Усольцева Александра, ученица 7 «А» класса МБОУ «Средняя школа №7».
Слайд 1 Тема: Представления подростков о карманных деньгах.
Сайд 2 Актуальность. Проблема карманных денег существовала и существует в нашей стране. В наш век рыночных отношений, деньги стали занимать одно из главных мест в жизни не только взрослых людей, но и детей. А как же иначе, если мама с папой целый день только и делают, что говорят о том, что сколько стоит и как заработать.
Интерес к деньгам - естественный этап развития современного ребенка, который уже в три-четыре года понимает значение денег, как мерила стоимости товаров и услуг.
Стоит заметить, что во многих европейских странах проблемы карманных денег нет, так как ребёнку либо стабильно выдают строго фиксированную сумму, либо он имеет возможность зарабатывать себе карманные деньги в семье. Подростки нашей страны такой возможности не имеют, но дети хотели и хотят иметь свои деньги, чувствовать себя относительно независимыми и самостоятельными.
Таким образом, считаем для нас важным изучать отношение к деньгам современных подростков, а также узнать, как распоряжаются своими финансами современные дети.
Слайд 3 Объект: представления о деньгах.
Предмет: представление о карманных деньгах у подростков.
Цель: изучить особенности представлений о карманных деньгах у младших подростков в кадетском классе и в офис-классе.
Задачи:
1. провести теоретический анализ научной литературы по исследованию;
2. провести эмпирическое исследование, направленное на изучение представлений о карманных деньгах у младших подростков (подобрать методики, провести исследование, обработать, сделать выводы).
Слайд 4 Эмпирические методы исследования:
Незаконченные предложения в модификации под цель исследования;
Семантический дифференциал;
«Три желания».
Слайд 5 Эмпирическая база исследования: в исследовании приняли участие ученики 7-х классов средней школы № 7 г. Петропавловска-Камчатского в количестве 40 человек (20 девочек и 20 мальчиков).
Слайд 6 Гипотезой исследования выступило предположение о том, что представления о карманных деньгах у подростков-девочек и у подростков- мальчиков отличаются.
Слайд 7 Результаты:
Таблица 1
Сравнительный анализ незаконченных предложений по группам
Вопрос/ответ | % девочек | % мальчиков |
1.Я думаю, что карманные деньги это… Деньги, которые родители дают на личные расходы Деньги Хорошо | 45 - 10 | - 45 5 |
2.Я считаю, что карманные деньги нужны для… Для затрат Для потребностей Для покупок | 25 25 10 | 35 - 35 |
3.Сколько лет, на твой взгляд, должно исполниться ребенку, чтобы ему давали карманные деньги… 7 11 10 | 25 25 5 | 20 10 20 |
4.За какие поступки родители могут лишить ребенка карманных денег… За плохие поступки За «2» в школе За плохое поведение | 25 20 10 | 20 40 25 |
5.Родители делают правильно, когда лишают ребенка карманных денег за (напиши поступки)… За плохие поступки За плохие оценки За обман | 15 10 20 | 20 20 10 |
6.Я считаю, что родители поступают неправильно, когда лишают ребенка карманных денег из-за… За плохие оценки За плохое поведение Нет ответа на вопрос | 35 45 20 | 35 35 30 |
7.Я думаю, достаточно карманных денег в неделю, которые родители дают в количестве… 1000 500 5000 | 30 35 - | 35 - 30 |
8.Хорошие карманные деньги это (впиши сумму)… В месяц 5000 1000 500 В неделю 1000 700 500 В день 100 500 50 | - 30 15 25 25 25 30 30 15 | 35 - - 45 - - 15 15 - |
9.Можно обойтись и суммой… 500 100 200 | 35 - 10 | 20 10 20 |
10.Мне выдают карманные деньги на (укажи на какие расходы)… Расходы Еду Нужды | 55 - - | 25 40 15 |
11.Напиши, на что ты расходуешь карманные деньги… Еда Расходы Покупки | 50 - 5 | 50 30 5 |
12.Тебя лишают карманных денег за проступки…Если да впиши, за какие поступки… Не лишают За плохие оценки Не знаю | 50 15 - | - 25 50 |
13. Что ты чувствуешь, когда тебя лишают карманных денег… На твой взгляд, это эффективный метод воспитания… Не лишают Ничего Злость | 35 35 5 | 40 25 15 |
14.Как ты думаешь, почему важно давать детям карманные деньги… Для самостоятельности Для нужд Для расходов | 30 - 15 | 55 20 - |
15. А можно ли не давать карманные деньги детям и почему? Не знаю На усмотрение родителей Можно | 25 20 - | 35 - 40 |
16.Мои родители считают, что карманные деньги… Подготовка к взрослой жизни Это личная трата средств Деньги | 20 20 - | - - 35 |
Слайд 8 Самыми часто встречающимися ответами «карманные деньги нужны…» определились «для затрат», «потребностей», «покупок». Подростки считают, что начинать выдавать карманные деньги ребенку нужно уже с 7милетнего возраста. Самыми распространёнными причинами лишения карманных денег являются «плохие поступки», «двойки», «плохое поведение». При этом почти половина мальчиков считает, что родители поступают неправильно, когда лишают карманных денег за плохое поведение и плохие оценки. Девочки чаще не согласны с лишением карманных денег из-за плохих оценок.
Большинство подростков считают, что карманные деньги необходимы для формирования самостоятельности.
Слайд 9 Для опрошенных подростков достаточной суммой карманных денег в неделю является 1000 рублей. При этом можно заметить, что девочки чаще указывают сумму больше, чем мальчики. Вероятно, это связанно с тем, что у девочек категорий для расходов может быть значительно больше (косметика, аксессуары и т.д.). Характерно, что чем меньший срок определен вопросом, тем меньшее количество денег указывают подростки.
При описании «на что тратят свои карманные деньги» мальчики отвечают обобщенно - «на расходы», девочки используют несколько категорий: на еду, покупки, расходы. То есть у девочек более развернутые представления о расходах. При этом большую часть своего дохода (карманных денег) девочки тратят на еду.
Девочки более спокойно относятся к лишению карманных денег, 40 % девочек, считают, что родителям можно не давать карманных денег детям вообще.
По результатам метода «Незаконченные предложения» можно отметить, что мальчики относятся к карманным деньгам более ответственно и считают, что именно они помогут стать самостоятельным человеком. Многие девочки считают, что карманные деньги это всего лишь деньги, и их родители могут вообще не давать детям. При этом у девочек более сложная структура статей расходов.
Для мальчиков большую роль играет сама сумма карманных денег, девочки рассчитывают на определенную сумму, но большая часть опрошенных указывает, что при необходимости могут и обойтись.
Таким образом, мальчики считают, что деньги это путь к независимости, самостоятельности. Скорее всего это связанно с тем, что мальчик является будущим мужчиной, от которого ждут материального обеспечения семьи.
Таблица 2
Слайд 10 Средние значения методики семантический дифференциал
№ шкалы | шкалы методики | ср. зн. девочки-подростки | ср. зн. мальчики- подростки |
1 | важные | 1,95 | 2,4 |
2 | нужные | 1,95 | 2,45 |
3 | ценные | 1,75 | 2,25 |
4 | полезные | 1,9 | 2,2 |
5 | заработанные | 1,75 | 2,4 |
6 | желанные | 1,5 | 2,3 |
7 | обычные | 1,45 | 1,8 |
8 | легкие | -1,1 | 1,5 |
9 | достижимые | 1,75 | 2,45 |
10 | ожидаемые | 1,75 | 2,5 |
11 | радующие | 1,9 | 2,45 |
12 | значимые | 1,9 | 2,3 |
Результаты семантического дифференциала показывают, что мальчики в гораздо большей степени оценивают карманные деньги как: «Важными», «Нужными», «Ценными», «Полезными», «Заработанными», «Желанными», «Обычными», «Трудными», «Достижимыми», «Ожидаемыми», «Радующими», «Значимыми» средствами. Девочки склонны представлять карманные деньги (оценивая его ближе к «0»), т.е. между полезными и вредными, трудными и легкими, значимыми и незначимыми, ценными и неценными. Таким образом, девочки воспринимают карманные деньги более всесторонне, понимая достоинства и недостатки, относительность оценивания данной категории.
Таблица 3
Слайд 11 Сравнительный анализ трех желаний по группам
Желание | % девочек | % мальчиков |
Электроника | 10 | - |
Одежда | 35 | - |
Красота и здоровье | 10 | - |
Путешествие | 10 | - |
Животные | 20 | - |
Сладости | 20 | - |
Дом | 20 | 40 |
Аксессуары | 15 | 15 |
Деньги | 5 | 45 |
Машина | 5 | 55 |
Спорт | 5 | 15 |
Бизнес | - | 25 |
По результатам методики «Три желания» можно отметить, что у девочек и мальчиков различные желания относительно карманных денег. Девочки в большей степени связывают свои мечты с приобретением электроники, одежды, расходами на красоту и здоровье, путешествия, животных, сладости. Мальчики связывают свои мечты с аксессуарами, желанием преумножать деньги, приобретением автомашин, спортом и бизнесом. У мальчиков и девочек встречаются желания, связанные с тратами для дома (у мальчиков домашние траты встречаются в 2 раза чаще, чем у девочек). Можно говорить, что мальчики склонны контролировать свои расходы и стремятся к накоплению и преумножению финансов. Их представления о деньгах более ответственные, ориентированные в свое будущее, на самостоятельную и независимую жизнь.
Слайд 12 (выводы) Таким образом, по результатам исследования, можно сделать вывод, что мальчики относятся к деньгам в большей степени ответственно, видя в них возможность самостоятельности, хотят вкладывать эти деньги в свое будущее и стремятся стать независимыми и способными обеспечивать себя и близких.
6