных в прямом и переносном значении, для решения художественных задач: они тесно связаны с темой стихотворения, сутью создаваемых образов, передают не только содержательно-фактическую, но и подтекстовую информацию, способствуют раскрытию идейно-эстетического содержания стихотворения.

Наша работа имеет практическую значимость, потому что материалы исследовательского проекта могут быть использованы учителями русского языка и учащимися при изучении темы «Лексическое значение слова» и литературы при изучении лирики С.А.Есенина.



Список литературы


1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка.- М., 2003

2. Есенин С.А. Сочинения. - М., 1988

3. Занковская Л.В. Характерные черты стиля Сергея Есенина ∕∕ Литература в школе.-2003.-№10.-с.8

4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика.- М.,2001

5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. - М., 1995

6. Словарь лингвистических терминов ред. коллегия: Л. А. Брусенская, Г. Ф. Гаврилова, Н. В. Малычева. - Ростов - на -Дону, 2005

7. Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста. - М., 2002

8. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика.- М., 1977










Приложение №1

Алфавитный указатель слов лексико – семантической группы «растения»


Прямое

Переносное



метафора

сравнение

олицетворение

эпитет

береза

11

3

2

1

1

васильки


1




верба

1



2


вишня

1





дуб

1



1


ель

5


1

5


ива

3


1

1


камыш

1



3


кашка

1





клен




1


крапива

3



1


ковыль

1




1

кусты

5





лебеда

1





левкой

1





липа

2





лопух

1


1



мак





1

маргаритка


1




можжевельник

1





овес

1




2

осина

3





осока

1





полынь

1





резеда

1





рожь

4





ромашка

2





рябина

3





сирень

1





смородина



1



сосна

7



2


тополь

1





травы

16





тростник

2





фиалка



1



цветы

6





черемуха

2



2


яблоня

1





ячмень





1



1 Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста. - М., 2002.-с. 175

2 Словарь лингвистических терминов ред. коллегия: Л. А. Брусенская, Г. Ф. Гаврилова, Н. В. Малычева. - Ростов - на -Дону, 2005. – с. 35

3 Там же, с. 41

4 Занковская Л.В. Характерные черты стиля Сергея Есенина ∕∕ Литература в школе.-2003.-№10.-с.8

17