СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследование на тему "Определение объемов памяти у учащихся разных возрастных групп" (Амелкина А, 9 класс)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В исследовании учащегося представлены цели и задачи работы, методики для определения различных видов памяти у учащихся. Можно использоват на уроках для выполнения лабораторной работы

Просмотр содержимого документа
«Исследование на тему "Определение объемов памяти у учащихся разных возрастных групп" (Амелкина А, 9 класс)»

«OПРEДEЛЕНИЕ OБЪЁМА ПАМЯТИ У УЧАЩИХСЯ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП»   Выполнила: ученица 9Г класса МОУ сош №34 Амелкина Анастасия Руководитель: Власова Ирина Анатольевна

«OПРEДEЛЕНИЕ OБЪЁМА ПАМЯТИ У УЧАЩИХСЯ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП»

Выполнила: ученица 9Г класса МОУ сош №34 Амелкина Анастасия

Руководитель: Власова Ирина Анатольевна

 Гипотеза : чем старше школьник, тем больше у него объём памяти и лучше развиты различные её виды.  Цель  работы – определить объёмы различных видов памяти, эффективность запоминания информации и выявить преобладающий вид памяти у учащихся 5, 8, 10 классов. Задачи работы: Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме. Изучить возрастные и индивидуальные особенности памяти в учащихся разных возрастов и успеваемости посредством различных методик. Выявить преобладающие виды памяти; Сделать выводы и дать рекомендации Использовались следующие  методы : наблюдение,  естественный эксперимент, метод беседы, анализ продуктов и процесса деятельности.

Гипотеза : чем старше школьник, тем больше у него объём памяти и лучше развиты различные её виды.

Цель  работы – определить объёмы различных видов памяти, эффективность запоминания информации и выявить преобладающий вид памяти у учащихся 5, 8, 10 классов.

Задачи работы:

  • Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
  • Изучить возрастные и индивидуальные особенности памяти в учащихся разных возрастов и успеваемости посредством различных методик.
  • Выявить преобладающие виды памяти;
  • Сделать выводы и дать рекомендации

Использовались следующие  методы :

  • наблюдение,
  • естественный эксперимент,
  • метод беседы,
  • анализ продуктов и процесса деятельности.
Процессы памяти Запоминание Хранение Воспроизведе-ние Забывание

Процессы памяти

Запоминание

Хранение

Воспроизведе-ние

Забывание

Классификация видов памяти Существуют различные типологии памяти: •  по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память. •  по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память; •  по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память; •  по временным характеристикам — долговременная (декларативная) память, кратковременная память, ультракратковременная память; по физиологическим принципам  — определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная) по наличию цели  — произвольная и непроизвольная; по наличию средств  — опосредованная и неопосредованная; по уровню развития  — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая

Классификация видов памяти

  • Существуют различные типологии памяти:
  • по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память.
  • по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;
  • по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;
  • по временным характеристикам — долговременная (декларативная) память, кратковременная память, ультракратковременная память;
  • по физиологическим принципам  — определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)
  • по наличию цели  — произвольная и непроизвольная;
  • по наличию средств  — опосредованная и неопосредованная;
  • по уровню развития  — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая
Виды нарушений Нарушения памяти Амнезия Гипомнезия  — ослабление памяти Гипермнезия  — аномальное обострение памяти

Виды нарушений

Нарушения памяти

Амнезия

Гипомнезия  — ослабление памяти

Гипермнезия  — аномальное обострение памяти

Законы памяти Закон памяти Практические приёмы реализации Закон интереса Интересное запоминается легче. Закон осмысления Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится. Закон установки Закон действия Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче. Закон контекста Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше. При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше. Закон торможения При изучении похожих понятий наблюдается эффект

Законы памяти

Закон памяти

Практические приёмы реализации

Закон интереса

Интересное запоминается легче.

Закон осмысления

Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.

Закон установки

Закон действия

Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.

Закон контекста

Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.

При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.

Закон торможения

При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой.

Закон оптимальной длины ряда

Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.

Закон края

Закон повторения

Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.

Лучше всего запоминается информация, которую  повторили несколько раз .

Особенности функционирования памяти

Мнемотехнические приёмы запоминания  Мнемоника (греч. τὰ μνημονικά — искусство запоминания), мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций(связей). Основные приёмы : •  Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации. •  Рифмизация. •  Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных. •  Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией. •  Метод Цицерона на пространственное воображение. •  Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти. •  Методы запоминания цифр: закономерности; знакомые числа. •  Способ связующих звеньев применим для запоминания имен и фамилий, названий книг, то есть для любых рядов слов. •  Способ образования структурных связей помогает запечатлеть информацию, для которой трудно образовать смысловые или ассоциативные связи.

Мнемотехнические приёмы запоминания

  • Мнемоника (греч. τὰ μνημονικά — искусство запоминания), мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций(связей).

Основные приёмы :

• Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.

• Рифмизация.

• Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных.

• Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией.

• Метод Цицерона на пространственное воображение.

• Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти.

• Методы запоминания цифр:

закономерности;

знакомые числа.

• Способ связующих звеньев применим для запоминания имен и фамилий, названий книг, то есть для любых рядов слов.

• Способ образования структурных связей помогает запечатлеть информацию, для которой трудно образовать смысловые или ассоциативные связи.

РАБОТА № 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОДЕРЖАНИЯ ИНФОРМАЦИИ   1.Исследование объёма краткосрочной зрительной памяти Испытуемому предлагается запомнить и воспроизвести на бланках 20 картинок. Перед тестированием исследуемые знакомятся с набором картинок и их расположением, после чего испытуемые заполняет предложенный ему бланк, где они должны воспроизвести точность расположения предлагаемых им картинок. Обработка результатов теста состоит в подсчете числа правильно заполненных клеток бланка. Вычисляется по формуле точность зрительной памяти. Число правильно названных предметов : 20 * 100%. Справка: 100-90 % - отличная, 89-70% - хорошая, 69-30% - удовлетворительная, ниже 30% - неудовлетворительная.

РАБОТА № 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОДЕРЖАНИЯ ИНФОРМАЦИИ

1.Исследование объёма краткосрочной зрительной памяти

  • Испытуемому предлагается запомнить и воспроизвести на бланках 20 картинок. Перед тестированием исследуемые знакомятся с набором картинок и их расположением, после чего испытуемые заполняет предложенный ему бланк, где они должны воспроизвести точность расположения предлагаемых им картинок.
  • Обработка результатов теста состоит в подсчете числа правильно заполненных клеток бланка. Вычисляется по формуле точность зрительной памяти.
  • Число правильно названных предметов : 20 * 100%.
  • Справка: 100-90 % - отличная, 89-70% - хорошая, 69-30% - удовлетворительная, ниже 30% - неудовлетворительная.
Результаты теста 8 класс 10 класс

Результаты теста

  • 8 класс
  • 10 класс
РАБОТА № 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОДЕРЖАНИЯ ИНФОРМАЦИИ   2. Выявление объёма смысловой памяти. ЦЕЛЬ: определить объем смысловой памяти. ОБОРУДОВАНИЕ: Чистые листы бумаги, ручки. Работа проводится в группах или парах. На листе чистой бумаги напишите 15 любых, но всем знакомых понятий: праздник, дружба, ужин, печаль, мечта, радость, работа, зарядка, кафе, магазин, космос, путешествие, улица, музыка, время. Справка: 8-10 классы: 15-14 понятий – отличный объём, 12-13 – хороший объём, 9-11 – удовлетворительный, менее 9 – неудовлетворительный.

РАБОТА № 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОДЕРЖАНИЯ ИНФОРМАЦИИ

2. Выявление объёма смысловой памяти.

  • ЦЕЛЬ: определить объем смысловой памяти.
  • ОБОРУДОВАНИЕ: Чистые листы бумаги, ручки.
  • Работа проводится в группах или парах. На листе чистой бумаги напишите 15 любых, но всем знакомых понятий: праздник, дружба, ужин, печаль, мечта, радость, работа, зарядка, кафе, магазин, космос, путешествие, улица, музыка, время.
  • Справка: 8-10 классы: 15-14 понятий – отличный объём, 12-13 – хороший объём, 9-11 – удовлетворительный, менее 9 – неудовлетворительный.
Результаты теста 10 класс 8 класс

Результаты теста

  • 10 класс
  • 8 класс
Результаты – 10 класс

Результаты – 10 класс

РАБОТА № 2 . ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАПОМИНАНИЯ 1.  Продуктивность запоминания отдельных слов(ПЗОС) Испытуемому предлагается за 40 с. Запомнить 20 слов: трава, аромат, ракета, камень, месяц, кран, книга, поэзия, осень, сердце, рука, музыка, автомобиль, друг, диск, велосипед, рюкзак, кузнечик, телефон, песня. А после этого воспроизвести их (записать на листке слова в любом порядке). Воспроизведенные правильно отметить. Оценка результатов – 20-19 – феноменальная, 18 – 16 – отличная, 15 – 11 – хорошая, 10 – 5 – ниже среднего, менее 5 - низкая 2.  Продуктивность запоминания отдельных чисел (ПЗОЧ) Испытуемому предлагается за 20 с. Запомнить 10 чисел: 23, 17, 34, 67, 89, 93, 56, 45, 25, 85, а после этого воспроизвести их. Правильно воспроизведенные отметить. Оценка результатов – 10 – феноменальная, 9-8 – отличная, 7-6 – хорошая, менее 5 - низкая 3.  Продуктивность запоминания фигур (ПЗФ) Испытуемому предлагается за 10 с. Запомнить карточку с 12 квадратами, а после этого нарисовать их. Отметить нарисованные верно.

РАБОТА № 2 . ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАПОМИНАНИЯ

  • 1. Продуктивность запоминания отдельных слов(ПЗОС)
  • Испытуемому предлагается за 40 с. Запомнить 20 слов: трава, аромат, ракета, камень, месяц, кран, книга, поэзия, осень, сердце, рука, музыка, автомобиль, друг, диск, велосипед, рюкзак, кузнечик, телефон, песня. А после этого воспроизвести их (записать на листке слова в любом порядке). Воспроизведенные правильно отметить.
  • Оценка результатов – 20-19 – феноменальная, 18 – 16 – отличная, 15 – 11 – хорошая, 10 – 5 – ниже среднего, менее 5 - низкая
  • 2. Продуктивность запоминания отдельных чисел (ПЗОЧ)
  • Испытуемому предлагается за 20 с. Запомнить 10 чисел: 23, 17, 34, 67, 89, 93, 56, 45, 25, 85, а после этого воспроизвести их. Правильно воспроизведенные отметить.
  • Оценка результатов – 10 – феноменальная, 9-8 – отличная, 7-6 – хорошая, менее 5 - низкая
  • 3. Продуктивность запоминания фигур (ПЗФ)
  • Испытуемому предлагается за 10 с. Запомнить карточку с 12 квадратами, а после этого нарисовать их. Отметить нарисованные верно.
Результаты теста ПЗОС 10 класс 8 класс 5 класс

Результаты теста ПЗОС

  • 10 класс
  • 8 класс
  • 5 класс
Результаты теста ПЗЧ 8 класс 10 класс 5 класс

Результаты теста ПЗЧ

  • 8 класс
  • 10 класс
  • 5 класс
Результаты теста ПЗФ 8 класс 10 класс 5 класс

Результаты теста ПЗФ

  • 8 класс
  • 10 класс
  • 5 класс
Сводная характеристика объемов памяти у учащихся 10 класса

Сводная характеристика объемов памяти у учащихся 10 класса

 Сводная характеристика объемов памяти у учащихся 8 класса

Сводная характеристика объемов памяти у учащихся 8 класса

Сводная характеристика объемов памяти у учащихся 5 класса

Сводная характеристика объемов памяти у учащихся 5 класса

РЕКОМЕНДАЦИИ Человеку нужно познакомиться с приемами рационального запоминания и научиться пользоваться ими. Для этого можно использовать памятки, инструкции и т.п. Для развития зрительной и слуховой памяти широко используются зрительные и слуховые диктанты, наглядные пособия; для логической памяти – выборочные диктанты, изложения. Для развития памяти в целом полезно учить стихотворения, формировать различные образы и ассоциации

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Человеку нужно познакомиться с приемами рационального запоминания и научиться пользоваться ими. Для этого можно использовать памятки, инструкции и т.п. Для развития зрительной и слуховой памяти широко используются зрительные и слуховые диктанты, наглядные пособия; для логической памяти – выборочные диктанты, изложения.
  • Для развития памяти в целом полезно учить стихотворения, формировать различные образы и ассоциации