Тема исследования: Применение цифровых образовательных ресурсов как способ повышения эффективности уроков физики
Современное общество изменяет приоритеты, появляется постиндустриальное общество т.е. общество информационное. Возникает большая необходимость в использовании новых возможностей. Современному педагогу необходимо адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Исследование показало, что использование в учебном процессе цифрового образовательного ресурса способствует развитию интереса к обучению и помогает в усвоении учебного материала. Технические факторы привели к обновлению образовательных методов и форм учебной работы, новой организации учебного процесса и новому способу оценивания полученных результатов. Цифровая революция, происходящая в настоящее время, расширяет возможности использования образовательных технологий и других средств при очном и при дистанционном обучении.
Исследование помогло определить, что учитель использует различные приемы, методы, технологии для повышения эффективности и качества урока. Одним из таких способов повышения эффективности урока является использование ЦОР.
Исследование убеждает в том, что современный мир – это мир всеобщей цифровизации, которая выражается в использовании цифровых технологий повсеместно для повышения качества жизни. Образование также не осталось в стороне от цифровой трансформации, потому в настоящее время одним из важнейших направлений развития современного образовательного процесса является переход обучения в особую цифровую образовательную среду. Цифровая трансформация образования создает новые условия для достижения планируемых образовательных результатов, влияет на методы и организационные формы учебной работы. Цифровизация образования позволяет современной школе сделать процесс образования более гибким, приспособленным не только к реалиям сегодняшнего дня, но и к новым технологичным вызовам в будущем.
В данной работе центральное место отводится одному из ключевых понятий цифровой образовательной среды - цифровым образовательным ресурсам, раскрытию потенциала их использования в образовательном процессе.
Физика — один из самых сложных школьных предметов, как для понимания, так и для преподавания. Учителю физики, идущему в ногу со временем, необходимо не только передавать знания обучающимся, но и стимулировать их к дальнейшему изучению предмета, мотивируя к получению навыков и умений, выходящих за рамки школьного курса, способствующих в будущем их профессиональному росту. Однако, как показывает практика, большинство учащихся не заинтересованы в изучении предмета даже в рамках школьного курса обучения. Можно выделить несколько причин подобного отношения к предмету: во-первых, сложность и специфичность физики как дисциплины. Во-вторых, частичное отсутствие материально-технической базы для проведения демонстрационных опытов и лабораторных работ по физике. Повысить заинтересованность и мотивацию обучающихся в изучении предмета физики и решить проблемы с недостаточным количеством практических опытов, привести качество преподавания физики в соответствие с современными стандартами позволяет активное применение цифровых образовательных ресурсов на уроке.
В ходе исследования были сформулированы выводы, что цифровые образовательные ресурсы способствуют использованию следующих методов работы на уроках физики:
1. Демонстрационный или фронтальный эксперимент применяется для объяснения нового учебного материала по физике.
2. Лабораторные работы позволяют представить изучаемый материал более наглядно, показать модели тех физических экспериментов, для которых в школе отсутствует оборудование.
3. Интерактивные экспериментальные задачи служат для визуализации наиболее важных классических задач из учебников физики, позволяют учащимся полно представить суть решаемой задачи.
4. Расчетные задачи могут быть представлены в виде виртуальных экспериментов, симуляций, в которых для проверки правильности аналитического решения и произведенных расчетов используется компьютерный эксперимент.
5. Дидактические игры позволяют при помощи игровых приемов и ситуаций стимулировать учащихся к деятельности.
6. Внедрение на уроке таких видов контроля, как компьютерные тесты и всевозможные сочетания способов диагностики, содействуют получению объективной картины уровня усвоения изучаемого материала за краткий промежуток времени, тем способствуя своевременной корректировке.
Для достижения новых образовательных результатов, формирования у обучающихся навыков и компетенций XXI века в практике своей работы использую такие образовательные платформы как Российская Электронная Школа, Глобальная школьная лаборатория, Мобильное Электронное Образование, Сберкласс, ЯКласс, UCHi.RU, LearningApps. Интерактивные возможности и задания данных платформ позволяют решать учебные задачи в рамках деятельностного подхода, способствуют активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся за счет визуализации учебной информации, возможности управления и выбора режима деятельности, учитывают интересы одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, способствуют формированию информационной культуры обучающихся. Остановлюсь подробнее на преимуществах некоторых из указанных образовательных платформ.
Учитель математики и физики Романенко В.О.